Социальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 05:19, контрольная работа

Краткое описание

Регулирование государства в области экономики направлено на повышение эффективности общественного производства, обеспечение социальной справедливости и стабильности. Социальная область регулирования должна удовлетворять всем трем вышеперечисленным целям. Устройство рыночной экономики делает неотвратимым вмешательство государства в сферу доходов с целью их перераспределения. Согласно этому государство получает средства, необходимые для удовлетворения общих нужд (оборона, экология,

Оглавление

Введение ………………………………………………………….......... 3
1 Сущность социальной политики государства ……………………….. 5
1.1 Понятие социальной политики государства………………………….. 5
1.2 Исторические этапы становления социальной политики …………... 8
1.3 Основные направления социальной политики ………………………. 11
2 Социальное равенство и экономическая эффективность …………… 17
2.1 Сущность равенства и экономической эффективности …………...... 17
2.2 Вклад государства в распределение доходов населения ……………. 21
2.3 Социальные проблемы современной экономики ……………………. 23
Заключение …………………………………………………………….. 26
Список используемой литературы …………………………………… 27

Файлы: 1 файл

эконом теория.docx

— 73.36 Кб (Скачать)

       До 1912 г. государственное пенсионное  обеспечение в России охватывало  только военнослужащих и чиновников. С принятием же страхового  закона оно распространилось  и на 2,5 млн. рабочих и служащих, занятых в фабрично-заводской и горной промышленности. В 1917 г. начался новый этап развития социальной помощи в России: определяющим субъектом в разработке социальной политики стало государство, взявшее на себя заботу о больных, инвалидах и престарелых, женщинах и детях. Элементом социальной политики государства стала система разнообразных пособий и выплат, призванных обеспечить социальное равенство в стране.

     В октябре 1917 г. был учрежден Наркомат государственного призрения России, переименованный в апреле 1918 г. в  Наркомат социального обеспечения  Российской Федерации. Однако не всегда провозглашенные государством цели и задачи соответствовали его  материальным возможностям. В октябре 1918 г. был издан Закон, предусматривающий  материальное обеспечение трудящихся при временной нетрудоспособности, инвалидности, безработице, сиротстве  и вдовстве. Однако в структуре  расходов государственного бюджета  доля затрат на социальное обеспечение  и страхование составляла лишь 2,5%. В 1927 г. в СССР впервые было введено  пенсионное обеспечение по старости. В 1946 г. образовано Министерство социального обеспечения РСФСР. В СССР успешно функционировали социальные учреждения для престарелых, одиноких людей, детей, потерявших родителей, детей, чьи родители были лишены родительских прав и др. Социально-педагогическая работа проводилась в школах, по месту жительства и в пенитенциарных заведениях. Помощь на дому инвалидам, престарелым, больным, социальный патронаж оказывали работники здравоохранения, органов социального обеспечения, организаций Красного Креста и Красного Полумесяца. Другие виды социальной работы - с семьей, с женщинами, отдельными индивидами, испытывающими трудности социального характера, осуществляли члены общественных организаций и прежде всего профсоюзных комитетов, а с середины 80-х годов - женсоветы. Называлась эта работа общественной, проводилась в нерабочее время и не оплачивалась.

     Таким образом, в истории не существовало государств, так или иначе не решавших социальные проблемы, но, прежде всего, данная деятельность сводилась к неизбежной помощи пострадавшим от неурожаев, засухи, природных катастроф, эпидемий и т.д. Социальная политика вплетается в общую систему государственной политики, а в рамках формирования гражданского общества расширяет свои возможности и распространяется на активные негосударственные объединения и группы. Об основных направлениях социальной политики в настоящее время поговорим далее. 
 

1.3 Основные направления социальной политики 

     Проведение социальной политики в развитых странах сформировало несколько направлений в ее реализации: регулирование занятости, политика государства в формировании доходов, социальная защита граждан, жилищная политика. Рассмотрим каждое из направлений подробнее.

     1. Политика государства в формировании доходов - доходы между различными слоями населения распределяются неравномерно, т.е. существует разделение доходов - различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого. Поэтому государство проводит политику в формировании доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем. Для количественной оценки дифференциации доходов применяются различные показатели. Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца, при построении которой по оси абсцисс откладываются доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат - доли доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода). Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20, 40, 60% семей получают соответственно 20,40,60% от всего дохода, то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе. Кривая Лоренца демонстрирует фактическое распределение дохода. Заштрихованная область между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы. Кривая Лоренца используется для сравнения распределения доходов в различные периоды времени или между различными группами населения.

     Политика  доходовполитика государства, проводимая правительством, путем воздействия на личные денежные доходы и на цены товаров и услуг, а тем самым и на личные реальные доходы. Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода7.

     Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен. Располагаемые доходы — это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережение. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель «реальные располагаемые доходы», рассчитываемый с учетом индекса цен. Реальные доходы характеризуют номинальные доходы с учетом изменения розничных цен (тарифов). Реальные располагаемые денежные доходы определяются исходя из денежных доходов текущего периода за минусом обязательных платежей и взносов, скорректированных на индекс потребительских цен.

     Государственная политика доходов заключается в  перераспределении их через госбюджет  путем дифференцированного налогообложения  различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.

     Трансфертные  платеживыплата правительством или фирмой домохозяйству или фирме денег (или передача товаров и услуг), взамен которой плательщик непосредственно не получает товары или услуги.

     Социальные  трансферты — это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

     Механизм  социальных трансфертов включает изъятие  в форме налогов части доходов  у средне- и высокодоходных слоев  населения и выплату пособий  наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых рынком, например, гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы.

     Индексация  – это установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Индексация доходов направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами — пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи8.

     2. Политика занятости – одно из важнейших направлений социальной политики, высокий уровень занятости обеспечивает и соответствующие доходы основной части населения. Под уровнем занятости понимается процент численности рабочей силы, имеющей работу в данный момент. Государство в своей политике стремится к достижению полной занятости.

     Безработица – одна из основных проблем рыночной экономики, решать которую должно государство. В странах Запада за последние 30 с лишним лет сложилась система  социальных амортизаторов, которые  государство применяет для обеспечения  экономической безопасности трудящихся. Сюда входят специальные меры по защите наемных работников от безработицы и обеспечению их права на труд. В целях регулирования занятости государство предпринимает следующие действия: сокращает продолжительность рабочей недели в периоды массовой безработицы, рекомендует проводить на предприятиях «разделение рабочих мест» между сотрудниками (дни увеличения занятости), досрочно увольняет на пенсию госслужащих предпенсионного возраста; создает новые рабочие места и организует общественные работы в области инфраструктуры, особенно для хронически безработных и молодежи; ограничивает иммиграцию, стимулирует репатриацию иностранных рабочих для снижения предложения рабочей силы на рынке труда. Большое значение приобретает создание бирж труда и реализация программ, направленных на подготовку и переподготовку рабочей силы9. Существуют так же косвенные меры регулирования рынка труда: налоговая, кредитно-денежная и амортизационная политика правительства, законодательство в области социального обеспечения, трудовых отношений.

     3. Социальная защита граждан, включает в себя поддержку малообеспеченных слоев населения и тех, кто не включен в общественное производство, а также защиту лиц, работающих по найму через государственную регламентацию режима труда и его оплаты, прав работника. Эта сторона социальной защиты определяется уровнем экономического развития страны, соотношением политических сил и уровнем самосознания. Система социальной защиты включает обязательные виды социального страхования, его добровольные виды; государственную систему социальной помощи и программы социальной помощи предприятий.

     Принципы  социальной защиты:

     - социальная ответственность общества и государства;

     - социальная справедливость в области трудовых отношений, всеобщий и обязательный характер защиты работников от социальных и профессиональных рисков, минимизация этих рисков;

     - государственные гарантии социальной защиты;

     - экономическая и социальная свобода работников в области труда и их личная ответственность;

     - заинтересованность и солидарность субъектов защиты в формировании и совершенствовании систем защиты;

     - многоуровневость и разноадресность способов социальной защиты, разнонаправленность мер социальной защиты10.

     Государственная система социальной помощи реализуется  через механизм социальных программ. Важнейшей частью государственной программы социального обеспечения и основных механизмом социальной защиты работников в условиях рыночной экономики является социальное страхование. Оно распространяется на лиц, имевших в течение какого-то времени постоянную работу и потерявших ее в связи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом. В обязанности государства входит обеспечение функционально - способной системы институтов страхования на случай болезни. Возможные несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания охватываются системой страхования от несчастных случаев. Социальная защита работников, как важнейшее направление социальной политики государства, крайне важна, т.к. большинство населения во всех странах составляют работающие, единственным (или основным) доходом которых является заработная плата.

     4. Жилищная политика - рассматривается в современных западных странах как инструмент социальной политики. Легко и быстро решаемые жилищные проблемы усиливают территориальную подвижность рабочей силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает особую значимость, ибо повышает эффективность производства.

     Это направление социальной политики проводится путем выделения из бюджета средств для оказания помощи работникам, арендующим жилье. Есть и альтернативные варианты: государство в состоянии поощрять самостоятельное жилищное строительство, используя различные возможности.

     Еще один путь социальной поддержки в  этой области предполагает использование жилья, построенного частными строительными кооперативами. Роль государства в этом случае сводится к тому, что оно бесплатно предоставляет строительным организациям землю, осуществляет их льготное кредитование или применяет к ним более мягкое налогообложение. В рамках данного варианта государство обычно контролирует величину оплаты жилья, устанавливая предельную сумму доходов владельцев за сдаваемое в наем жилье. В отдельных случаях приходится поступать еще более решительно: изымать из частной собственности землю и использовать ее для государственного жилищного строительства.

     Таким образом, суть социальной политики заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, в обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, в создании социальных гарантий для участия в общественном производстве. Важным направлением социальной политики является адресная социальная поддержка со стороны государства, в первую очередь, слабо защищенных слоев населения. Решение этой задачи имеет целью поддержание оптимальных соотношений между доходами занятой части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов. Стремление к социальному равенству - извечно со времен возникновения различных классов, богатства и бедности. Однако дифференциация в доходах и потреблении населения была и остается одной из основных характеристик современного общества. Более того, дифференциация в доходах расценивается многими экономистами как фактор, стимулирующий трудовую активность. О сущности социального равенства и экономической эффективности и будет идти речь в следующей главе. 

2 Социальное  равенство и экономическая эффективность

2.1 Сущность  равенства и экономической эффективности 

     Для того, чтобы разобраться в вопросе  выбора между социальным равенством или экономической эффективностью, по мнению автора, стоит раскрыть основные понятия, такие как справедливость, равенство, экономическая эффективность и т.д. Итак, понятие справедливости многогранно. Это и нравственное понятие, и правовое, и политическое. В основном слово «справедливый» означает: действующий беспристрастно, соответствующий истине, осуществляемый на законных и честных основаниях, истинный, правильный11. Справедливость – это справедливое, беспристрастное отношение к кому-либо или к чему-либо. Справедливость означает равенство всех людей в пользовании средствами жизни и правами.

Информация о работе Социальная политика государства