Социальная политика государства в переходной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассмотрены такие вопросы, как сущность социальной политики государства; политика государства на рынке труда и социальная помощь; политика государства в формировании доходов населения.


1. Сущность социальной политики.


Основными принципами проведения социальной политики являются:

1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

2) обеспечение помощи самым бедным семьям;

3) выдача помощи на случай безработицы;

4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы;

5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;

6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

Оглавление

Вступление…………………………………………………………………………..…..2



1. Сущность социальной политики государства…….……………….2



4 Политика государства в формировании доходов населения….……3


1.2. Политика государства на рынке труда………………..………………...6

1.3. Государственные социальные гарантии и страхование…..…………8


2. Социальная политика государства в переходной экономике…11


2.1. Социальная политика государства в переходной экономике…….….11

2. Социальная политика в переходной экономике России………...…...19

Заключение………………………………………………………………………….…..37

Список использованной литературы……………………………………………39

Файлы: 1 файл

Социальная политика государства в переходной экономике.docx

— 122.53 Кб (Скачать)

  Как  отмечалось, для  этапа  перехода  к  рынку  характерна  резкая  ломка экономических  пропорций,  сложившихся  в  предыдущий  период.   Углубляется несоответствие между быстро изменяющейся структурой спроса на рынке труда и сложившейся ранее профессионально-квалификационной структурой рабочей  силы. Необходимые  изменения  структуры  рабочей  силы  в  соответствии  с   резкоизменившимися потребностями

    -  рынка  труда  требуют   изменений  в  системе   высшего   и   среднего специального образования, системе переподготовки кадров

    -  занимают  значительный  период  времени.  В  течение  этого  периода экономика   неизбежно   характеризуется    высоким    уровнем    структурной безработицы. Второе: Формирование реального рынка труда позволяет  устранить дефицит рабочей силы, характерный  для  плановой  экономики.  Это  ослабляет тенденцию к созданию  внутренних  резервов  рабочей  силы  на  предприятиях.

Одновременно  развертывание рыночной конкуренции  диктует  курс  на  снижение издержек  производства   и,   следовательно,   на   сокращение   избыточного персонала. В результате меняется форма проявления  безработицы,  из  скрытой формы  она  переходит  в  открытую.  Статистически  измеряемая   безработица увеличивается.

Третье. Экономический  спад характерный для первых этапов перехода  к  рынку, сокращает потребность в рабочей силе, является одним из важнейших  факторов, способствующих росту  безработицы.  Поскольку  для дореформенной экономики характерен острый дефицит  рабочей  силы,  падение  производства  на  старте рыночных  реформ  первоначально  сопровождается   не   столько   сокращением численности персонала, сколько сокращением вакантных рабочих мест. Только  с течением времени, по мере того, как рассасывается избыточный спрос на  рынке труда, сокращение производства начинает все более интенсивно  проявляться  в снижении   занятости.   Предприниматели   в  период   кризисного    падения производства   стремятся   не   допустить    пропорционального    сокращения численности  рабочих,  особенно  квалифицированных,  в  подготовку   которых вложены  значительные  средства.  В  противном  случае  перед  ними  встанет трудноразрешимая кадровая проблема в период  оживления  деловой  активности. Однако,  возможности   частных   (негосударственных)   фирм   не   допускать существенного  сокращения  численности  рабочих  при  значительном   падении объема  производства,  весьма  ограничены.  Такая  политика   сопровождается серьезными  убытками,  что   чревато   банкротством   и   в   любом   случае противодействует  стремлению  фирм  к  максимизации   прибыли.   Возможности государственных  предприятий  сохранять  прежнюю  численность  персонала   в период   падения   объемов   производства   значительно    выше,    чем    у негосударственных фирм, поскольку, с  одной  стороны,  прибыль  не  является основной целью госпредприятий, а с другой -  они, как правило,  используются финансовой поддержкой  государства,  и  поэтому  легче  переносят  временные убытки.

Государственные   предприятия   реагируют   на    сокращение    производства сокращением  рабочего  дня,  рабочей  недели,  предоставлением внеочередных отпусков работникам, но не существенным сокращением  численности  персонала.

Преобладание  государственных  предприятий  на  первых  этапах  перехода   к рыночной экономике ведет к тому, что существенное снижение объема  реального ВНП  проявляется  в  большей  мере  в  нарастании  скрытой,  внутризаводской безработицы и не сопровождается массовыми  увольнениями.  Ситуация  начинает изменяться вместе с развертыванием процесса приватизации госпредприятий.  По мере увеличения доли рабочей  силы,  занятой в негосударственном секторе, кризисное падение производства вызывает  все  более  интенсивное  увеличение численности    полностью    безработных.    Ориентированные    на    прибыль негосударственные предприятия, действующие в условиях  конкуренции,  реально заинтересованы в снижении издержек  и  высвобождении  внутрипроизводственных резервов рабочей силы. Поэтому  с  ростом  доли  негосударственного  сектора безработица может некоторое время возрастать независимо от текущей  динамики производства.  Сокращение  производства,  имевшее  место  в   предшествующий период и  выражавшееся  первоначально  в  нарастании  внутрипроизводственных резервов рабочей силы, теперь, спустя значительный период времени,  начинает проявляться посредством увеличения циклической безработицы.

   На  продолжительность временного лага  между  сокращением  производства  и занятости оказывает влияние кредитно-денежная политика  государства.  Низкая учетная ставка процента, широкие масштабы  льготного  кредитования,  система взаимозачетов долговых  обязательств  предприятий,  характерные  для  первых этапов рыночной реформы в России, позволяли  многим  предприятиям  содержать прежнее  количество  работников,   несмотря  на   существенное   сокращение производства и доходов. Ужесточение  кредитно-денежной  политики  заставляет предприятия быстрее реагировать на сокращение выпуска и  доходов  понижением численности работников.

    Взаимосвязь  между  безработицей  и  инфляцией  иллюстрируется   обычно посредством  так называемой  кривой  Филлипса.  Различают краткосрочную и долгосрочную кривые Филлипса.  Последняя выглядит  на  рис.  2  как  прямая вертикальная линия  и  иллюстрирует  тот  факт,  что  в  длительном  периоде инфляция и безработица не корреспондируют друг  с  другом.  Экономика  имеет тенденцию  выходить  на  уровень  полной  занятости  (естественный   уровень безработицы) при любых темпах инфляции. В отличие  от  этого,  краткосрочная кривая  Филлипса  иллюстрирует  обратную  взаимозависимость  между   темпами инфляции  и  уровнем  безработицы  (см.  рис.   2).   Сторонники   различных экономических   школ   по-разному   обосновывают   зависимость,   выражаемую краткосрочной  кривой  Филлипса.  Одно   из  обоснований   (соответствующее условиям переходной экономики) состоит в том,  что ряд факторов  оказывает одновременное и разнонаправленное воздействие на темпы  инфляции  и уровень безработицы. Выше отмечалось, что жесткая фискальная, бюджетная и  кредитно- денежная политика позволяет  снизить  темпы  инфляции.  Но  в  то  же  время уменьшение бюджетных  дотаций  убыточным  предприятиям,  повышение  налогов, снижение доступности кредитных  ресурсов  в  условиях  экономического  спада сопровождается увеличением числа банкротств,   способствует  более быстрому падению производства,   сокращает  возможности  фирм  удерживать  избыточные трудовые  ресурсы,  что  приводит  к  повышению  безработицы.  И   наоборот, стимулирующая бюджетная, фискальная и кредитно-денежная политика,  сдерживая

в  краткосрочном  периоде   падение   производства   и   рост   безработицы, способствует повышению темпов инфляции.

  Краткосрочная  кривая  Филлипса,  изображенная  на  рис.   2   (ps1,   ),

показывает, что каждому значению (показателю темпов  инфляции  соответствует

определенный  уровень безработицы.  Снижение  темпов  инфляции  оборачивается

ростом  безработицы.  Попытки  повысить  уровень  занятости   сопровождаются

усилением  инфляции.  Это  ставит  перед  экономической  наукой   сложнейшую

проблему: найти  ориентир, на  достижение  которого  должна  быть  направлена

бюджетная,  фискальная  и,  прежде  всего,  кредитно-денежная   политика   в

переходный  период. Из бесчисленного  множества  альтернативных  возможностей

нужно отыскать такое сочетание темпа  инфляции  и  уровня  безработицы,  при

котором  совокупный  негативный  эффект  безработицы и инфляции   был   бы

минимальным. В качестве одного из подходов к  решению  этой  проблемы  можно

порекомендовать следующее. Определить на  базе  специальных  социологических

исследований  предельный  социально-допустимый  уровень  безработицы  (Us  на

рис. 2) и  проводить последовательно  жесткую  кредитно-денежную,  фискальную

политику  и политику бюджетных расходов, подавляя инфляцию до тех  пор,  пока

безработица  не  приблизится  к  предельно  допустимому   уровню.   По   его

достижении политика воздействия на  совокупный  спрос должна  стать более

гибкой, не допускающей дальнейшего роста  безработицы. По вертикальной оси  Л

откладываются показатели темпа (уровня) инфляции, по  горизонтальной  оси  U

показатели  уровня  безработицы.  Кривая     Филлипса   краткосрочная   —Ps,

долгосрочная—pl, U—естественный уровень безработицы.

  Искомый  результат, изображенный на рис.  И в виде точки А  с координатами

Лs,  Us,   может   рассматриваться,   однако,   только   как   промежуточный

(краткосрочный)  ориентир  экономической  политики.  Долгосрочная  ее   цель

состоит  в  том,  чтобы  снизить  одновременно  темпы  инфляции  и   уровень

безработицы. Для этого необходимо преодолеть спад в экономике  Экономический

подъем сопровождается ростом реальных доходов, что позволяет  сохранить  или

даже полностью  устранить дефицит  госбюджета  даже  при  снижении  налоговых

ставок.  При  этом   отпадает   необходимость   постоянного   ин-фляционного

взбадривания деловой активности  средствами  кредитно-денежной  политики.  В

результате движение экономкой в сторону полной занятости не  сопровождалось

6ы больше  повышением  темпов  инфляции.  В  терминах  краткосрочной   кривой

Филлипса это означало  бы  ее  смещение  влево—вниз  из  положения Ps1,  в

положение Рs2, что позволило бы перейти из точки А, например, в точку В или

какую-либо иную точку на кривой Ps,  также характеризующуюся более низким

темпом инфляции и уровнем безработицы. 
 
 

                2.2. Социальная политика государства  в России 

    В  переходной  экономике   изменяются   приоритеты   и   цели,   как   в

экономической,  так  и  в  социальной  сфере.  Ликвидируется   уравнительная

система  в  распределении  материальных  и  духовных  благ,  вместо  которой

создается механизм сочетания социально гарантированного минимума с  платными

услугами. Глубокие  изменения  происходят  в  формировании  и  распределении

общественных   благ,   в   финансировании   социально-культурных   отраслей.

Создаются  новые  социальные  институты,  адекватные   рыночной   экономике.

Экономика  по-прежнему  остается  основой  социальных   решений,   но   роль

социальной  сферы  в  решении  проблем  экономического   роста   возрастает.

Взаимодействие  этих  двух  факторов  определяет  единую,  общую   стратегию

развития  общества  —  стратегию  перехода  от  одного  этапа  к  другому  в

осуществлении экономических реформ. Конечной ее целью является  переход от

индустриального к постиндустриальному обществу. Преобразования в переходной

экономике—  приватизация, либерализация цен, финансовая стабилизация и др.  —

не являются  самоцелью,  не  могут  быть  сведены  к формированию  рынка и

созданию  конкурентной среды. Они имеют  смысл  и  оправдание  только  в  том

случае, если их результатом будет достижение высоких жизненных стандартов.

При осуществлении  экономических  реформ  государство  должно  оценивать  их

последствия  для  всего  населения,  проводить   взвешенную   реалистическую

социальную  политику.  Для  определения  эффективности  социальной  политики

используются  различные  индикаторы.   На   современном   этапе   переходной

экономики используются:

  -    показатели  уровня  жизни (децильный   коэффициент   дифференциации

доходов,  индекс  концентрации  доходов  населения  (индекс  Джини),   порог

бедности  и  богатства,  коэффициент  социальной  стратификации   населения,

степень удовлетворения потребностей, структура доходов  и расходов и др.);

  - минимальные государственные стандарты (прожиточный минимум, минимальная

заработная  плата и т.д.);

  - социально-демографические показатели (продолжительность жизни, динамика

заболеваемости, рождаемости, смертности);

  - показатели экономической активности населения (соотношение занятых в

различных   секторах   экономики,   уровень   занятости    и    безработицы,

самозанятость, миграция населения и ее причины, миграция интеллектуалов);

  -   показатели   социальной   напряженности   (участие   в    политических

мероприятиях,  забастовках,  порог   безработицы,   динамика   преступности,

коррупция и т.д.);

Информация о работе Социальная политика государства в переходной экономике