Социальная политика государства в переходной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассмотрены такие вопросы, как сущность социальной политики государства; политика государства на рынке труда и социальная помощь; политика государства в формировании доходов населения.


1. Сущность социальной политики.


Основными принципами проведения социальной политики являются:

1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

2) обеспечение помощи самым бедным семьям;

3) выдача помощи на случай безработицы;

4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы;

5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;

6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

Оглавление

Вступление…………………………………………………………………………..…..2



1. Сущность социальной политики государства…….……………….2



4 Политика государства в формировании доходов населения….……3


1.2. Политика государства на рынке труда………………..………………...6

1.3. Государственные социальные гарантии и страхование…..…………8


2. Социальная политика государства в переходной экономике…11


2.1. Социальная политика государства в переходной экономике…….….11

2. Социальная политика в переходной экономике России………...…...19

Заключение………………………………………………………………………….…..37

Список использованной литературы……………………………………………39

Файлы: 1 файл

Социальная политика государства в переходной экономике.docx

— 122.53 Кб (Скачать)

    Объективные причины  отражают  общую  полезность  занятий,  территорию, отраслевую  и  межпрофессиональную  дифференциацию  оплаты  труда,   уровень образования, неравенство владения собственностью.

    Субъективные причины связаны  с характером личности (удача,  связи, риск, авантюризм, дискриминация  и т.д.).

    Специфические причины обусловлены  текущими особенностями рыночной  среды (низкая   цена   труда,   неотрегулированность   нормативно-правовой   базы, возможность присвоения больших «теневых» доходов).

    Доходы трудящихся не  исчерпываются   названными  выше  источниками.  Во всякой рыночной  экономике   существует  и  система  компенсационных   выплат, представляющая собой важную  часть  доходов.  Такая  система   необходима  уже потому, что инфляция  с той или иной  скоростью  "съедает"  прирост  денежных  доходов населения в любой  стране. У нас же этот   процесс  шел  в  последние годы  с  нарастающей  скоростью,  а  компенсационное  возмещение  между  тем практически отсутствовало.

 Справедливости  ради надо отметить некоторую позитивную  роль  инфляции: она   не   позволяет   предприятиям   производственной,   торговой    сферы, коммерческим звеньям остановиться и  успокоиться  на  каком-то  рубеже.  Они вынуждаются  производить   все   большее   количество   товаров   и   услуг, совершенствовать их качество,  иначе  их  остановившиеся  в  какой-то  точке доходы “съест" инфляция. Однако ее ударную силу необходимо  смягчать,  вводя защитные механизмы для  малообеспеченных  категорий населения, которые,  как правило, лишены возможности трудовой деятельностью обеспечивать себя  и  тем самым целиком за счет  собственных усилий повышать или  хотя  бы  удерживать на одном уровне свое материальное благосостояние Известный способ защиты  от инфляции - индексация доходов. Но между ней и ростом  не должно быть  прямой пропорциональной связи; иначе говоря,  не  следует  ставить  цель  полностью компенсировать инфляцию. С определенной долей  допущения можно утверждать, сбалансированность  рынка  будет  достигаться  на  величину  того  "зазора", который образуется между  ростом цен и индексацией доходов.

    Индексация  доходов  возможна  со  стороны,  как   государства,  так  и предприятия,  которое  для этого отдаёт часть прибыли.

    Необходимо учитывать, что на выплаты в порядке индексации должна все же приходиться незначительная доля общих доходов трудящихся. В  противоположной ситуации создаются условия для угасания стимулирующей роли оплаты  по  труду и по созданной стоимости, индексация же доходов переходит  разумные  границы своей основной функции - социальной защиты. В  мировой практике  индексация осуществляется через такой промежуток времени, как квартал или полгода.  В некоторых сферах надбавки к зарплате производятся  по  скользящей  шкале:  в случае повышения индекса цен на  заранее  установленное  число  пунктов  или процентов -  на  определенную,  загодя  оговоренную  величину  возрастает  и заработная плата.

    Механизм индексации  уже  несколько  десятилетий  используется  в  США, Японии,  Канаде   и  более  чем  в  десяти  западноевропейских  странах;   в последнее  время  -  и  в  бывших  социалистических  государствах  Восточной Европы, выполняя  по  отношению  к  значительной  части  населения  защитные функции, он необходим еще и  для  предотвращения  социальных  взрывов,  и  с последним обстоятельством было бы опрометчиво не считаться.

1.2. Политика  государства на рынке труда.

 В двадцатом  столетии оказалось, что невозможно отдавать рынок труда  на “откуп”  стихийным  рыночным  силам.  Наиважнейшими  причинами  развития   и активизации деятельности государства в сфере занятости были:

    1) развитие НТР и повышение  роли человека в общественном  производстве;

    2)   обеспечение   общих   условий   воспроизводства,   в   том   числе воспроизводство рабочей силы;

    3) обеспечение предпринимательства  необходимыми кадрами;

    4) необходимость компромиссности и смягчения социальных конфликтов;

    5)  способствование  развитию  и  совершенствованию   интеллектуального потенциала общества;

    6) влияние идей и конкретных  социальных  достижений  (отсутствие  явной безработицы - прежде всего) капитализма;

  Влияние  государства на рынок труда  осуществляется  прямыми  и  косвенными средствами.

  Возникает  вопрос, возможна ли безработица  в нашем  обществе.  Возможна  и неизбежна,   из-за   экономического   кризиса   производства,   смены   форм собственности, курса на реализацию производства,  технического  прогресса  и структурных сдвигов в экономике, конверсии ВПК.

  Есть  два варианта развития рынка  труда. Первый заключается  в  том,  чтоб всем сохранить статус-кво, то есть всем платить одинаково  и  мало,  рабочую силу оставить иммобильной. Второй состоит в том, чтобы существенно  повысить уровень заработной платы,  но  не  всем  одинаково,  а  дифференцировано,  в зависимости  от  реального  вклада  в  производство.    При   этом   вводить трудосберегающую  технику  и   технологию,   сокращать   избыточные   кадры, выплачивать им пособие, размер которого прямо зависит от уровня зарплаты,  и предоставлять   бесплатно   возможность   переквалификации   и   помощи    в трудоустройстве.  Первый  вариант  значительно  уменьшает  качество  рабочей силы, продуктивность труда. Второй - это  модель  развития  рынка  труда  во всех развитых странах. Речь ведется о перемене концепции  рабочей  силы,  то есть об отказе от  концепции  полной  занятости  и  принятии  на  вооружение концепции эффективной занятости.

  Эффективная   занятость   -   это   модель   развития   и   использования квалифицированной,  дорогой  и  мобильной  рабочей  силы,  ориентирована  на переоценку ее возрастающих материально-бытовых потребностей. Большую роль  в реализации концепции эффективной  занятости  должны  играть  государственная служба трудоустройства, учрежденный государством  фонд  улучшения  занятости (отчисления на него составляют 1% от фонда заработной  платы независимо  от формы собственности). Необходимо организовать также службу  прогнозирования процессов,  которые  происходят  в  сфере  спроса   и   предложения   труда, разрабатывать программы  преобразования  всех  форм  уровней образования и обучения, подготовки и переподготовки рабочих кадров.  Политика  эффективной занятости является более рациональной, социально направленной, что  отвечает требованиям рынка рабочей силы.

      Страхование от безработицы предоставляется   из  специальных  страховых фондов.  Размер  выплат  зависит,   во-первых,   от   длительности   периода безработицы, во-вторых, от специфических условий  той  или  иной  страны.  В первом случае максимальные суммы выплат (от  50  до  70%  средней зарплаты) выплачиваются в первые месяцы безработицы в течение  определенного  периода.

Далее суммы  выплат уменьшаются.

      Во втором случае берется во  внимание период занятости, трудовой  стаж, физическая пригодность к труду, время предоставления помощи  и  др.  Так,  в Германии трудовой стаж должен составлять не  менее  6  месяцев  занятости  в течение 3-х лет.

Важным звеном социальной защиты  на  рынке  труда  являются  программы трудоустройства и переквалификации. При введении в  действие  этих  программ участвуют государство и предприниматели. Ежегодно американские фирмы  тратятна эти меры  млрд.  долларов.  Государство тратит  на  реализацию  программ переквалификации большую часть средств. С целью создания новых рабочих  мест государство берет на себя также выполнение  таких  общественных  работ,  как строительство дорог, канализаций и  т.д.  Во время экономического  кризиса государство  увеличивает  капиталовложения  в  государственные  предприятия.

Программы   трудоустройства    осуществляются    также    путем    льготного налогообложения компаний, которые создают рабочие места.

    В общенациональном масштабе  современное государство с целью  уменьшения армии безработных пытается регулировать заработную плату  на  таком  уровне, чтобы темпы ее роста были ниже от  роста  продуктивности  труда.  Для  этого осуществляется “политика доходов”,  активная кредитно-денежная  политика  и т.д. Такую тактику применяют  частные  фирмы,  пытаясь сделать так,  чтобы уровень продуктивности труда опережал рост оплаты рабочей  силы.  Наибольших успехов в этом деле достигли  США.  Конкретные  результаты  в  осуществлении политики трудоустройства может дать сокращение рабочего  дня.  За  последние 100 лет в большинстве развитых стран Запада продолжительность рабочего  дня сократилась вдвое. Исключением из этого правила стала только Япония.

    Обеспечение компенсации потери  рабочего места государством. Речь идет о пособиях по  безработице,  выплате  подъемных  на  новом месте жительства, выходных пособий и т.п. Вопрос упирается в  источники  финансирования  служб занятости,   системы    переподготовки   кадров,   информационных   центров, сосредоточивающих данные об излишках рабочей силы и потребности в ней.

      В настоящее время предприятия   выплачивают  часть  своих  доходов  для фонда занятости. Эти отчисления расходуются преимущественно  на  пособия  по безработице  работникам  бюджетных  учреждений,  на  переобучение  кадров  и содержание  служб занятости.

      Наиболее   перспективной   и   эффективной,   представляется   система экономических   льгот   предприятиям,   которые   сами   создадут   у   себя дополнительные рабочие места и  трудоустраивают  высвобождающих  работников, переобучают их. В награду такие предприятия могут  освобождаться   от  части налогов, получать льготные инвестиции под  прирост  рабочих  мест  и  другие предпочтения. Если же предприятие (любой  формы  собственности)  выталкивает

излишнюю  рабочую силу, то сумма ее шести  -  двенадцатимесячного  содержания должна  вноситься  в  муниципальные  органы, которые   перераспределяют   и переподготавливают высвобожденных людей. Работодателя полезно ставить  перед альтернативой: создавать новые рабочие места на собственном предприятии  или оплачивать содержание своих бывших рабочих. Именно такой  механизм,  кстати, существует в Швеции, где, как и в Японии, безработица заметно меньше, чем  в других государствах с развитой рыночной экономикой.

    Минимальная  заработная  плата   является  одним  из  важнейших   рычагов воспроизводства рабочей силы и её  стимулирования,  кроме  того,  на  основе минимальной зарплаты устанавливаются  различные  пособия  (в  том  числе  по безработице), пенсии и т.д. При установлении минимального уровня  заработной платы рекомендуется учитывать потребности работников и их  семей,  стоимость жилья, социальные льготы, уровень  инфляции, а также показатели,  которые влияют на уровень занятости. За базу минимального  уровня  заработной  платы принимают набор основных товаров и  услуг,  которые  удовлетворяют  основные физиологические и социальные нужды отдельного  человека  или типовых семей разного типа (с одним ребенком, двумя  и  др.).  К этому набору  в разных странах включают неодинаковые компоненты. В США,  например,  в  него  входит оплата наемного жилья, около 20 видов мясопродуктов, покупки 1  раз  в  пять лет подержанного автомобиля и др.

    Размер  минимальной  заработной  платы  в   развитых   странах   Запада составляет от 30 до  50%  размера  средней  заработной  платы.  В  США  этот показатель  сегодня  составляет  4.5  долларов  в  час.  Отдельный   минимум устанавливается для молодежи.

    Для  определения  абсолютного   уровня  прожиточного  минимума  наиболее точным является метод потребительской корзины.  Так,  в Болгарии  в состав такой корзины на семью из двух человек включались 552  позиции,  из  трех  - 639, а из  четырех -  652.  Потребительская корзина составляется  из  149 позиций по продовольственным товарам (или 23-27% общего  количества  позиций названных  трех  типов  семей)  с  таким  расчетом,  чтобы   структура   еды обеспечивала суточную калорийность для работающих  в  количестве  2822  кал, для пенсионеров - 2026 и для  детей  -  2123.  В Белоруссии  и республиках Прибалтики для расчета прожиточного минимума берется показатель  социального прожиточного минимума, в России, Казахстане - физиологического. С 1  апреля 1992  г.  в   Белоруссии   введен   показатель   среднедушевых   минимальных потребительских бюджетов, которые обеспечивали  бы  норму  калорийности  для трудоспособных мужчин в суме 3050 калорий и 2525 калорий для трудоспособных женщин.

    Большое  значение  на  рынке   труда  имеют  коллективные   и   тарифные соглашения. Зарплата для наемных работников регулируется с помощью  тарифных соглашений.  Более  широкий   круг   вопросов   регулируется   коллективными договорами. У них, кроме оплаты рабочей силы, фиксируются продолжительность рабочего дня и отпусков, конкретные гарантии по отношению к условиям  труда, доплаты за сверхурочные работы, за предоставление дополнительного питания  и т.д. В тарифном соглашении устанавливаются  минимальный  уровень  заработной платы в тех или иных отраслях и минимальные  гарантии  уровня  зарплаты  для работников   разной   квалификации.   Тарифное   соглашение   при    участии представителей предприятия  и  работников  составляется  при  посредничестве государства. Оно  выступает  гарантом  его  выполнения.  Во  время  действия тарифного  соглашения  забастовка  считается незаконным  средством решения трудовых споров. 

    1.3. Социальная помощь.

Для обеспечения  защиты населения государство должно,  прежде  всего,  в законодательном порядке установить основные социальные  гарантии,  механизмы их реализации, и функции предоставления социальной поддержки.

  Анализ  мирового опыта позволяет вычленить  четыре институциональные  формы социальной  защиты  населения.  Государственная  социальная  помощь   лицам, которые в силу нетрудоспособности, отсутствия работы, источников  дохода  не в  состоянии  самостоятельно  материально  обеспечить  свое   существование. Финансовыми источниками данного института защиты  являются  государственный, региональные и муниципальные бюджеты, формируемые за  счет  общей  налоговой системы. Определяющая характеристика  данного  института защиты  социально-алиментарные недоговорные  отношения  государства  с  уязвимыми  категориями населения  (инвалидами;  гражданами,  не  имеющими  необходимого  страхового стажа  для  получения  пенсий  и  пособий   по   обязательному   социальному страхованию). Выплаты в рамках этой системы  осуществляются  после  проверки нуждаемости  и  призваны  обеспечить  минимальный  доход,  размеры  которого сопоставимы  с  уровнем,  определяющим  черту  бедности.  Обязательное   (по закону)  социальное  страхование  утраты  дохода  (заработной  платы)  из-за потери трудоспосо6ности (болезни, несчастного случая,  старости)  или  места работы. Финансовые источники – страховые  взносы  работодателей,  работников (иногда государства), организованные на принципах  и  с  помощью  механизмов обязательного   социального   страхования.   Определяющие    характеристики социально-страховых отношений: замещение утраченной  заработной  платы  (это означает, что пособия увязаны с предыдущими  заработками  и  взносами,  т.е. предполагается     наличие     страхового    стажа),     солидарность     и самоответственность страхователей и застрахованных.   Добровольное  личное (коллективное) страхование работников (от несчастных случаев, медицинское  и пенсионное обеспечение).  Финансовые  источники  –  страховые  взносы  самих работников  (иногда  в  их  пользу  –  работодателей),   организованные   на принципах  и  с  помощью  механизмов   личного   страхования.   Определяющие характеристики - наличие страхового  договора  самоответственность  граждан.

Информация о работе Социальная политика государства в переходной экономике