Автор: Анна Клопова, 20 Сентября 2010 в 00:02, курсовая работа
Правовая система: понятие, сущность, структура, история развития
Введение 3
1. Правовая система: понятие, закономерности функционирования 5
1.1 Понятие и сущность правовой системы 5
1.2 Основные закономерности функционирования современных
правовых систем 10
2. Правовая система Республики Беларусь 15
2.1 История развития национальной правовой системы 15
2.2 Структура правовой системы Республики Беларусь 16
3. Развитие правовой системы Республики Беларусь на современном
этапе 26
3.1 Кодификация законодательства – как элемент развития
национальной правовой системы 26
3.2 Основные тенденции развития правовой системы Республики
Беларусь в условиях глобализации 31
Заключение 37
Список использованных источников 40
2.
Правовая система
Республики Беларусь
2.1
История развития
национальной правовой
системы
В настоящее время в мире насчитывается свыше двухсот национальных правовых систем. Правовая система каждого народа, имеющего свою государственность, складывается исторически, в соответствии с механизмом действия объективных законов общества, особенностей условий их функционирования, других объективных и субъективных обстоятельств.
Конкретная правовая система того или иного государства формируется под воздействием многих факторов, но особое влияние на этот процесс оказывают традиции народа, экономический строй, политическая система, нравственные устои, идеология, религия, юридическая наука, культура, особенно правовая. При этом в различных странах набор факторов и степень воздействия каждого из них на формирующуюся правовую систему неодинаковы. Например, древнеримская система права сложилась и достигла высочайшего уровня развития прежде всего благодаря высокому уровню правовой науки и возможностям латинского языка, его богатой и точной терминологии, а систему права современного Египта обусловила в основном исламская религия, ее постулаты.
Существенными правообразующими факторами правовой системы белорусского народа были традиционные, геополитические, культурные, научно-теоретические, сугубо политические, идеологические, юридические.
С возникновением первых княжеств на территории Беларуси, начиная с IX в., право формируется из местных обычаев, как это начиналось и у других народов мира.
Обычное право было возобладающим на территории Беларуси до середины XV в., и лишь во второй половине XV в. доминирует писаное право.
Пребывание белорусского народа в Великом княжестве Литовском с XIII по XVIII в. сопряжено с действием знаменитых статутов 1529 г., 1566 г. и особенно 1588 г., который положил начало формированию отраслей права (государственного, семейного, уголовного) и не потерял своего значения и при включении Беларуси в состав Российской империи в конце XVIII в. Статут действовал на территории Беларуси в Минской, Гродненской и Виленской губерниях до 1840 г. С прекращением действия Статута 1588 г. в Витебской и Могилевской областях с 1831 г., а в 1840 г. - повсеместно, в Беларуси стала функционировать правовая система Российской империи [8, с.269].
Установление в России Октябрьской революцией 1917 г. советской власти, провозгласившей отмену дореволюционной правовой системы, юридическое положение Беларуси составе Союза ССР на правах союзной республики как субъекта федерации, а фактически унитарного государства, предопределили утверждение единой советской правовой системы на всей территории Советского Союза. Законодательная деятельность Белорусской ССР сводилась к воспроизведению правовых институтов и норм, содержащихся в Основах Союза ССР и союзных республик, с незначительной их конкретизацией применительно к условиям Беларуси.
При своеобразии советской правовой системы, отрицавшей институт частной собственности и деление права на частное и публичное, по своей юридической природе она примыкала к европейской континентальной (романо-германской) правовой системе.
С провозглашением в 1990 г. суверенитета Беларуси, принятием в 1994 г. Конституции и ее новой редакции в 1996 г. правовая система республики еще больше сблизилась с континентальной правовой системой и является одной из ее разновидностей [1].
Основными
элементами национальной правовой системы
Республики Беларусь являются отрасли
права и отрасли законодательства, их
институты и нормы.
2.2
Структура правовой
системы Республики
Беларусь
Республика
Беларусь унаследовала правовую систему,
сложившуюся в советский
С учетом некоторых изменений, происшедших за последние годы, функционирующая в настоящее время системы права Республики Беларусь состоит из следующих основных отраслей: конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право, трудовое право, семейное право, земельное право, финансовое право, уголовно-исполнительное право, гражданско-процессуальное право, уголовно-процессуальное право.
Конституционное право - отрасль права, нормы которой закрепляют основы конституционного строя, основные права, свободы и обязанности граждан Республики Беларусь и Российской Федерации, избирательную систему, систему высших органов государственной власти и управления, судебных, прокурорских, контрольных органов, порядок их образования и компетенцию, систему местного управления и самоуправления, основы финансово-кредитной системы.
В юридической науке и практике эту отрасль называют еще и государственным правом. Однако содержание отрасли в данном случае остается неизменным. Название «конституционное право» связано с тем, что главным источником этой отрасли является конституция государства.
Некоторые авторы объявляют конституционное право ведущей отраслью. Представляется, что ранжировка отраслей права на «ведущие» и «ведомые» в принципе некорректна. Смысловое содержание таких оценок роли отраслей в системе права, как указывает С.Г. Дробязко неточно отражает их внутрисистемные функциональные и иерархические связи и может породить неверные представления об отдельных отраслях права как второсортных, лишенных самостоятельности, неспособных функционировать относительно автономно [8, с.271].
Между тем теорией права признан объективный, естественноисторический характер формирования отраслей права. Каждая из них выполняет объективно необходимую праворегулирующую функцию в соответствующей сфере общественной жизни как относительно автономная часть (подсистема) целого (системы). При этом в процессе взаимодействия одни отрасли могут выступать в качестве профилирующих, базовых для других, что не умаляет значения последних, а лишь указывает на их профильную специализацию.
С этой точки зрения, учитывая универсальный, определяющий характер норм конституционного права, и следует оценивать эту отрасль как базовую для всех других отраслей права, поскольку их нормы основываются, базируются на конституционных положениях, отталкиваются от них и развивают их.
Такая оценка, по мнению С.Г. Дробязко, точнее характеризует место отрасли конституционного права в системе национального права. И именно это ее положение позволяет говорить о иерархическом верховенстве конституционных норм по отношению к нормам других отраслей права.
Гражданское право - отрасль права, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Нормы этой отрасли регулируют большинство имущественных отношений, однако не все. Часть имущественных отношений регулируется нормами семейного, административного и финансового права.
Гражданское
право регулирует отношения государственных
и частных предприятий и
Нормами гражданского права устанавливается правовое положение лиц и имущества, закрепляются различные виды собственности, правомочия собственника, определяется порядок возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений, заключения различных сделок, договоров. Эта отрасль регулирует отношения в сферах обязательственного, авторского, наследственного права и др.
Гражданским правом охраняются и такие личные неимущественные права, как право на имя, честь, достоинство, авторство и т.д. Для гражданско-правового регулирования характерен метод автономии, равноправия участников правоотношения [9, с.272].
Отношения в сфере гражданского права регулируются на основе норм Конституции Гражданским кодексом и другими нормативными правовыми актами.
Административное право - система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, т.е. в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства. Нормы этой отрасли регулируют деятельность органов исполнительной власти, отношения, возникающие как между этими органами, так и между ними и гражданами (отношения дорожного движения, пожарной безопасности, санитарии и т.п.). Нормы административного права определяют участников административно-правовых отношений, их правовое положение, закрепляют принципы организации и деятельности органов управления, устанавливают систему административных проступков и ответственность за их совершение, а также основы административно-процессуальных действий.
Для
отрасли административного
Нормы
административного права
Финансовое право представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения в финансовой сфере. Эти отношения складываются в процессе деятельности финансовых и других государственных органов по поводу сбора и распределения денежных средств. Нормами этой отрасли устанавливаются налоги, другие платежи, порядок их взимания в бюджет, взаимоотношения представительных, исполнительно-распорядительных и других органов и организаций по поводу принятия и исполнения бюджета. Нормами финансового права закрепляются основы денежного обращения, порядок осуществления валютных операций и др.
По своему характеру финансовые отношения схожи с административными, поэтому финансовому праву присущ авторитарный метод регулирования.
Нормы финансового права содержатся в некоторых статьях Конституций Республики Беларусь, в законе «О государственном бюджете», Налоговом кодексе, других законах, в некоторых актах Президента Республики Беларусь, Совета Министром Республики Беларусь и Министерства Финансов. Такие нормы содержатся и в правовых актах, связанных с формированием бюджета Союза Беларуси и России, процедура принятия и реализации которого в достаточной мере не отработана [6, с.112].
Земельное право - система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся по поводу управления земельными ресурсами в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны. В нормах этой отрасли устанавливается порядок распределения и использования земельного фонда, определяются права и обязанности землепользователей, порядок землеустройства, отвода и изъятия земельных участков, разрешения земельных споров и т.п. В земельном праве также применяется административно-правовой метод в сочетании с некоторыми элементами метода автономии.
Земельные отношения регулируются Конституциями Республики Беларусь, Кодексом о земле, другими законодательными и подзаконными актами.
Трудовое право представляет собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения по применению труда наемных работников на предприятиях, в учреждениях и в организациях всех форм собственности, основанных на трудовом договоре, а также другие, тесно с ними связанные отношения. Трудовое право регулирует вопросы заключения и расторжения трудового договора, рабочего времени, времени отдыха, оплаты труда, внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, материальной ответственности и др.
Иными отношениями, связанными с трудовыми, являются отношения, которые возникают и существуют только при наличии последних или предшествуют им. Это, например, отношения по обеспечению занятости, по ведению коллективных переговоров, связанные с деятельностью профсоюзов и объединений нанимателей и др.
Основными источниками трудового права является Конституция, Трудовой кодекс Республики Беларусь и другие нормативные правовые акты.
Семейное право регулирует отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье. Нормы этой отрасли регулируют порядок вступления в брак и его прекращения, личные и имущественные отношения супругов и других членов семьи, отношения усыновления, опеки, попечительства, порядок регистрации актов гражданского состояния и др.