Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 15:36, курсовая работа
Цель: анализ особенностей англо-саксонской и романо-германской правовой семьи; характеристика источников мусульманского права, формулировка выводов, исследование сущности и особенностей правовых систем различных государств мира.
1. Введение…………………………………………………………………… 3
2. Понятие правовой системы …………………………………..……….. …5
3. Романо-германская правовая семья ……...…………........……………… 9
4. Англо-саксонская правовая семья……………………………………… 15
5. Мусульманское право …………………………………………………... 23
6. Заключение………………………………………… …………………….26
7. Список литературы…...…………………………………………………. 27
5.Мусульманское право
Мусульманское право как
система норм, выражающих в религиозной
форме в основном волю религиозной
знати и в той или иной степени
санкционируемых и
Ислам, во-первых, указывает во что должен верить мусульманин и во что не должен. Во-вторых, предписывает верующим, что они должны делать, а что не должны. Данная совокупность предписаний называется шариатом и составляет то, что называется мусульманским право.34 Согласно догмам ислама мусульманское право открыл Аллах и довел его до общества через своего посланника Мухаммеда. Личность последнего занимает очень важное место в религиозное доктрине ислама. Мусульманское право отражает волю Аллаха, оно охватывает все сферы общественной жизни, а не только те, которые обычно относятся к правовой сфере. Так, мусульманское право в широком смысле определяет «молитвы, которые мусульманин должен читать, посты, которые он должен соблюдать, милостыни, которые он должен подавать, и паломничества, которые он должен совершать».35
Мусульманское право имеет четыре источника права. Это Коран – священная книга ислама; затем Сунна, или традиции, связанные с посланцем Бога; в-третьих, иджма, или единое соглашение мусульманского общества; в-четвертых, кияс, или суждение по аналогии.36 Суть кияса заключается в применении тех или иных установленных Кораном, Сунной или иджмой предписаний к новым, не предусмотренным этими источниками права, случаям. В научной литературе указывается на ограниченный характер аналогии в мусульманском праве.
Теория и практика применения мусульманского права не отвергали всякого рода регламенты, соглашения и обычаи. Они не входили и не входят в содержание мусульманского права, находятся как бы рядом, вне этого права. Но даже при таком положении дел все они, в первую очередь широко распространенный обычай, вовсе не осуждаются и не отвергаются правом. Мусульманское право, констатирует в связи с этим Р. Давид, занимает по отношению к обычаю позицию, «схожую с отношением нашего западного права к оговорке о полюбовной или мировой сделках, которые в некоторых случаях признаются судьей».37 Заинтересованным лицам разрешено в таких случаях организовать отношения между собой и урегулировать свои разногласия без вмешательства права. Важную роль, наряду с обычаем играет соглашение. Они не являются источниками права, однако играют важную роль в его эволюции. Благодаря соглашениям вносились изменения в существующие правовые нормы, которые согласно сложившимся представлениям о праве не всегда считались обязательными. Приспособление мусульманского права к изменяющимся условиям производилось с помощью юридических стратагем и фикций. Суть их заключается в том, чтобы, используя сложившиеся в правоприменительной практике многих мусульманских стран традиции, учитывать прежде всего букву, а не дух закона, внешние обстоятельства рассматриваемых дел, а не побудительные мотивы, обходить всякого рода приемами и оговорками действующие нормы мусульманского права.38 Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается.
Одно из последствий заключается в том, что исламское право, как право божественное, является в принципе неизменным. В то время как в западных правовых системах общепризнано, что содержание права меняется, так как законодатель, а также судьи и все остальные силы общества, участвующие в правотворческом процессе, приспосабливают его к меняющимся общественным потребностям, в исламе исходят из положения о богоданном характере всего сущего права, которое в определенный момент истории Аллах открыл людям через пророка Мухаммеда. Правовые акты светской власти носят вспомогательный характер.
Следует выделить, что в мусульманском праве деление на отрасли четко не выделено.
6.Заключение
В данной работе были рассмотрены
основные черты романо-германской и
англо-саксонской правовой семьи, основные
источники мусульманского права. Каждая
из этих правовых семей имеет как
плюсы, так и минусы. Отмеченный
процесс сближения правовых систем
государств романо-германской правовой
семьи с правовыми системами
государств правовой семьи общего права
носит двусторонний характер, что
выражается не только в усилении роли
судебного прецедента в качестве
источника права в ряде государств
континентального права, но и в усилении
позиции законодательства как источника
права в странах англо-
7.Список литературы
1 Цвайгерт К., Кётц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М., 2000. С. 9
2 Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. М., 2003. С. 118
3 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 2009. С. 26
4 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 2009. С. 27
5 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 2009. С. 31
6 Цвайгерт К., Кётц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М., 2000. С. 117
7 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 2009. С. 28
8 Цвайгерт К., Кётц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М., 2000. С. 109
9 Захарова М.В. Российская правовая система: проблемы идентификации и развития // LEX RUSSICA. 2008. №2. С. 247
10 Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. М., 2003. С. 154
11 Цвайгерт К., Кётц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М., 2000. С. 205
12 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 2009. С. 88
13 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 2009. С. 90
14 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 2009. С. 79
15 Лазарев В.В. Общая теория государства и права. М., 2001. С. 172.
16 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 2009. С. 58
17 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 2009. С. 221
18 Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. М., 2001. С. 117
19 Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. М., 2003. С. 244.
20 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 2009. С. 290
21 Саидов А.Х. Сравнительное правоведение, М., 2003. С. 251
22 Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. М., 1993. С. 26
23 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 2009. С. 342
24 Марченко М.Н. Правые системы современного мира. М., 2001. С. 122
25 Арчер П. Английская судебная система. М., 1958. С. 168
26 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 2009. С. 295
27 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 2009. С. 296
28 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 2009. С. 251
29 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 2009. С. 251
30 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 2009. С. 257
31 Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. М., 2001. С. 126
32 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 2009. С. 279
33 Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. М., 2003. С. 296
34 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 2009. С. 346
35 Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. М., 2003. С. 297
36 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности М., 2009. С. 347
37 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 2009. С. 358
38 Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. М., 2001. С. 392