Правовая система РБ

Автор: Анна Клопова, 20 Сентября 2010 в 00:02, курсовая работа

Краткое описание

Правовая система: понятие, сущность, структура, история развития

Оглавление

Введение 3
1. Правовая система: понятие, закономерности функционирования 5
1.1 Понятие и сущность правовой системы 5
1.2 Основные закономерности функционирования современных
правовых систем 10
2. Правовая система Республики Беларусь 15
2.1 История развития национальной правовой системы 15
2.2 Структура правовой системы Республики Беларусь 16
3. Развитие правовой системы Республики Беларусь на современном
этапе 26
3.1 Кодификация законодательства – как элемент развития
национальной правовой системы 26
3.2 Основные тенденции развития правовой системы Республики
Беларусь в условиях глобализации 31
Заключение 37
Список использованных источников 40

Файлы: 1 файл

Курс. ОТП-правовая система РБ.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

     Основные  нормы семейного права содержатся в Конституции Республики Беларусь и в Кодексе о браке и семье.

     Уголовное право объединяет нормы, которые определяют круг деяний, признаваемых преступлениями, закрепляют основания и условия уголовной ответственности, устанавливают наказания и иные меры уголовной ответственности, которые могут быть применены к лицам, совершившим преступления. Нормы уголовного права направлены на охрану мира и безопасности человечества, человека, его прав и свобод, собственности, конституционного строя, природной среды от преступных посягательств. Система норм уголовного права образует общую и особенную части. В общей части содержатся нормы, определяющие понятия преступления и наказания, общие условия уголовной ответственности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, и др. К особенной части относятся нормы, определяющие конкретные составы преступлений и меры ответственности за их совершение [9, с.272].

     Источником  уголовного права являются Уголовный  кодекс Республики Беларусь, которые основываются на конституционных нормах.

     Уголовно-исполнительное право - система правовых норм, регулирующих порядок и условия отбывания уголовного наказания, назначенного судом, и деятельность органов и учреждений, исполняющих наказание.

     Основными актами, содержащими нормы уголовно-исполнительного права, являются Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь.

     Уголовно-процессуальное право составляет систему правовых норм, определяющих порядок производства по уголовным делам. Они регулируют деятельность органов дознания, предварительного расследования, прокуратуры, суда по возбуждению, расследованию и рассмотрению уголовных дел, устанавливают правовое положение участников уголовного процесса, порядок сбора и оценки доказательств, вынесения приговоров, их обжалования и т.п.

     Нормы этой отрасли права устанавливают  цели и задачи уголовного процесса, предусматривают гарантии соблюдения законности в процессе раскрытия и судебного рассмотрения уголовных дел.

     Правовыми актами, объединяющими нормы уголовно-процессуального права, является Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь.

     Гражданско-процессуальное право - система норм, регулирующих порядок судопроизводства по гражданским делам. Они регламентируют деятельность судов, всех участников процесса, определяют подведомственность и подсудность возникающих споров, права и обязанности участников процесса, порядок разбирательства, вынесения судебного решения, его обжалования и исполнения и др.

     В порядке гражданского судопроизводства разрешаются дела по спорам, вытекающим из гражданских, семейных, трудовых и некоторых других правоотношений.

     Источником  гражданско-процессуального права  является Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь.

     Таковы  наиболее общие характеристики отраслей права как основных структурных элементов его системы, формирующихся в зависимости от предмета и метода правового регулирования.

     Системность права в Республике Беларусь проявляется не только в зависимости от предмета и метода правового регулирования. Существуют межотраслевые взаимосвязи, оттеняющие и другие системные характеристики права. Так, системность права проявляется через функциональные особенности отраслей. Исходя из этого признака, в юридической науке применяется классификация отраслей на отрасли материального и процессуального права. К первой группе (материальное право) относятся отрасли права, непосредственно регулирующие общественные отношения. В нормах этих отраслей закрепляются права и обязанности субъектов правоотношений в различных сферах общественной жизни, правовое положение органов и организаций, их структура, формы собственности, определяются деяния, которые признаются правонарушениями, и меры ответственности за их совершение и т.д. [6, с.115].

     К ним относятся конституционное  право, административное, уголовное, гражданское, трудовое, семейное и другие отрасли права.

     К процессуальному праву относятся  те отрасли, в которых устанавливается  порядок рассмотрения различных юридических дел. Это уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право. В нормах этих отраслей регламентируется процедура реализации норм материального права.

     Процессуальные  нормы в отличие от материальных не содержат указаний на то, как следует разрешать тот или иной вопрос по существу, а определяют лишь порядок рассмотрения дела. Процессуальные отрасли права «обслуживают» отрасли материального права и не могут существовать без них.

     В соответствующих процессуальных формах реализуются нормы всех отраслей материального права. Но только уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право выделились в самостоятельные отрасли. Они «обслуживают» не только свои прототипы материального права, но и некоторые другие отрасли. В частности, на основе норм гражданско-процессуального права разрешаются дела из сферы семейного, трудового права. Некоторые материальные отрасли содержат в себе нормы процессуального характера (административное право), так как они еще не выделились в самостоятельные отрасли.

     Своеобразие системности права в Республике Беларусь проявляется также в  делении его на частное и публичное.

     В соответствии с этой классификацией частное право охватывает те отрасли права, нормы которых выражают интересы в первую очередь личности, те интересы, которые частные лица могут реализовать самостоятельно. В сфере частного права господствуют личные законные интересы граждан и их объединений. Все отношения в этой сфере строятся на основе равенства и свободного волеизъявления их участников.

     Публичное право включает в себя нормы, регулирующие отношения государства, его органов с гражданами и организациями. Нормы публичного права связаны с общими (публичными) интересами всех членов общества. В процессе публичных правоотношений органы государства являются носителями властных полномочий и могут требовать от других субъектов права соблюдения действующего законодательства, применять в необходимых случаях меры государственного принуждения и т.д [9, с.275].

     Отрасли публичного права обеспечивают охрану государственного и политического строя, существующую систему общественных отношений.

     В настоящее время в Республике Беларусь конституционно закреплено положение, в соответствии с которым человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.

     Экономика начинает функционировать на базе рыночных отношений, поддерживается частная  инициатива, законодательное закрепление получило равноправие всех форм собственности и т.д.

     Все это указывает на юридическое признание необходимости ограниченного вмешательства государства в некоторые сферы общественной жизни и свидетельствует о значимости дифференциации права на частное и публичное.

     Система права в Республике Беларусь не остается неизменной. Общественные взаимосвязи непрерывно совершенствуются и видоизменяются. Система права также меняется, отражая происходящие перемены. Отменяются устаревшие нормы права, устанавливаются новые, охватывающие регулирующим воздействием те общественные отношения, которые до этого находились вне правовой регламентации.

     Формируются новые отрасли и институты  права. В юридической науке ведутся интенсивные дискуссии по поводу сложившихся или складывающихся новых отраслей права (административно-процессуального права, отрасли права социального обеспечения, бюджетного права и др.).

     Изменения в нормах, институтах и отраслях права, восприятие новых принципов системообразования являются показателями развития и совершенствования системы российского и белорусского права на современном этапе. Поскольку существенно изменилось содержание отношений в области сельскохозяйственного производства, утратило свое значение колхозное право. В настоящее время возникли новые формы ведения хозяйства, планово-распределительные отношения и «колхозная демократия» уходят в прошлое. Отношения, складывающиеся в сельском хозяйстве, регулируются теперь нормами гражданского, административного, финансового права.

     Особое  место в правовой системе Республики Беларусь занимает международное право. Нормы международного права образуют самостоятельную широко разветвленную систему. Это обусловлено тем, что они устанавливаются не одним государством, а в силу соглашений между государствами (конвенций, пактов, договоров, уставов международных организаций и т.п.), в соответствии с которыми эти государства принимают определенные обязательства по отношению друг к другу.

     Международное право подразделяется на международное частное право и международное публичное право.

     Первое  регулирует имущественные и иные отношения с участием иностранных физических лиц и организаций. Второе - отношения между государствами по вопросам правосубъектности государств и международных организаций, правового положения и деятельности дипломатических органов, международных судов, международных организаций и т.д.

     Вместе  с тем внутригосударственное  право тесно взаимодействует с международным правом. В Конституции Республики Беларусь (ст. 8) закреплено положение, в соответствии с которым она признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им национального законодательства. В ст. 15 Закона Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь» установлено, что нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на ее территории законодательства [2]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Развитие правовой  системы Республики  Беларусь 

на  современном этапе 

3.1 Кодификация законодательства  – как элемент 

развития национальной правовой системы 

      Согласно  Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь, одобренной Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2002 г. № 205, одной из основных задач  в области государственно–правовой  политики Республики Беларусь является  системное правотворчество. Особая роль в решении этой задачи принадлежит кодификации как высшей форме систематизации и оптимальному средству совершенствования законодательства [4].

      Кодекс  – закон, обеспечивающий полное системное  регулирование определенной области общественных отношений (статья 2 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь») [3].

      Деятельность  по кодификации белорусского законодательства масштабно стала осуществляться с середины 90-х годов прошлого столетия. В настоящее время в Республике Беларусь действуют 25 кодексов:

      1. Водный кодекс (15 июля 1998 г.).

      2. Гражданский кодекс (7 декабря 1998 г.).

      3. Хозяйственный процессуальный кодекс (15 декабря 1998 г.).

      4. Гражданский процессуальный кодекс (11 января 1999 г.).

      5. Жилищный кодекс (22 марта 1999 г.).

      6. Уголовный кодекс (9 июля 1999 г.).

      7. Кодекс о браке и семье (9 июля 1999 г.).

      8. Уголовно-процессуальный кодекс (16 июля 1999 г.).

      9. Трудовой кодекс (26 июля 1999 г.).

      10. Кодекс торгового мореплавания (15 ноября 1999 г.).

      11. Уголовно-исполнительный кодекс (11 января 2000 г.).

      12. Избирательный кодекс (11 февраля  2000 г.).

      13. Лесной кодекс (14 июля 2000 г.).

      14. Банковский кодекс (25 октября 2000 г.).

      15. Инвестиционный кодекс (22 июня 2001 г.).

      16. Кодекс внутреннего водного транспорта (24 июня 2002 г.).

      17. Налоговый кодекс (Общая Часть) (19 декабря 2002 г.).

      18. Кодекс об административных правонарушениях  (21 апреля 2003 г.).

Информация о работе Правовая система РБ