Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 15:36, курсовая работа
Цель: анализ особенностей англо-саксонской и романо-германской правовой семьи; характеристика источников мусульманского права, формулировка выводов, исследование сущности и особенностей правовых систем различных государств мира.
1. Введение…………………………………………………………………… 3
2. Понятие правовой системы …………………………………..……….. …5
3. Романо-германская правовая семья ……...…………........……………… 9
4. Англо-саксонская правовая семья……………………………………… 15
5. Мусульманское право …………………………………………………... 23
6. Заключение………………………………………… …………………….26
7. Список литературы…...…………………………………………………. 27
План работы
1.Введение
В каждом государстве есть своя правовая система, а бывает и так, что в одном и том же государстве действуют несколько конкурирующих правовых систем. Право разных стран сформулировано на разных языках, использует различную технику, традиции и создано для общества с весьма различными структурами, нравами, верованиями и позициями. Свое право имеют и негосударственные общности: каноническое право, мусульманское право, индусское право, иудейское право. Следует также отметить международное право, призванное регулировать во всемирном или региональном масштабе межгосударственные и внешнеторговые отношения.
Как известно,
сравнительное право «
Таким образом, при раскрытии темы работы мы ставим перед собой следующую цель: анализ особенностей англо-саксонской и романо-германской правовой семьи; характеристика источников мусульманского права, формулировка выводов, исследование сущности и особенностей правовых систем различных государств мира.
2.Понятие правовой системы
В качестве
основополагающего объекта
Прежде чем говорить о правовых системах, следует уяснить, какой смысл вкладывается в слово «система». Система – это целостное множество взаимодействующих и взаимосвязанных элементов, образующих качественное единство и целостность.
Каждое государство имеет свою правовую систему, которая имеет как общие черты с системами других государств, так и отличия от них. Правовая система государства отражает закономерности развития общества, его национальные, исторические, культурные особенности. На содержание и динамику правовой системы воздействует вся духовная жизнь общества: религия, философия, мораль, художественная культура, наука. Огромное влияние на правовые системы мусульманских стран, таких как Иран, Саудовская Аравия оказывает религия. Правовые ценности, морально-этические элементы культуры, опираются в ней на религию.
В науке выделяет два различных понятия правовой системы — узкое и широкое. В узком смысле под правовой системой понимается право определенного государства, терминологически обозначаемое как «национальная правовая система». При этом понятие «правовая система» — не синоним понятия «система права», так как последнее — понятие институциональное, раскрывающее взаимосвязь, соотношение и строение отраслей права, что предопределяется факторами как объективного, так и субъективного порядка. Понятие «правовая система», используемое в широком значении, тесно связано со сравнительным правоведением.
Терминология здесь весьма разнообразна. Например, Р. Давид использует термин «правовая семья», К.О. Эберт и М. Рейнстайн — «правовые круги», И. Сабо — «форма правовых систем», С.С. Алексеев — «структурная общность». Наиболее распространен термин «правовая семья». 2
Для сравнительного правоведения при анализе национальных правовых систем важно показать их исторические корни, становление системы правы, юридической профессии, правовой культуры, а также их современное состояние в целях выявления особенностей правового стиля. Правовая система – развивающаяся система, она не остается раз и навсегда данной, а постоянно менялась и изменяется в ходе исторического процесса. Однако не все ее элементы развиваются одинаковыми темпами.
Национальная правовая система — это конкретно-историческая совокупность норм права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства.
Категория «правовая семья» служит для обозначения группы правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, позволяющие говорить об относительном единстве этих систем. Это сходство является результатом их конкретно-исторического и логического развития. Различия между правом разных стран значительно уменьшаются, если исходить не из содержания их конкретных норм, а из их более постоянных элементов, используемых для создания, толкования, оценки норм. Нормы могут быть разными, но способы их выработки, толкования, систематизации совпадают.
Таким образом, правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.
Заслуживает внимания подход западных компаративистов, отрицающих типологию правовых систем единственно по признаку их классовой сущности. При классификации они используют различные факторы, начиная с этических, расовых, географических, религиозных и заканчивая юридической техникой и стилем права. Отсюда множество классификаций.
Классификация правовых семей, данная Р. Давидом в 1950 г. в книге «Элементарный курс сравнительного гражданского права», считается наиболее популярной. Она основана на сочетании таких критериев, как:1) идеологии, 2) юридической техники, 3) правовая доктрина.3 Таким образом, Р. Давид выдвинул идею выделение таких правовых систем, как: романо-германская и общего права4, а также мусульманская, индусское, правовые системы Дальнего Востока, правовые системы Африки и Мадагаскара.5 До начала 1990-х гг. было принято также выделять в отдельную семью социалистическое право, однако после падения коммунистических режимов в большинстве стран социалистического лагеря существование и проведения радикальных рыночных реформ в ряде оставшихся соцстран (КНР, Вьетнам) существование этой системы оказалось под вопросом. Некоторые страны или районы в силу особенностей исторического развития не могут быть отнесены ни к одной правовой семье. Так, право Шотландии представляет собой своеобразную смесь общего и романо-германского права. Большинство отечественных правоведов относят современную Россию к романо-германской (континентальной) правовой семье.
Другая классификация была дана К. Цвайгертом и Г. Кётцом в книге «Введение в правовые сравнения в частном праве», вышедшей в 1971 году. В основу этой классификации положен критерий «правового стиля». Прежде всего он останавливается на выделении «правовых кругов»: своеобразии правового мышления, специфики правовых институтов, природе источников права и способа их толкования. Таким образом, он выделяет следующие правовые системы: романская, германская, скандинавская, англо-американская, социалистическая, дальневосточная, право ислама, индуистское право.6
Существует множество взглядов на классификацию правовых систем. Стоит привести дискуссию о существе романо-германского права. Р. Давид считал, что оно может быть объединено в одну правовую семью,7 а К. Цвайгерт, разделял романскую и германскую, ввиду специфичности развития частного права в романских и германских странах.8 Следует разрешить дискуссию между профессорами: «заранее сделав допущение, что в первом случае идет речь о сравнении на макросистемы, а во втором – на уровне микросистемы (сопоставление двух или более правовых систем внутри одной правовой семьи)»9
В данной работе мы будем придерживаться классификации данной Р. Давидом.
3.Романо-германская правовая семья
Романо-германская
правовая семья или семья
Данная правовая семья имеет ряд специфических черт и особенностей. Следует выделить среди такого рода черт и особенностей связь с римским правом, его развитие и становления на основе римского права. Это прежде всего отличает ее от других правовых семей.
Романо-германская правовая семья сложилась «на основе изучения римского права в итальянских, французских и германских университетах, создавших в XII-XVI вв. на базе Свода законов Юстиниана общую для многих европейских стран юридическую науку».10 И что сердцевиной данной правовой семьи явилось римское jus civile – частное право. Речь при этом идет не столько о рецепции, внедрении норм римского права в систему романо-германского права, сколько о приспособлении и использовании в новых исторических условиях его основных идей, институтов, образа юридического мышления, подходов, правовых доктрин. Следует отметить, что в Германию римское право пришло сравнительно поздно, в основном в середине XV в., но его воздействие на местное право было сильнее, чем во Франции. Ни в одной западноевропейской стране «процесс рецепции не только институтов и понятий римского права, но и древнеримской юридической мысли не получил столь широкого распространения, как в Германии».11
Этой правовой семье свойственна большая степень доктринальности и концептуальности по сравнению с другими семьями. В западной научно-исследовательской литературе указывают на то, что работы ученых юристов, пользуются значительным влиянием в системе цивильного права. В системе романо-германского права особое место занимает доктрина, разработавшая основные принципы построения этой правовой семьи. Доктрина играет весьма важную роль в подготовке законов. Она используется и в правоприменительной деятельности (в толковании законов). Как отмечает Р. Давид «сравнительное право показало, с каким удивлением американские и английские юристы узнали, что нормы наших законов - это не каприз суверена, подлежащий буквальному исполнению и что наши кодексы, столь близкие доктринальным трудам - это скорее рамки, в которых открыт простор для творческой деятельности и поиска справедливых решений».12 В отличие от англо-саксонского права, где юридические нормы вырабатываются судами при решении спорных вопросов применительно к каждому конкретному делу, специфическому случаю, в системе романо-германского права все иначе. В процессе его формирования и развития исходят не из конкретных спорных дел или случаев, а из определения общих принципов и правовых доктрин, на основе которых не только создаются те или иные нормы права, но и решаются конкретные дела.
В романо-германском праве особая значимость закона в системе источников права. Во всех странах романо-германской правовой семьи есть писаные конституции, за нормами которых признается высший юридический авторитет. В большинстве государств установлен судебный контроль за конституционность обычных законов. В этой правовой семье четко разграничивается компетенция различных государственных органов, в соответствии с этой компетенцией проводится различие источников права.
В странах этой правовой семьи, считается, что для юристов лучшим способом установления справедливого, соответствующего праву решения является обращение именно к закону. Эта тенденция восторжествовала, когда были приняты кодексы и писаные конституции. «Опираться на закон как основной источник права, соответствует принципам демократии, а с другой давала большие возможности государственным органам для координации общественной жизни. Закон в силу строгости его изложения рассматривается как лучший технический способ установления четких норм в эпоху, когда сложность общественных отношений выдвигает на первый план среди всех аспектов правильного решения его точность и ясность».13 Последний имеет очень большое значение как для эффективности правоприменения, так и для сохранения и поддержания единства романо-германской правовой семьи. Норма права понимается в этой семье как «правило поведения, обладающее всеобщностью и имеющее более серьезное значение, чем только лишь ее применение судьями в конкретном деле»14 В странах этой семьи, в отличие от англо-саксонской правовой семьи, норма права не создается судьями. Нормы права не должны быть слишком общими, поскольку в этом случае они перестанут быть достаточно надежным руководством для практики. Но в тоже время они должны быть настолько обобщенными, чтобы регулировать определенный тип отношений, а не применяться, подобно судебному решению, лишь в конкретной ситуации. Разумеется, что к различным отраслям, данное требование сохранения равновесия не может быть одинаковым. Таким образом, в этой семье приоритет отдается не судейским нормам, а нормам статутного права.