Социальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 05:19, контрольная работа

Краткое описание

Регулирование государства в области экономики направлено на повышение эффективности общественного производства, обеспечение социальной справедливости и стабильности. Социальная область регулирования должна удовлетворять всем трем вышеперечисленным целям. Устройство рыночной экономики делает неотвратимым вмешательство государства в сферу доходов с целью их перераспределения. Согласно этому государство получает средства, необходимые для удовлетворения общих нужд (оборона, экология,

Оглавление

Введение ………………………………………………………….......... 3
1 Сущность социальной политики государства ……………………….. 5
1.1 Понятие социальной политики государства………………………….. 5
1.2 Исторические этапы становления социальной политики …………... 8
1.3 Основные направления социальной политики ………………………. 11
2 Социальное равенство и экономическая эффективность …………… 17
2.1 Сущность равенства и экономической эффективности …………...... 17
2.2 Вклад государства в распределение доходов населения ……………. 21
2.3 Социальные проблемы современной экономики ……………………. 23
Заключение …………………………………………………………….. 26
Список используемой литературы …………………………………… 27

Файлы: 1 файл

эконом теория.docx

— 73.36 Кб (Скачать)

Содержание 

  Введение ………………………………………………………….......... 3
1 Сущность социальной политики государства ……………………….. 5
1.1 Понятие социальной политики государства………………………….. 5
1.2 Исторические  этапы становления социальной политики …………... 8
1.3 Основные направления  социальной политики ………………………. 11
2 Социальное  равенство и экономическая эффективность  …………… 17
2.1 Сущность равенства  и экономической эффективности  …………...... 17
2.2 Вклад государства  в распределение доходов населения  ……………. 21
2.3 Социальные  проблемы современной экономики ……………………. 23
  Заключение  …………………………………………………………….. 26
  Список используемой литературы …………………………………… 27
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       Социальная  политика – это область политики государства по отношению к формированию жизненного уровня населения, воспроизводству человеческого капитала, оказанию социальных услуг и развитию социальной инфраструктуры на федеральном, региональном и местном уровнях1.

     Регулирование государства в области экономики  направлено на повышение эффективности общественного производства, обеспечение социальной справедливости и стабильности. Социальная область регулирования должна удовлетворять всем трем вышеперечисленным целям. Устройство рыночной экономики делает неотвратимым вмешательство государства в сферу доходов с целью их перераспределения. Согласно этому государство получает средства, необходимые для удовлетворения общих нужд (оборона, экология, развитие производственной и социальной инфраструктуры), материальной поддержки временно не занятых в производстве, нетрудоспособных (престарелых и молодежи), а также малообеспеченных групп работников. Так же, общество ответственно за уровень доходов работников, занятых в бюджетных отраслях, чьи доходы носят фиксированный характер. Осознавая особую социальную значимость перераспределения доходов для обеспечения стабильности рыночного общества, государство стремится, избежать двух крайностей: формирования иждивенческих настроений у малоимущих и подрыва у экономически активной части общества стремления к высокодоходной деятельности. Стремление к равенству доходов, воплощающему, по мнению многих, социальную справедливость, сопровождается падением экономической эффективности, так как незачем эффективно работать ни «бедному», ни «богатому» (все равно общество отнимет). Неравенство же в доходах обеспечивает экономическую эффективность, но сопровождается социальной несправедливостью в виде значительной имущественной дифференциации общества. Выбор между равенством и неравенством доходов превращается в выбор между «социальной справедливостью» и «экономической эффективностью» - что и составляет актуальность выбранной автором темы.

     Объектом  представленной работы является социальная политика государства, которую можно рассматривать как процесс функционирования и развития человека и общества. Субъектами выступают государство и население, а предмет – механизм осуществления государственной социальной защиты малообеспеченных граждан.

     Цель данной работы состоит в том, чтобы дать представление о проводимой социальной политике государства, а также в чем состоит сущность выбора между социальным равенством и экономической эффективностью. Эта цель и предопределила постановку задач работы:

     - дать понятие социальной политике государства;

     - описать задачи и функции социальной политики;

     - проанализировать основные направления  рассматриваемой сферы;

     - выявить сущность понятий социальное равенство и экономическая эффективность;

     - охарактеризовать роль государства в распределении доходов населения.

     Работа  состоит из введения, двух взаимосвязанных  между собой глав, включающих в  себя шесть структурных элементов, заключения и списка используемой литературы.

     В исследовании были применены такие  методы познания как: анализа и синтеза, экономический, исторический, математический и другие.

     Научную основу представленного исследования составляют работы различных российских и зарубежных авторов, специализирующихся в сфере политической экономики.  
 
 
 
 

1 Сущность  социальной политики государства

1.1 Понятие  социальной политики государства 

           Социальная политика, в широком понимании, представляет собой систему экономических отношений между негосударственными и государственными институтами, с одной стороны, и отдельными социальными группами и индивидами – с другой стороны, по обеспечению последних достойными условиями жизни и труда. В узком понимании социальная политика это важная часть государственной экономической политики, которая направлена на решение социальных проблем2.

     Считается, что социальная политика имеет следующие функции: экономическую, защитную, распределительную и идеологическую.

     Экономическая роль социальной политики была понята обществом недавно, когда появилась концепция «государства всеобщего благосостояния» Кейнса. В XIX в. социальная политика рассматривалась как система защитных мер, обеспечивающих сглаживание негативных  последствий развития экономики по капиталистическому пути, то есть социальная политика не воспринималась как автономная область политики государства, а считалась как скорая помощь для населения.

       На сегодняшний день социальная политика государства представляет собой часть экономической политики, которая является одним из важнейших факторов экономического роста. В результате осуществления эффективной социальной политики3:

  1. сокращается количество населения, которые нуждаются в социальной защите, ослабляя нагрузку на расходную часть госбюджета, повышая его сбалансированность;
  2. увеличивается квалифицированный и образовательный уровень работников, что является важнейшим фактором современного экономического роста;
  3. повышается взнос налогов от населения, что увеличивает доходную часть госбюджета;
  4. растут доходы и сбережения населения, служащие источниками для инвестиций;
  5. увеличивается спрос на товары и услуги, стимулирующих экономический рост.

     Экономическая функция социальной политики реализуется  на практике через защитную и распределительную  функции.

     Распределительная функция предполагает участие государства  в формировании, распределении и перераспределении доходов. Здесь главной целью является повышение благосостояния различных социальных групп и общества в целом.

     Идеологическая  функция социальной политики государства  заключается в сохранении духовного  и культурного развития населения, снятии социальных противоречий и конфликтов, возникающих на экономической почве.

     Таким образом, социальная политика, реализуя в экономике сложившиеся в обществе представления о социальной справедливости, осуществляет на практике идеи гуманности и социальной ориентации экономики, связывая экономику и общество4.

     Характер  и содержание социальной политики зависят  от степени вмешательства государства в управление социальными процессами. В зависимости от этого все сложившиеся сегодня в развитых странах типы государственной социальной политики делят на две группы. Первую можно назвать остаточной: социальная политика выполняет функции, которые не в состоянии осуществить рынок (ограниченная по своим масштабам и контингенту политика, преимущественно пассивная и имеет компенсационный характер). Ее концепции формируются под воздействием идей консерватизма (например, американская модель). Вторая группа — институциональная: социальная политика играет важнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами и рассматривается в качестве более эффективного средства. Это более конструктивная и перераспределительная политика. Концепция данной политики испытывает влияние социал – демократической идеологии (шведский вариант социального государства). Социальная роль государства во всех остальных странах мира находится в диапазоне между этими двумя группами. Россия относится к типу государств с сильной ролью государства в социальной сфере.

     Социальная  политика осуществляется на разных условиях экономической деятельности. Так, можно  говорить о социальной политике фирмы в отношении своего персонала, о региональной и общегосударственной социальной политике.

     Под уровнем жизни населения понимается уровень потребления материальных благ (обеспеченность населения промышленными потребительскими товарами, продуктами питания, жилищем и т. д.). Для оценки уровня жизни используется такие показатели, как потребление основных продуктов на душу населения, обеспеченность этими продуктами  в расчете на семью. 

     Значительно более сложным для оценки является показатель качества жизни населения. Речь идёт о таких сложных показателях,  как условия и безопасность труда, состояние среды обитания, наличие и возможность использования свободного времени, физическая и имущественная безопасность граждан и другое. Здесь имеют место быть интегральные социологические оценки, имеющие качественную,  а не количественную определённость.

     Оценки  уровня и качества жизни изменяются во времени и пространстве. То, что 20-30 лет назад рассматривалось как высокий жизненный уровень, сегодня может лишь слегка превышать «черту бедности». То, что для европейца выглядит как нищета, для коренных жителей Африки или Заполярья может явиться наиболее рациональным образом жизни. Так, любые сравнения уровня и качества жизни, особенно в международном аспекте, должны непременно учитывать вышеприведённые обстоятельства.

     Таким образом, социальная политика – это действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества, и является одним из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, одинаковые условия для граждан страны. В решении социальных проблем общества, где развиты рыночные отношения, огромную роль играет государство. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует гражданам право на труд, стандартное образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода между разными слоями общества, путем проведения социальной политики. О перераспределении доходов государства,  поговорим в следующей главе, а пока окунемся в историю становления социального политического института. 
 

     1.2 Исторические этапы становления социальной политики 

     Социальная  политика имеет крепкие корни и традиции. Есть мнение, что социальная политика как исторический феномен появилась достаточно недавно, в XX веке. С ростом масштабов государственного вмешательства в общественные процессы содействовало выделению социальной политики из всего комплекса общественного регулирования в качестве самостоятельного направления, охватывающего специфическую сферу человеческой жизни и деятельности. Появление самого понятия «социальная политика» связано с формированием во второй половине XIX в. теории и практики социального государства, вмешивающегося в общественные процессы, с целью их регулирования и стабилизации. Новые задачи государства получили системный и определенный характер и были объединены термином «социальная политика»5.

       Сострадательное отношение к  бедным и увечным, различные  формы благотворительности, главным  образом раздача одежды и пищи, входила в обычаи древних славян. Начиная с царствования Петра, стала активно формироваться государственная политика, направленная на оказание поддержки нуждающимся, создание светских социальных учреждений. Система социальных учреждений, была установлена Указом Екатерины II в 1775 году. В изданном Екатериной Указе для управления губерний впервые в законодательном порядке устанавливается государственная система общественного призрения для всех гражданских сословий, создаются специальные приказы общественного призрения, со штатом и своими функциями, близкими тем, что выполняются органами социальной защиты и сегодня. В 1797 г. Павел I подписал Указ о назначении своей супруги, Марии Федоровны, руководителем всех социальных учреждений. С ее именем связан важный этап в развитии отечественного благотворения.

     Середина XIX в. отмечена поисками нетрадиционных для нашей страны подходов к организации  социальной помощи. Так, общество посещения  бедных в Санкт-Петербурге, созданное  в 1846 г. по инициативе князя В.Ф.Одоевского, привлекало людей к помощи нуждающимся, с одной стороны, на трудовых началах, с другой - обращаясь к чувству  общественного долга. Вторая половина 60-х годов связана с расширением  меценатства и благотворительности. Возникающие благотворительные  общества и фонды пытались объединить вокруг себя людей, не согласных с  существующим распределением материальных ценностей и социальным расслоением. Стали появляться организации, объединявшие людей по месту жительства, уровню образования, виду трудовой деятельности (Общество женского труда, Общество дешевых  квартир и др.). Особое развитие получили воскресные народные школы, где обучение было бесплатным, а труд учителей - безвозмездным. Основной причиной бедности их организаторы считали невежество, неграмотность  масс, поэтому социальную помощь ограничивали рамками просвещения. Однако их усилия не могли радикально изменить социальное самочувствие широких масс6.

Информация о работе Социальная политика государства