Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 19:40, курсовая работа
В данной работе рассмотрены такие вопросы, как сущность социальной политики государства; политика государства на рынке труда и социальная помощь; политика государства в формировании доходов населения.
1. Сущность социальной политики.
Основными принципами проведения социальной политики являются:
1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
2) обеспечение помощи самым бедным семьям;
3) выдача помощи на случай безработицы;
4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы;
5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.
Вступление…………………………………………………………………………..…..2
1. Сущность социальной политики государства…….……………….2
4 Политика государства в формировании доходов населения….……3
1.2. Политика государства на рынке труда………………..………………...6
1.3. Государственные социальные гарантии и страхование…..…………8
2. Социальная политика государства в переходной экономике…11
2.1. Социальная политика государства в переходной экономике…….….11
2. Социальная политика в переходной экономике России………...…...19
Заключение………………………………………………………………………….…..37
Список использованной литературы……………………………………………39
допущен в России в середине 80-х годов, когда государство, не сумев
перестроиться на рыночный лад и взять на вооружение прогрессивный
зарубежный опыт, просто-напросто отдало на откуп предприятиям решение всех
вопросов оплаты труда. Тем самым были заложены основы нынешних глубоких
перекосов в этой области. Повсеместно стал реальностью антиэкономический по
своей сущности должностной произвол в распределении фонда заработной платы
по категориям работников и неконтролируемое проедание прибыли. Оба явления
пустили глубокие корни и представляют сегодня серьезное препятствие
рыночным преобразованиям в стране. Чтобы выправить это положение,
необходимо добиться совершенно обязательного для рыночной экономики
установления объективно соответствующего технологическому состоянию и
темпам эволюции производства уровня и ритма движения заработной платы по
отраслям, профессиям, квалификационным группам работающих в масштабах всего
хозяйства и по регионам страны.
Безусловно, это сложный процесс, и успех может быть достигнут только в
том случае, если в нем принимают участие одновременно четыре института -
государство,
предпринимательские
профсоюзы и рынок труда. Следует, прежде всего, отметить деятельность
государства в формировании заработной платы, которая имеет четыре аспекта:
социальный, научно-практический, экономический и контрольно-регулирующий.
Эти функции в обязательном порядке должны стать прерогативой нашего
правительства и, в частности, Министерства труда. Важная миссия
государства состоит в обеспечении научно обоснованных, имеющих силу закона
и потому повсеместно обязательных для исполнения уровней минимальной
оплаты труда. Последняя должна гарантировать защиту населения от нищеты и
обеспечивать воспроизводство трудовых ресурсов на приемлемом для
современной экономики уровне с учетом перспектив ее развития. Особенно
важно для нашей страны в сложившейся ситуации систематически разрабатывать
силами Министерства труда и подчиненных ему научно-исследовательских
институтов "рекомендательные" схемы-классификаторы заработной платы по
профессиям и квалификационным группам как общехозяйственного (сквозного),
так и отраслевого действия.
По мнению специалистов Института труда Минтруда РФ, в ближайшей
перспективе может сложиться положение, когда в хозяйстве России заработная
плата окончательно исчезнет как экономическая категория. Избежать этого
можно лишь путем достижения более высоких темпов роста заработной платы по
сравнению с ростом цен на потребительские товары и услуги, т.е. увеличения
как номинальной, так и реальной заработной платы. Только на этой основе
можно добиться повышения спросовой активности большей части населения и ее
стимулирующего влияния на производство. Иными словами, речь идет о
регулярной индексации доходов населения, опережающей рост цен, причем
исходной базой индексации должна быть себестоимость потребительской
корзины, обеспечивающей нормальное воспроизводство рабочей силы.
Возвращаясь к западной практике регулирования заработной платы, важно
отметить, что государство, лишь утвердив свой многосторонний контроль над
сферой оплаты труда, передает права на установление уровня и темпов роста
заработной
платы предпринимательским
точно так же, как и отдельным работодателям и профсоюзам отдельных
предприятий, если таковые на них существуют. Особенное в переходный период,
объективно необходимо целенаправленное воздействие государства, его
центральных и региональных органов на складывающуюся на рынке цену труда
(уровень, дифференциацию заработной платы, ее динамику), что в свою
очередь, определяют справедливость оплаты труда, уровень, качество и образ
жизни основной массы населения.
Практика,
богатый зарубежный опыт
роли государства нельзя обойтись не только при формирующемся, но и при
развитом рынке труда. Но очень важно, чтобы методы, формы воздействия
государства на формирование заработной платы не противоречили принципам
социально ориентированной рыночной экономики. В России несколько лет назад
была создана такая трехсторонняя комиссия на постоянной основе, но только
сейчас она, кажется, начинает реальную деятельность, связанную, прежде
всего, с коллективными договорами, определением уровня номинальной
заработной платы, включая минимальную оплату труда, погашением
задолженности по заработной плате и другими жизненно важными вопросами
регулирования заработной платы. В российской же переходной экономике
соотношения в оплате труда работников бюджетной сферы и других отраслей
остаются совершенно необоснованными, уравниловка в заработной плате стала
еще более значительной. Так, работники таких важнейших отраслей, как
образование, наука, здравоохранение, культура, в оплате труда практически
приравнены к работникам более низкой квалификации, но работающим в сырьевых
отраслях. Эту несправедливость, безусловно, необходимо исправлять, но не
путем отмены ETC, а посредством повышения всех ставок этой сетки.
Рассматривая
роль государства в
дискуссионную проблему сочетания централизма и самостоятельности
предприятий, в том числе государственных, в решении конкретных вопросов
организации заработной платы. Ранее, как известно, централизация здесь была
очень велика, и это не приносило положительных результатов. В рыночном
хозяйстве она тем более неуместна и неэффективна даже применительно к
государственным, казенным предприятиям. Однако органы исполнительной власти
РФ и регионов должны оказывать помощь отраслям и предприятиям, но не в
форме обязательных указаний, а в виде научно обоснованных рекомендаций.
Речь идет о рекомендуемых формах индивидуальной и коллективной оплаты
труда, поощрении за качество и результаты производства, о нормировании
труда и т.д. Это должны быть рекомендации, обобщающие отечественный и
зарубежный опыт и применяемые по усмотрению самих предприятий.
Решение приоритетных задач возможно только на основе опережающего по
сравнению с ценами роста денежных доходов населения. Проблема состоит в
том, чтобы,
воздействуя посредством
производимых товаров и услуг, восстановить реальное содержание денежных
доходов населения на дореформенном уровне. В соответствии с разработками
Института труда Минтруда РФ в сфере регулирования денежных доходов
населения представляется целесообразным: 1)повышение роли тарифных
соглашений и коллективных договоров в совершенствовании системы оплаты
труда на основе развития социального партнёрства; 2)рост уровня минимальных
государственных гарантий; 3)реформирование налоговой системы;
4)преобразование системы пенсионного обеспечения и социального
обслуживания; 5)изменение системы государственного контроля за процессом
формирования
и учёта доходов населения.
Проводимые в России социально-экономические преобразования имеют своей
целью формирование социально благополучного общества, базирующегося на
социально ориентированной рыночной экономике. В ходе продвижения к этой
цели на одно из первых мест, если не на первое место, выдвигается задача
эффективного использования трудового потенциала российского общества. В
конечном счете, именно от решения этой задачи зависят возможности
экономического роста и повышения народного благосостояния. Для того чтобы
выполнить эту задачу требуются сложные социально-экономические механизмы,
включающие развитой рынок труда, государственное регулированиие его и целая
система социальных гарантий и услуг, подготавливающих человека к трудовой
деятельности способствующих его устойчивому положению на рынке труда на
основе его способности эффективно трудиться. Пока же приходится
констатировать резкое падение эффективности использования трудового
потенциала российского общества, негативные тенденции в его количественной
и особенно качественной динамике, а также замедленное формирование рынка
труда в его цивилизованной форме. Предстоит расширять круг мероприятий на
государственном уровне, на уровне предприятий, а также силами
общественности, которые позволили бы добиваться коренного перелома в
развитии ситуации. Взятый правительством курс на сочетание развития
рыночных отношений с их государственным регулированием, усиление внимания к
социальным вопросам развития производства и к реформированию социальной
сферы призваны
создать необходимые
социальной сферы и, не в последнюю очередь, для возрождения мощного
трудового потенциала России. Во-первых, предстоит существенно расширить
круг задач, решаемых нами в сфере труда и трудовых отношений. Вплоть до
Информация о работе Социальная политика государства в переходной экономике