Автор: Анна Клопова, 20 Сентября 2010 в 00:02, курсовая работа
Правовая система: понятие, сущность, структура, история развития
Введение 3
1. Правовая система: понятие, закономерности функционирования 5
1.1 Понятие и сущность правовой системы 5
1.2 Основные закономерности функционирования современных
правовых систем 10
2. Правовая система Республики Беларусь 15
2.1 История развития национальной правовой системы 15
2.2 Структура правовой системы Республики Беларусь 16
3. Развитие правовой системы Республики Беларусь на современном
этапе 26
3.1 Кодификация законодательства – как элемент развития
национальной правовой системы 26
3.2 Основные тенденции развития правовой системы Республики
Беларусь в условиях глобализации 31
Заключение 37
Список использованных источников 40
Взаимодействие белорусского национального права и европейского права - это процесс согласования правовых систем для достижения общих целей. С точки зрения сегодняшнего дня, в основном это процесс односторонний: совершенствование национального законодательства и практики осуществляется с учетом европейских стандартов. При этом подчеркнем еще один очень важный момент - это процесс добровольный.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод в формальном отношении не является юридически обязательным документом для Республики Беларусь в силу того, что наша страна не входит в Совет Европы. И к решениям Европейского суда по правам человека может быть соответствующее отношение. Однако по существу в белорусском государстве практически все нормы ЕКПЧ восприняты и получают свое развитие в законодательстве и на практике. Во многом это объясняется тем, что редакция статей принятой в 1994 г. Конституции готовилась с учетом ЕКПЧ, а также сформированной практики Европейского Суда по правам человека и функционировавшей на тот момент Европейской Комиссии по правам человека. Сравнение содержания Конституции Республики Беларусь и ЕКПЧ подтверждает этот вывод [5, с.13].
Таким образом, правовая система, как и экономика отдельного государства, не может существовать в замкнутом пространстве. Объективно развивающиеся процессы интеграции на европейском пространстве, включая постсоветское, глобализация оказывают все большее влияние на национальные правовые системы. Все более очевидным становится процесс интернационализации права.
Единое правовое пространство на европейском континенте объективно формируется и по той причине, что при подготовке проектов конституций новых государств, включая Беларусь, были заимствованы многие положения (идеи и нормы) из конституций развитых стран Западной Европы и США. Ориентиром явились тексты конституций Германии Франции, Италии, Швеции, Швейцарии и других стран, накопивших необходимый опыт преобразований. И естественно, общие правовые принципы и нормы предполагают единый стандарт действий.
В Беларуси много сделано для обновления законодательства. Но есть и существенные недостатки: противоречивость, запутанность, несистемность, двусмысленность формулировок снижает уважение к праву, ведет к нарушению законодательства, а нередко и к необоснованному привлечению к ответственности граждан и субъектов хозяйствования. Такие факты устанавливают органы прокуратуры, другие правоохранительные органы, а также Конституционный Суд.
На фоне развития права, законодательства у нас сформировался такой тип правопонимания, правообразования, суть которого сводится в основном к увеличению законодательного массива. Действительно, пробелы в правовом регулировании, особенно в области основных прав и свобод граждан, следует безотлагательно восполнять. Однако при этом необходимо уделять повышенное внимание согласованности нормативных актов, сопод-чиненности с учетом их юридической силы.
Нам необходимо научиться формулировать законы достаточно четко, с тем чтобы позволить заинтересованным лицам - при необходимости с помощью юридической консультации - предвидеть с разумной для данных обстоятельств степенью определенности те последствия, которые может повлечь за собой конкретное действие.
Необходимость избежать чрезмерной негибкости и не отставать от изменяющихся обстоятельств означает, что многие законы неизбежно сформулированы в большей или меньшей степени широко.
Закон,
предоставляющий публичной
Правовая система представляет собой именно систему тогда, когда настроена на самосовершенствование. И основой для самовоспроизводства должна быть Конституция. Если в ней содержится соответствующий механизм самонастройки, значит, Конституция выполняет свою миссию.
Важнейшей задачей является упорядочение (ранжирование) актов с учетом их иерархии. Для успешного развития Беларуси как правового государства акты текущего законодательства должны составлять выстроенную на основе Конституции правовую пирамиду, где отсутствуют противоречия и пробелы.
Процесс формирования единого правового (конституционного) пространства в Европе по существу представляет собой развитие конституционного права наднационального уровня. Именно на него следует ориентироваться при осуществлении конституционной защиты прав и свобод граждан. Оно формируется на основе Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ) и деятельности Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ).
Конечно, суды применяют нормы международного права с учетом национальной правовой системы, в которой зафиксированы соответствующие правила. В Беларуси опыт в этой сфере только накапливается. В зарубежных странах он шире, хотя и не однозначен. На мой взгляд, формировать практику применения норм международных договоров могут и должны не только государственные органы (в частности суды), но и сами граждане. Люди, вступая в определенные отношения, могут ставить перед государственными органами вопросы о реализации прав, содержащихся в международных договорах, и об обязанностях органов власти их обеспечить. Соответствующую помощь оказывает и Конституционный Суд.
В Республике Беларусь продолжается формирование правовой идеологии как систематизированного выражения правовых взглядов, идей. Участвуют в этом процессе ученые и преподаватели академических и учебных учреждений.
С учетом зарубежного опыта у нас формируется представление о роли национального и международного права, конституционности в становлении правового демократического социального государства. При этом белорусские ученые и специалисты, используя опыт других стран, содействуют созданию достаточно эффективного государственного механизма. Сейчас очень важно найти и установить оптимальный уровень взаимоотношений между государством и отдельным человеком, свести к минимуму «вторжение» государства в автономную сферу индивидуума, исключить «избыточность» правового регулирования, внедрить в законотворческую и правоприменительную практику в качестве императива действие стандартов правового демократического государства.
Весом вклад Конституционного Суда в совершенствование правовой системы. В своей деятельности Конституционный Суд утверждал прежде всего такие принципы, как верховенство права, приоритет общепризнанных принципов международного права, прямое действие конституционных норм, соблюдение иерархии нормативных актов, доступность правосудия, в том числе конституционного, недопустимость придания обратной силы нормативным актам, ухудшающим положение участников правоотношений, социальная справедливость, равноправие, гуманизм, взаимная ответственность государства и личности, презумпция правомерности поведения гражданина и др. Указанные принципы права носят универсальный характер и оказывают регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений. Общеобязательность таких принципов состоит как в приоритетности их перед иными правовыми установлениями, так и в распространении их действия на все субъекты права.
Задачей Конституционного Суда Республики Беларусь является обеспечение верховенства Конституции. Ее текст в части определения прав, свобод и обязанностей человека и гражданина готовился с учетом таких фундаментальных актов ООН, как Всеобщая Декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. С 1994 г. сохраняется норма о признании Республикой Беларусь приоритета общепризнанных принципов международного права и обеспечение соответствия им законодательства. Таким образом, общепризнанные принципы выступают в качестве вектора нормотворческой и правоприменительной деятельности [5, с.16-17].
Согласно Закону «О международных договорах Республики Беларусь», нормы права, которые содержатся в международных договорах, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Беларуси законодательства, подлежат непосредственному применению, если иное не следует из договора, и имеют силу того акта, которым выражено согласие белорусского государства на обязательность международного договора [2].
Таким
образом, современная правовая система
Республики Беларусь испытывает на себе
существенное воздействие процесса глобализации.
Заключение
Правовая
система в широком понимании
– это закономерно связанная
целостность устойчивого
В настоящее время в мире насчитывается свыше двухсот национальных правовых систем. Правовая система каждого народа, имеющего свою государственность, складывается исторически, в соответствии с механизмом действия объективных законов общества, особенностей условий их функционирования, других объективных и субъективных обстоятельств.
Правовой системе, как и иным реально существующим явлениям, присущи соответствующие закономерности. К закономерностям функционирования современных правовых систем относятся: соответствие правового упорядочения механизму действия объективных законов регулируемых сфер общественных отношений и закономерностям самого права; осуществление правового регулирования путем точного определения круга субъектов права, их юридических прав, обязанностей и гарантий; верховенство права по отношению к государственной власти (право выше власти); верховенство права в системе всех нормативных социальных регуляторов; стимулирование социально полезной активности субъектов права; усиление роли отрасли конституционного права и его прямое действие; усиление роли международного права; усиление гарантий прав и свобод личности; своевременное правовое упорядочение непрерывно развивающихся отношений, нуждающихся в правовой защите; обеспечение стабильности в правовой регламентации.
Основной закон функционирования правовой системы заключается в стимулировании правовыми средствами социальнополезной активности субъектов права путем обеспечения гармоничного сочетания интересов личности и общества.
Существенными правообразующими факторами правовой системы белорусского народа были традиционные, геополитические, культурные, научно-теоретические, сугубо политические, идеологические, юридические. Основными элементами национальной правовой системы Республики Беларусь являются отрасли права и отрасли законодательства, их институты и нормы.
Республика Беларусь унаследовала правовую систему, сложившуюся в советский период. С учетом некоторых изменений, происшедших за последние годы, функционирующая в настоящее время системы права Республики Беларусь состоит из следующих основных отраслей: конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право, трудовое право, семейное право, земельное право, финансовое право, уголовно-исполнительное право, гражданско-процессуальное право, уголовно-процессуальное право.
Особое место в правовой системе Республики Беларусь занимает международное право. Нормы международного права образуют самостоятельную широко разветвленную систему. Это обусловлено тем, что они устанавливаются не одним государством, а в силу соглашений между государствами (конвенций, пактов, договоров, уставов международных организаций и т.п.), в соответствии с которыми эти государства принимают определенные обязательства по отношению друг к другу.
В Конституции Республики Беларусь (ст. 8) закреплено положение, в соответствии с которым она признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им национального законодательства. В ст. 15 Закона Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь» установлено, что нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на ее территории законодательства.
Правовая
система Республики Беларусь не остается
неизменной, формируются новые отрасли
и институты права. В юридической
науке ведутся интенсивные дискуссии
по поводу сложившихся или складывающихся
новых отраслей права (административно-
По количеству действующих кодексов Республика Беларусь вместе с Российской Федерацией занимает лидирующее место среди стран СНГ. Далее следуют Украина (20 кодексов), Кыргызская Республика (18 кодексов), Узбекистан (16 кодексов), Азербайджанская Республика (16 кодексов), Казахстан (14 кодексов). В настоящее время запланированы к разработке следующие кодексы Республики Беларусь: Налоговый кодекс: Особенная часть, Кодекс об образовании, новая редакция Жилищного кодекса. Обсуждается вопрос о необходимости подготовки Экологического кодекса и Кодекса об интеллектуальной собственности.