Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 05:19, контрольная работа
Регулирование государства в области экономики направлено на повышение эффективности общественного производства, обеспечение социальной справедливости и стабильности. Социальная область регулирования должна удовлетворять всем трем вышеперечисленным целям. Устройство рыночной экономики делает неотвратимым вмешательство государства в сферу доходов с целью их перераспределения. Согласно этому государство получает средства, необходимые для удовлетворения общих нужд (оборона, экология,
Введение ………………………………………………………….......... 3
1 Сущность социальной политики государства ……………………….. 5
1.1 Понятие социальной политики государства………………………….. 5
1.2 Исторические этапы становления социальной политики …………... 8
1.3 Основные направления социальной политики ………………………. 11
2 Социальное равенство и экономическая эффективность …………… 17
2.1 Сущность равенства и экономической эффективности …………...... 17
2.2 Вклад государства в распределение доходов населения ……………. 21
2.3 Социальные проблемы современной экономики ……………………. 23
Заключение …………………………………………………………….. 26
Список используемой литературы …………………………………… 27
Столкнувшись
с проблемой существования
На сегодняшний день экономисты осознают, что для того, чтобы экономика функционировала эффективно, нужны различия в экономическом результате. Если не будет разницы в оплате разной работы, как мы добьемся того, что люди будут выполнять неприятную работу так же хорошо, как и приятную, что они так же эффективно будут трудиться на нефтяных вышках, как в прекрасных парках? Равенство результатов значительно затруднило бы функционирование экономики.
Предпринимая
меры по перераспределению дохода от
богатых к бедным, государство
может нанести вред экономической
эффективности и снизить
Согласно мнению Оукена меры по перераспределению, такие как прогрессивный подоходный налог, вероятно, уменьшат реальный выпуск, снизив стимулы к труду и сбережениям. Когда страна рассматривает предлагаемую ей политику распределения дохода, она захочет сравнить выгоды от большего равенства и издержки, возникающие из-за снижения национального дохода.
Идею Оукена можно проиллюстрировать с помощью кривой возможностей дохода, изображенной на рисунке 1. Этот график описывает доходы различных групп при действии государственных программ перераспределения дохода. Разделим население на две части; реальный доход группы с низкими доходами откладывается по вертикальной оси графика, а реальный доход группы с более высокими доходами — на горизонтальной оси. В точке А, или точке до введения программы перераспределения, нет ни налогов ни трансфертных платежей, таким образом люди живут на свои рыночные доходы. В условиях конкурентной экономики точка А является эффективной и не нужно никакой перераспределяющей политики для того, чтобы максимизировать общий национальный доход.
К сожалению, в точке А богатая половина населения получает гораздо больше денег, чем бедная. Люди могут стремиться к установлению равенства с помощью введения налоговых и трансфертных программ, надеясь приблизиться к точке Е, в которой доходы равны. Если подобные меры могут быть приняты без ущерба для национального выпуска, экономика будет двигаться по прямой линии от точки А к точке Е. Угол наклона кривой ЕА равен 45°; это отражает теоретическое предположение о том, что ведро перераспределения не имеет дыр, и каждый доллар, взятый у первой половины населения, увеличивает доход второй половины ровно на 1 долл. Вдоль всей кривой с наклоном 45° общий национальный доход является постоянным, а значит, на него не влияют перераспределяющие программы12.
Если государство будет перераспределять доход, вводя высокие налоги для самых богатых граждан, их сбережения и затраты труда могут уменьшиться или обрести иное – неэффективное - русло, что, в результате, снизит общий национальный выпуск. Богатые граждане могут потратить больше денег на юристов, которые помогут им избежать уплаты налогов, и сохранить меньше средств для своей пенсии или вкладывать меньше денег в рискованные нововведения. Кроме того, если общество обеспечит гарантированную помощь бедным, жало бедности будет уже не таким страшным, и бедняки будут трудиться менее интенсивно. Все эти факторы в результате снизят общую величину реального национального дохода.
Опыт показывает, что в некоторых случаях искажения, обусловленные государственным вмешательством, могут быть настолько большими, что попытка помочь одному классу за счет другого может привести к нанесению ущерба им обоим. Или, в противоположном случае, действие, которое на первый взгляд приносит пользу богатым, в действительности может принести пользу всем и каждому.
Практика социалистических стран демонстрирует, что попытка уравнять доходы с помощью экспроприации собственности у богатых в конечном счете может принести вред всему обществу13. Запрещая частную собственность на средства производства, социалистическое государство уменьшало неравенство; возникающее из-за больших доходов от собственности. Однако снижение стимулов к труду, накоплению капитала и нововведениям нанесло урон этому эксперименту, главным принципом которого был «каждому по потребностям», и привело к тому, что целые страны оказались в нищете. Оукен заявлял, что дыры довольно малы, особенно когда средства для перераспределяющих программ берутся из источника подоходного налога. Другие не соглашаются с ним, указывая, что высокие предельные ставки налогов или чрезмерно щедрые трансфертные программы наносят вред экономической эффективности.
Таким
образом, несмотря на многочисленные предпринятые
исследования по поводу издержек перераспределения
дохода, истина не является несомненной.
Осторожный вывод, который можно сделать
на основании этих исследований, таков:
существуют небольшие потери экономической
эффективности, вызванные программами
перераспределения дохода. Однако эти
потери выглядят скромными, по сравнению
с экономическими издержками бедности,
выраженными в недоедании, плохом здоровье,
потерянной квалификации и человеческом
страдании.
2.2
Вклад государства в
Регулирование доходов при всех экономических системах является составной частью социально-экономической политики, направленной на повышение доходов населения, уровня его жизни, на оптимизацию рыночных законов в целях развития экономики в целом. Роль государства реализуется через повышение доходов населения, которое обеспечивается инициированием экономической эффективности и производственных мощностей, высокой занятостью населения, а также посредством регулирования деятельности предприятий-монополистов, в области ценообразования, особенно на тарифы и энергоносители14.
Основным методом регулирования доходов и заработной платы является законодательный, включающий разработку и принятие законодательных и нормативных актов. Среди значимых законодательных актов для регулирования доходов могут быть отмечены: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс, Кодекс законов о труде, указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства РФ.
К
экономическим методам
Следующим методом распределения доходов является административный. В его основе лежит использование сил административных и местных структур власти, которые действуют через запреты, разрешения и принуждения. Государственные органы власти, например, обязывают предприятия своевременно ремонтировать объекты социальной инфраструктуры, улучшать условия труда, строить очистные сооружения и так далее.
Через
совершенствование налоговой
Правительство гарантирует всем своим гражданам возможность получения жизненно важных социальных услуг, предоставляемых учреждениями социальной сферы.
Роль финансово-кредитной системы в формировании доходов населения определена правовым полем, очерченным законодательством, к ней относятся на макроуровне: поддержание эмиссионного баланса, формирование реального бюджета и его исполнение; на микроуровне: своевременное проведение финансовых платежей, недопущение перепрофилирования кредитных линий, своевременная проплата платежей и выплат и т.д. Особая роль в осуществлении политики доходов и заработной платы принадлежит банковской системе. Банковская система, построенная по двухъярусной схеме, включает: ЦБ РФ, муниципальные банки и сеть коммерческих банков различного профиля.
Таким образом, регулирование доходов является составной частью социально-экономической политики государства и осуществляется по следующим направлениям: административное, экономическое, законодательное, совершенствование налоговой и финансово-кредитной систем, получение социальных услуг населением.
2.3
Социальные проблемы современной экономики
Все решительные экономические и политические преобразования в обществе рассчитаны на социальный подъем. Рост выражается в увеличении доходов и потребления большинства населения. Если пути достижения этой цели плохо аргументированы и реформаторы слишком долго и с большими потерями для общества вырабатывают механизм реализации реформ, преобразования могут быть не приняты, а общество втянуто в длительную политическую и социально-экономическую нестабильность.
Преобразования в экономике не могут служить самоцелью. Экономический рост, повышение эффективности общественного производства не только выступают средством для решения социальных задач, но и уготовлены на неудачу, если социальные цели оказываются не претворенными в жизнь. Это прекрасно осознается политическими деятелями: любое правительство, преследующее даже узкокорыстные цели, представляет свои программы как направленные на благо всего народа. Но как бы ни вуалировалась социальная политика, рассчитанная на достижение экономического благополучия «отдельно взятого» социального слоя за счет других, она все равно становится несомненной и приводит к социальным и экономическим потрясениям.
При недостаточном знании объективных экономических законов и опыта исторического развития общества или в силу действий вопреки законам при реализации экономических задач государственные правители зачастую игнорируют объективно действующие закономерности. Одна из них следующая: производство может устойчиво и эффективно развиваться, если служит росту доходов, удовлетворению личных потребностей не какой-то одной социальной группы, а всего населения15.
Игнорирование этой закономерности в любой модели хозяйствования чревато политическими и социально-экономическими кризисами. Советская модель хозяйствования привела к острому дефициту потребительских товаров, снижению трудовой мотивации и известным последствиям, определившим необходимость замены директивно-централизованной модели хозяйствования на конкурентно-рыночную.
Государство, выступая инициатором реформ, должно понимать следующее: реформаторская деятельность государства должна опираться на глубокие знания состояния и направления в социально-экономическом развитии общества; реформаторские возможности государства снизятся, если оно не сможет задействовать самостоятельность и инициативу хозсубъектов.