Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 19:40, курсовая работа
В данной работе рассмотрены такие вопросы, как сущность социальной политики государства; политика государства на рынке труда и социальная помощь; политика государства в формировании доходов населения.
1. Сущность социальной политики.
Основными принципами проведения социальной политики являются:
1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
2) обеспечение помощи самым бедным семьям;
3) выдача помощи на случай безработицы;
4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы;
5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.
Вступление…………………………………………………………………………..…..2
1. Сущность социальной политики государства…….……………….2
4 Политика государства в формировании доходов населения….……3
1.2. Политика государства на рынке труда………………..………………...6
1.3. Государственные социальные гарантии и страхование…..…………8
2. Социальная политика государства в переходной экономике…11
2.1. Социальная политика государства в переходной экономике…….….11
2. Социальная политика в переходной экономике России………...…...19
Заключение………………………………………………………………………….…..37
Список использованной литературы……………………………………………39
Как
отмечалось, для этапа перехода
к рынку характерна резкая
ломка экономических пропорций,
сложившихся в предыдущий период.
Углубляется несоответствие между быстро
изменяющейся структурой спроса на рынке
труда и сложившейся ранее профессионально-
- рынка труда требуют изменений в системе высшего и среднего специального образования, системе переподготовки кадров
- занимают значительный период времени. В течение этого периода экономика неизбежно характеризуется высоким уровнем структурной безработицы. Второе: Формирование реального рынка труда позволяет устранить дефицит рабочей силы, характерный для плановой экономики. Это ослабляет тенденцию к созданию внутренних резервов рабочей силы на предприятиях.
Одновременно развертывание рыночной конкуренции диктует курс на снижение издержек производства и, следовательно, на сокращение избыточного персонала. В результате меняется форма проявления безработицы, из скрытой формы она переходит в открытую. Статистически измеряемая безработица увеличивается.
Третье. Экономический спад характерный для первых этапов перехода к рынку, сокращает потребность в рабочей силе, является одним из важнейших факторов, способствующих росту безработицы. Поскольку для дореформенной экономики характерен острый дефицит рабочей силы, падение производства на старте рыночных реформ первоначально сопровождается не столько сокращением численности персонала, сколько сокращением вакантных рабочих мест. Только с течением времени, по мере того, как рассасывается избыточный спрос на рынке труда, сокращение производства начинает все более интенсивно проявляться в снижении занятости. Предприниматели в период кризисного падения производства стремятся не допустить пропорционального сокращения численности рабочих, особенно квалифицированных, в подготовку которых вложены значительные средства. В противном случае перед ними встанет трудноразрешимая кадровая проблема в период оживления деловой активности. Однако, возможности частных (негосударственных) фирм не допускать существенного сокращения численности рабочих при значительном падении объема производства, весьма ограничены. Такая политика сопровождается серьезными убытками, что чревато банкротством и в любом случае противодействует стремлению фирм к максимизации прибыли. Возможности государственных предприятий сохранять прежнюю численность персонала в период падения объемов производства значительно выше, чем у негосударственных фирм, поскольку, с одной стороны, прибыль не является основной целью госпредприятий, а с другой - они, как правило, используются финансовой поддержкой государства, и поэтому легче переносят временные убытки.
Государственные предприятия реагируют на сокращение производства сокращением рабочего дня, рабочей недели, предоставлением внеочередных отпусков работникам, но не существенным сокращением численности персонала.
Преобладание государственных предприятий на первых этапах перехода к рыночной экономике ведет к тому, что существенное снижение объема реального ВНП проявляется в большей мере в нарастании скрытой, внутризаводской безработицы и не сопровождается массовыми увольнениями. Ситуация начинает изменяться вместе с развертыванием процесса приватизации госпредприятий. По мере увеличения доли рабочей силы, занятой в негосударственном секторе, кризисное падение производства вызывает все более интенсивное увеличение численности полностью безработных. Ориентированные на прибыль негосударственные предприятия, действующие в условиях конкуренции, реально заинтересованы в снижении издержек и высвобождении внутрипроизводственных резервов рабочей силы. Поэтому с ростом доли негосударственного сектора безработица может некоторое время возрастать независимо от текущей динамики производства. Сокращение производства, имевшее место в предшествующий период и выражавшееся первоначально в нарастании внутрипроизводственных резервов рабочей силы, теперь, спустя значительный период времени, начинает проявляться посредством увеличения циклической безработицы.
На
продолжительность временного
Взаимосвязь между
в краткосрочном периоде падение производства и рост безработицы, способствует повышению темпов инфляции.
Краткосрочная кривая Филлипса, изображенная на рис. 2 (ps1, ),
показывает, что каждому значению (показателю темпов инфляции соответствует
определенный уровень безработицы. Снижение темпов инфляции оборачивается
ростом безработицы. Попытки повысить уровень занятости сопровождаются
усилением инфляции. Это ставит перед экономической наукой сложнейшую
проблему: найти ориентир, на достижение которого должна быть направлена
бюджетная, фискальная и, прежде всего, кредитно-денежная политика в
переходный период. Из бесчисленного множества альтернативных возможностей
нужно отыскать такое сочетание темпа инфляции и уровня безработицы, при
котором совокупный негативный эффект безработицы и инфляции был бы
минимальным. В качестве одного из подходов к решению этой проблемы можно
порекомендовать следующее. Определить на базе специальных социологических
исследований предельный социально-допустимый уровень безработицы (Us на
рис. 2) и проводить последовательно жесткую кредитно-денежную, фискальную
политику и политику бюджетных расходов, подавляя инфляцию до тех пор, пока
безработица не приблизится к предельно допустимому уровню. По его
достижении политика воздействия на совокупный спрос должна стать более
гибкой, не допускающей дальнейшего роста безработицы. По вертикальной оси Л
откладываются показатели темпа (уровня) инфляции, по горизонтальной оси U
показатели уровня безработицы. Кривая Филлипса краткосрочная —Ps,
долгосрочная—pl, U—естественный уровень безработицы.
Искомый
результат, изображенный на
Лs, Us, может рассматриваться, однако, только как промежуточный
(краткосрочный) ориентир экономической политики. Долгосрочная ее цель
состоит в том, чтобы снизить одновременно темпы инфляции и уровень
безработицы. Для этого необходимо преодолеть спад в экономике Экономический
подъем сопровождается ростом реальных доходов, что позволяет сохранить или
даже полностью устранить дефицит госбюджета даже при снижении налоговых
ставок. При этом отпадает необходимость постоянного ин-фляционного
взбадривания деловой активности средствами кредитно-денежной политики. В
результате движение экономкой в сторону полной занятости не сопровождалось
6ы больше повышением темпов инфляции. В терминах краткосрочной кривой
Филлипса это означало бы ее смещение влево—вниз из положения Ps1, в
положение Рs2, что позволило бы перейти из точки А, например, в точку В или
какую-либо иную точку на кривой Ps, также характеризующуюся более низким
темпом инфляции
и уровнем безработицы.
2.2. Социальная политика
В переходной экономике изменяются приоритеты и цели, как в
экономической, так и в социальной сфере. Ликвидируется уравнительная
система в распределении материальных и духовных благ, вместо которой
создается
механизм сочетания социально
услугами. Глубокие изменения происходят в формировании и распределении
общественных благ, в финансировании социально-культурных отраслей.
Создаются новые социальные институты, адекватные рыночной экономике.
Экономика по-прежнему остается основой социальных решений, но роль
социальной сферы в решении проблем экономического роста возрастает.
Взаимодействие этих двух факторов определяет единую, общую стратегию
развития общества — стратегию перехода от одного этапа к другому в
осуществлении экономических реформ. Конечной ее целью является переход от
индустриального к постиндустриальному обществу. Преобразования в переходной
экономике— приватизация, либерализация цен, финансовая стабилизация и др. —
не являются самоцелью, не могут быть сведены к формированию рынка и
созданию конкурентной среды. Они имеют смысл и оправдание только в том
случае, если их результатом будет достижение высоких жизненных стандартов.
При осуществлении экономических реформ государство должно оценивать их
последствия для всего населения, проводить взвешенную реалистическую
социальную политику. Для определения эффективности социальной политики
используются различные индикаторы. На современном этапе переходной
экономики используются:
- показатели уровня жизни (децильный коэффициент дифференциации
доходов, индекс концентрации доходов населения (индекс Джини), порог
бедности и богатства, коэффициент социальной стратификации населения,
степень удовлетворения потребностей, структура доходов и расходов и др.);
- минимальные государственные стандарты (прожиточный минимум, минимальная
заработная плата и т.д.);
- социально-демографические показатели (продолжительность жизни, динамика
заболеваемости, рождаемости, смертности);
- показатели экономической активности населения (соотношение занятых в
различных секторах экономики, уровень занятости и безработицы,
самозанятость, миграция населения и ее причины, миграция интеллектуалов);
- показатели социальной напряженности (участие в политических
мероприятиях, забастовках, порог безработицы, динамика преступности,
коррупция и т.д.);
Информация о работе Социальная политика государства в переходной экономике