Правовая система РБ

Автор: Анна Клопова, 20 Сентября 2010 в 00:02, курсовая работа

Краткое описание

Правовая система: понятие, сущность, структура, история развития

Оглавление

Введение 3
1. Правовая система: понятие, закономерности функционирования 5
1.1 Понятие и сущность правовой системы 5
1.2 Основные закономерности функционирования современных
правовых систем 10
2. Правовая система Республики Беларусь 15
2.1 История развития национальной правовой системы 15
2.2 Структура правовой системы Республики Беларусь 16
3. Развитие правовой системы Республики Беларусь на современном
этапе 26
3.1 Кодификация законодательства – как элемент развития
национальной правовой системы 26
3.2 Основные тенденции развития правовой системы Республики
Беларусь в условиях глобализации 31
Заключение 37
Список использованных источников 40

Файлы: 1 файл

Курс. ОТП-правовая система РБ.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

      19. Воздушный кодекс (16 мая 2006 г.).

      20. Кодекс о судоустройстве и статусе судей (29 июня 2006 г.).

      21. Процессуально-исполнительный кодекс  об административных правонарушениях  (20 декабря 2006 г.).

      22. Таможенный кодекс (4 января 2007 г.).

      23. Бюджетный кодекс (16 июля 2008 г.)

      24. Кодекс о земле (23 июля 2008 г.)

      25. Кодекс Республики Беларусь о  недрах (в новой редакции) [18].

      По  количеству действующих кодексов Республика Беларусь вместе с Российской Федерацией занимает лидирующее место среди  стран СНГ. Далее следуют Украина (20 кодексов), Кыргызская Республика (18 кодексов), Узбекистан (16 кодексов), Азербайджанская Республика (16 кодексов), Казахстан (14 кодексов) [13, с.14].

      Общественная  жизнь характеризуется динамизмом и сложностью происходящих в ней  процессов. Это наглядно проявляется  в экономической и других сферах, отношения в которых на переходном этапе развития являются довольно нестабильными. В результате, законодательство и в том числе кодексы как базовые регуляторы общественных отношений, часто корректируются, дополняются, изменяются.

      Так, первый Хозяйственный процессуальный кодекс (ХПК) был принят 5 июня 1991 года, второй (действующий) – 15 декабря 1998 года. ХПК 1998 года стал более объемным и закрепил ряд новых процессуальных институтов, множество отдельных правил, совершенствующих процедуру разбирательства и разрешения споров, обеспечивающих дополнительные гарантии реализации материальных и процессуальных прав участников процесса. Законом от 6 августа 2004 года «О внесении изменений и дополнений в Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь» была принята новая редакция ХПК. В ней содержатся многие новеллы судопроизводства в хозяйственных судах: согласительные процедуры, апелляционное производство и др.

      В результате изменений внесенных  в Гражданский кодекс, расширен перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций с иностранными инвестициями, подробную регламентацию получили отношения по франчайзингу, усовершенствованы нормы об интеллектуальной собственности, о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним и др.

      В настоящее время также принята  новая редакция Кодекса о земле  и Кодекса о недрах.

      Довольно  нестабильными, подвергающимися частому  пересмотру являются Гражданский процессуальный, Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы.

      Уголовно-исполнительное законодательство Республики Беларусь состоит из Уголовно-исполнительного кодекса. Перспективы развития Кодекса связываются с изменением порядка отбытия отдельных видов наказания, в частности, ограничения свободы, а также с реорганизацией исправительных учреждений.

      Основополагающим  нормативным правовым актом в  сфере жилищных отношений является вступивший в силу с 1 июля 1999 года Жилищный кодекс Республики Беларусь. Принципиальным отличием нового Кодекса от ранее  действовавшего законодательства можно назвать обусловленное содержанием части первой статьи 48 Конституции Республики Беларусь деление жилищного фонда на государственный и частный [18]. Однако многие юристы высказываются за разработку новой редакции Жилищного кодекса. Отметим, что с 1999 года изменения и дополнения в Жилищный кодекс не вносились, за это время (с 1999 г. по 2009 г) было принято множество нормативных правовых актов, общие положения которых требуется прописать в новом Жилищном кодексе.

      Правовое  регулирование общественных отношений в сфере брака и семьи обеспечивается кодифицированным законодательным актом – Кодексом Республики Беларусь о браке и семье. Развитие данного акта идет по пути усиления имущественной ответственности родителей за неисполнение обязанностей по содержанию детей, недопущения незаконной посреднической деятельности при усыновлении детей, обеспечения прав детей на охрану здоровья, приведения терминологии Кодекса в соответствие с действующим законодательством.

      Законодательство  о труде и занятости населения является важнейшим инструментом осуществления государственной социальной политики. Итогом его совершенствования явилось вступление в силу с 1 января 2000 года Трудового кодекса Республики Беларусь. За прошедший период сложилась определенная практика применения Трудового кодекса, которая показала, что данный Кодекс является достаточно стабильным, как и в целом действующее законодательство о труде, и соответствует современным требованиям. Законом Республики Беларусь от 20.07.2007 №273 «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» были внесены изменения и дополнения во многие статьи Трудового кодекса (вступили в силу с 26 января 2008 г.). Изменения и дополнения были внесены с соответствии с практикой правоприменения [13, с.17].

      В настоящее время идет совершенствование  законодательства Республики Беларусь об административных правонарушениях. 21 апреля 2003 года принят Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП).

      29 июня 2006 года в правовой жизни  нашей страны произошло знаковое событие: впервые в ее истории принят Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей. Кодификация национального законодательства о судебной организации и статусе судей, значительно обновленного за последние годы в связи с проведением судебно-правовой реформы, является весьма своевременной, оправданной и необходимой. На качественно новый уровень поднято правовое регулирование адекватной сферы общественных отношений, учтен десятилетний опыт реализации Закона о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь 1995 года, новейшие достижения научной мысли, более полно отражены общепризнанные принципы и нормы международного права [18].

      Впервые в законодательной практике республики 20 декабря 2006 г. принят Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (ПИКоАП), который решает комплексно и системно вопросы рассмотрения дел об административных правонарушениях и исполнения принятых по ним решений. Он разработан с учетом положений Кодекса об административных правонарушениях, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов.

      КоАП  и ПИКоАП введены в действие с 1 марта 2007 г. специальным Законом  от 31 декабря 2006 года «О введении в действие Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях».

      В настоящее время запланированы  к разработке следующие кодексы  Республики Беларусь:

      1) Налоговый кодекс. Особенная часть  (находится на доработке в Совете Министров). Срок внесения проекта Кодекса субъекту права законодательной инициативы – август 2009 г.; срок внесения проекта Кодекса в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь – ноябрь. Планируется, что Особенная часть налогово кодекса вступит в силу с 1 января 2010 г.

      2) Кодекс об образовании. Министерство образования Республики Беларусь доработало проект Кодекса и внесло его в Совет Министров Республики Беларусь.

      3) Проект нового Жилищного кодекса  Республики Беларусь. Срок внесения проекта Кодекса субъекту права законодательной инициативы – октябрь 2008 г.; срок внесения проекта Кодекса в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь – февраль 2010 г.;

      Обсуждается вопрос о подготовке проекта Экологического кодекса Республики Беларусь. Главой государства согласована и Правительством утверждена концепция проекта Экологического кодекса. В проекте предполагается предусмотреть правовое регулирование отношений в сфере охраны окружающей среды, озонового слоя, отдельных компонентов природной среды, а также регламентировать отношения по вопросам государственной экологической экспертизы, обращения с отходами, особо охраняемых природных территориях. Срок подготовки проекта Кодекса 2010 – 2011 гг. [18] .

      Также обсуждается вопрос о необходимости  принятия Кодекса об интеллектуальной собственности в объеме специальных законов, посвященных различным объектам ИС, что в какой-то мере обеспечит исчерпывающую полноту правового регулирования общественных отношений, связанных с их созданием и использованием [14, с.27]. Однако, о необходимости принятия в Республике Беларусь Кодекса об интеллектуальной собственности заслуживает дополнительного обсуждения, тем более, что в литературе высказан ряд предложений по совершенствованию законодательства Республики Беларусь об интеллектуальной собственности, и эти предложения следует обсудить до кодификации. 

3.2 Основные тенденции  развития правовой  системы 

Республики  Беларусь в условиях глобализации 

      Сейчас мы достигли такого уровня отношений между государствами, людьми, что события, решения, происходящие в одной части планеты, часто оказывают влияние на людей, государства, которые, на первый взгляд, не имеют к этому никакого отношения. Однако в силу наличия определенных связей они как раз и испытывают это воздействие. То есть можно вести речь о политической, экономической, культурной глобализации. Не только государства, правовая система, в том числе и правовая система Республики Беларусь, также находится под влиянием глобализации. Это очевидно и объяснимо.

      Национальная  правовая система имеет свои тенденции  развития в условиях глобализации. Если говорить о Европе, то все больше усилий на континенте предпринимается  для формирования единого европейского правового пространства. Примером является не только ЕКПЧ и активная практика воздействия Европейского Суда по правам человека на национальное законодательство, в том числе по ключевым проблемам взаимодействия граждан и их национальных государств, но и настоятельная деятельность по продвижению в жизнь Европейской Конституции.

      Закономерностью становится интернационализация национальной правой системы, что предполагает приведение ее в соответствие с так называемыми международными стандартами [5, с.12].

      Таким образом, правовые стандарты касаются различных сфер жизни общества и государства, однако национальные государства должны, на наш взгляд, «просеивать» навязываемые стандарты с учетом национальных интересов. Например, в сфере так называемой массовой культуры есть много отрицательного, особенно в части воздействия на умы молодежи. Нам не следует повторять те ошибки, которые сейчас старается исправить Запад, оказавшись в плену у ряда негативных тенденций массовой культуры.

      Несомненным приоритетом в совершенствовании национальной правой системы могут быть стандарты в области прав и свобод человека. Международная практика здесь достаточно богатая. Беларусь сама является участницей ряда важнейших договоров в этой области. Однако и здесь мы имеем моральное право отстаивать свои ценности, стремиться обеспечивать оптимальный баланс интересов личности, общества и государства. Мы можем противостоять стремлению применять по отношению к нам двойные стандарты (двойные оценки).

      Обратим внимание на важное положение белорусской Конституции, согласно ст. 8 которой Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства; в соответствии со ст. 59, государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией.

      Процесс глобализации влечет расширение сферы  правового регулирования, так как  только посредством единых подходов в праве в ряде областей можно обеспечить решение вопросов, важных для всего человечества. Право вынуждено реагировать на результаты научно-технического прогресса, благодаря которому и происходит процесс глобализации.

      Беларусь  как европейская страна хотя и не находится пока в составе такой международной организации, как Совет Европы, все же испытывает на себе мощное влияние европейской культуры, в том числе правовой. Ее правовая система относится к романо-германской семье права, для которой характерны свои традиции и стандарты, которые нам также следует учитывать. У нас должен расширяться взгляд на право, где не только нормативные правовые акты, но и складывающие цивилизованные правила (обычаи), прецеденты, правовые принципы являются источниками регулирования общественных отношений.

Информация о работе Правовая система РБ