Социальная политика государства в переходной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассмотрены такие вопросы, как сущность социальной политики государства; политика государства на рынке труда и социальная помощь; политика государства в формировании доходов населения.


1. Сущность социальной политики.


Основными принципами проведения социальной политики являются:

1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

2) обеспечение помощи самым бедным семьям;

3) выдача помощи на случай безработицы;

4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы;

5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;

6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

Оглавление

Вступление…………………………………………………………………………..…..2



1. Сущность социальной политики государства…….……………….2



4 Политика государства в формировании доходов населения….……3


1.2. Политика государства на рынке труда………………..………………...6

1.3. Государственные социальные гарантии и страхование…..…………8


2. Социальная политика государства в переходной экономике…11


2.1. Социальная политика государства в переходной экономике…….….11

2. Социальная политика в переходной экономике России………...…...19

Заключение………………………………………………………………………….…..37

Список использованной литературы……………………………………………39

Файлы: 1 файл

Социальная политика государства в переходной экономике.docx

— 122.53 Кб (Скачать)

допущен в России  в середине  80-х годов,  когда государство,  не  сумев

перестроиться  на  рыночный  лад  и  взять   на   вооружение   прогрессивный

зарубежный  опыт, просто-напросто отдало на откуп  предприятиям  решение  всех

вопросов  оплаты труда. Тем самым  были  заложены  основы  нынешних  глубоких

перекосов в этой области. Повсеместно стал реальностью антиэкономический  по

своей сущности должностной произвол в распределении  фонда  заработной  платы

по категориям работников и неконтролируемое проедание прибыли.  Оба явления

пустили  глубокие  корни  и  представляют  сегодня   серьезное   препятствие

рыночным  преобразованиям  в  стране.   Чтобы   выправить   это   положение,

необходимо  добиться  совершенно  обязательного   для   рыночной   экономики

установления  объективно  соответствующего  технологическому   состоянию   и

темпам эволюции производства уровня и ритма  движения  заработной  платы  по

отраслям, профессиям, квалификационным группам работающих в масштабах  всего

хозяйства и по регионам страны.

  Безусловно, это сложный процесс, и успех может быть  достигнут только  в

том случае, если в нем принимают участие  одновременно четыре    института  -

государство, предпринимательские ассоциации, включая  отдельные  предприятия,

профсоюзы и  рынок  труда.  Следует,  прежде  всего,  отметить  деятельность

государства в формировании заработной платы, которая  имеет  четыре  аспекта:

социальный, научно-практический,  экономический  и  контрольно-регулирующий.

Эти  функции  в  обязательном  порядке  должны  стать  прерогативой   нашего

правительства  и,  в   частности,    Министерства   труда.   Важная   миссия

государства состоит в обеспечении научно обоснованных, имеющих силу  закона

и  потому  повсеместно  обязательных  для   исполнения  уровней  минимальной

оплаты труда. Последняя должна  гарантировать  защиту населения от  нищеты  и

обеспечивать   воспроизводство   трудовых   ресурсов   на   приемлемом   для

современной экономики уровне  с учетом  перспектив  ее  развития.  Особенно

важно для  нашей страны в сложившейся ситуации  систематически  разрабатывать

силами  Министерства  труда  и  подчиненных   ему   научно-исследовательских

институтов  "рекомендательные"  схемы-классификаторы  заработной  платы   по

профессиям  и квалификационным группам  как  общехозяйственного  (сквозного),

так и отраслевого  действия.

  По  мнению  специалистов  Института  труда   Минтруда  РФ,   в   ближайшей

перспективе может сложиться положение, когда  в хозяйстве  России  заработная

плата окончательно исчезнет  как  экономическая  категория.  Избежать  этого

можно лишь путем достижения более высоких  темпов роста заработной  платы  по

сравнению с ростом цен на потребительские  товары и услуги,  т.е.  увеличения

как номинальной, так и реальной заработной  платы.  Только  на  этой  основе

можно добиться повышения спросовой активности большей части населения и ее

стимулирующего  влияния  на  производство.  Иными  словами,  речь   идет   о

регулярной  индексации  доходов  населения,  опережающей  рост  цен,  причем

исходной  базой  индексации  должна   быть   себестоимость   потребительской

корзины,   обеспечивающей   нормальное   воспроизводство    рабочей    силы.

Возвращаясь  к  западной  практике  регулирования  заработной  платы,  важно

отметить, что  государство, лишь утвердив свой  многосторонний  контроль  над

сферой оплаты труда, передает права на установление уровня  и  темпов  роста

заработной  платы предпринимательским ассоциациям  и объединениям  профсоюзов,

точно  так  же,  как  и  отдельным  работодателям  и  профсоюзам   отдельных

предприятий, если таковые на них существуют. Особенное в переходный  период,

объективно  необходимо   целенаправленное   воздействие   государства,   его

центральных и региональных органов на складывающуюся  на  рынке  цену  труда

(уровень,  дифференциацию  заработной  платы,  ее  динамику),  что  в   свою

очередь, определяют справедливость оплаты труда, уровень, качество  и  образ

жизни основной массы населения.

  Практика, богатый зарубежный опыт свидетельствуют,  что  без  регулирующей

роли государства  нельзя обойтись не  только  при  формирующемся,  но  и при

развитом  рынке труда.  Но  очень важно,  чтобы методы,  формы воздействия

государства на формирование  заработной  платы  не  противоречили  принципам

социально ориентированной рыночной экономики. В России несколько  лет  назад

была создана  такая трехсторонняя комиссия на постоянной  основе,  но  только

сейчас она,  кажется,  начинает  реальную  деятельность,  связанную,  прежде

всего,  с  коллективными   договорами,   определением   уровня   номинальной

заработной   платы,   включая   минимальную   оплату    труда,    погашением

задолженности по заработной  плате  и  другими  жизненно  важными  вопросами

регулирования  заработной  платы.  В  российской  же  переходной   экономике

соотношения в оплате труда работников  бюджетной  сферы  и  других  отраслей

остаются  совершенно необоснованными, уравниловка  в  заработной  плате  стала

еще  более  значительной.  Так,  работники  таких  важнейших  отраслей,  как

образование, наука, здравоохранение, культура, в  оплате  труда  практически

приравнены  к работникам более низкой квалификации, но работающим в  сырьевых

отраслях. Эту несправедливость, безусловно,  необходимо  исправлять,  но  не

путем отмены ETC, а посредством повышения всех ставок этой сетки.

  Рассматривая  роль государства в регулировании  цены труда,  нельзя  обойти

дискуссионную   проблему   сочетания   централизма    и    самостоятельности

предприятий, в том числе  государственных,  в  решении  конкретных  вопросов

организации заработной платы. Ранее, как известно, централизация здесь  была

очень велика, и это не  приносило положительных результатов.  В рыночном

хозяйстве она тем  более  неуместна  и  неэффективна  даже  применительно  к

государственным, казенным предприятиям. Однако органы исполнительной  власти

РФ и регионов должны оказывать помощь  отраслям  и  предприятиям,  но  не  в

форме обязательных указаний, а  в  виде  научно  обоснованных  рекомендаций.

Речь идет  о  рекомендуемых  формах  индивидуальной  и  коллективной  оплаты

труда, поощрении за  качество  и результаты  производства,  о нормировании

труда и  т.д.  Это  должны  быть  рекомендации,  обобщающие  отечественный  и

зарубежный  опыт и применяемые по усмотрению самих предприятий.

  Решение  приоритетных задач возможно  только  на  основе  опережающего  по

сравнению с ценами роста денежных  доходов  населения.  Проблема  состоит  в

том, чтобы, воздействуя посредством расширения спроса на  увеличение  объёма

производимых  товаров и  услуг,  восстановить  реальное  содержание  денежных

доходов населения  на дореформенном уровне.  В  соответствии  с  разработками

Института  труда  Минтруда  РФ  в  сфере  регулирования   денежных   доходов

населения   представляется   целесообразным:   1)повышение   роли   тарифных

соглашений  и  коллективных  договоров  в  совершенствовании  системы  оплаты

труда на основе развития социального партнёрства; 2)рост уровня  минимальных

государственных    гарантий;     3)реформирование     налоговой     системы;

4)преобразование   системы    пенсионного    обеспечения    и    социального

обслуживания; 5)изменение системы  государственного  контроля  за  процессом

формирования  и учёта доходов населения. 

    Проводимые в России социально-экономические преобразования имеют  своей

целью  формирование  социально  благополучного  общества,  базирующегося  на

социально ориентированной рыночной экономике.  В  ходе  продвижения  к  этой

цели на одно из первых мест, если не на  первое  место,  выдвигается  задача

эффективного  использования  трудового  потенциала  российского  общества.  В

конечном  счете,  именно  от  решения этой   задачи   зависят   возможности

экономического  роста и повышения народного  благосостояния.  Для  того  чтобы

выполнить эту задачу требуются  сложные  социально-экономические  механизмы,

включающие развитой рынок труда, государственное регулированиие его и целая

система социальных гарантий и услуг, подготавливающих  человека  к  трудовой

деятельности  способствующих его устойчивому положению на  рынке труда на

основе  его   способности   эффективно   трудиться.   Пока   же   приходится

констатировать  резкое   падение   эффективности   использования   трудового

потенциала  российского общества, негативные тенденции  в  его  количественной

и особенно качественной динамике, а  также  замедленное  формирование  рынка

труда в  его цивилизованной форме. Предстоит  расширять  круг  мероприятий  на

государственном   уровне,   на   уровне   предприятий,   а   также    силами

общественности,  которые  позволили  бы  добиваться  коренного  перелома   в

развитии  ситуации.  Взятый  правительством  курс  на   сочетание   развития

рыночных  отношений с их государственным  регулированием, усиление внимания  к

социальным  вопросам развития  производства  и  к  реформированию  социальной

сферы призваны создать необходимые предпосылки  для оздоровления экономики  и

социальной  сферы  и,  не  в  последнюю  очередь,  для  возрождения  мощного

трудового потенциала  России.  Во-первых,  предстоит  существенно  расширить

круг задач, решаемых нами в сфере труда  и  трудовых  отношений.  Вплоть  до

Информация о работе Социальная политика государства в переходной экономике