Правовая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 08:41, реферат

Краткое описание

Каждая страна строит правовую систему, беря во внимание свои индивидуальные особенности исторического развития. Право разных стран сформулировано на разных языках, использует различную технику для обществ с весьма различными структурами, правилами и вероисповеданиями. Поэтому правовые системы различных государств отличаются друг от друга и имеют свои характерные черты. Эти черты бывают очень значительными. Но также следует заметить, что отдельные страны оказывают на другие государства непосредственное влияние, имеющее как политическое, так и экономический характер.

Оглавление

Введение
1. Понятие правовой системы
2. Романо-германская правовая семья
3. Англосаксонская правовая семья
4. Семья религиозного права
5. Семья традиционного права
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

правовоая система.DOC

— 99.00 Кб (Скачать)

План

 

Введение

1. Понятие правовой системы

2. Романо-германская правовая семья

3. Англосаксонская правовая семья

4. Семья религиозного права

5. Семья традиционного права

Заключение

Список используемой литературы

 

Введение

 

  Каждая страна строит правовую систему, беря во внимание свои индивидуальные особенности исторического развития. Право разных стран сформулировано на разных языках, использует различную технику для обществ с весьма различными структурами, правилами и вероисповеданиями.  Поэтому правовые системы различных государств отличаются друг от друга и имеют свои характерные черты. Эти черты бывают очень значительными. Но  также следует заметить, что отдельные страны оказывают на другие государства непосредственное  влияние, имеющее как политическое, так и экономический характер.

Целью моей работы является изучение особенностей правовых систем  современности,  закономерности  их  становления  и  развития.

Так как правовые системы отражают социально-экономическое, политическое развитие и уровень культуры народа, то их изучение позволяет восстановить понятие об общественных отношениях, понять механизм общества исходя из прав и обязанностей.

В  настоящее время известно четыре правовых системы: романо-германская, англо-саксонская, семья религиозного права, семья традиционного права. Остановимся на них более подробно, но сначала необходимо остановится на вопросе понятия правовой системы.

 

 

Понятие правовой системы

 

Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и  взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны. Правовая система-это вся "правовая действительность" данного государства. В этом широком понятии выделяются активные элементы, тесно связанные между собой. Это:

- собственно право как система обязательных норм, выраженных в законе,    иных, признаваемых государством источниках;

-правовая идеология - активная сторона правосознания;

-судебная (юридическая) практика.

 Понятие "правовая система" имеет существенное значение для характеристики права той или иной конкретной страны. Обычно в этом случае говорится о "национальной правовой системе", например, Великобритании, Германии, и т.д.1

Различия между правом разных стран  значительно уменьшаются, если исходить не из содержания конкретных норм, а из их более постоянных элементов, использованных для создания, толкования, оценки норм. Сами нормы могут быть бесконечно разнообразны, но способы их выработки, систематизации, толкования показывают наличие некоторых типов, которых не так уж много. Поэтому возникла группировка правовых систем в "семьи".

Категория "правовая семья" служит для обозначения группы правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, позволяющие говорить об относительном единстве этих систем. Это сходство является результатом их конкретно-исторического и логического развития.

Заслуживает подход западных компративистов, отрицающих типологию правовых систем единственно по признаку их классовой  сущности. При классификации они используют различные факторы, начиная с этических, рассовых, географических, религиозных и заканчивая юридической техникой и стилем права. Отсюда множество классификаций.

Одна из самых популярных - классификация  правовых семей, данная Рене Давидом. Она основана на сочетании двух критериев: идеологии, включающую религию, философию, экономические и социальные структуры, и юридической техники, включающие в качестве основной составляющей источники права.

Р.Давид выдвинул идею трихотомии - выделения трех основных семей: романо-германской, англо-саксонской, и социалистической.2 К ним примыкает остальной юридический мир, который получил название "религиозные и традиционные системы".

Другая классификация была предложена К.Цвайгертом и Г.Котцем в книге "Введение в правовые сравнения в частном праве", вышедшей в 1971 году. В основу этой классификации положен критерий "правового стиля".

"Стиль права" по мнению  авторов, складывается из пяти  факторов: происхождение и эволюция  правовых систем, своеобразие юридического мышления, специфические правовые институты, природа источников права и способы их толкования, идеологические факторы.

На основе этого различаются  следующие "правовые круги": романский, германский, скандинавский, англо - американский, социалистический, право ислама, индуистское право. По существу, получен тот же результат, что и у Р.Давида.

При этом, во всех случаях, не учитывается марксистско-ленинская типология права, в основе которой лежит критерий общественно-экономической формации (рабовладельческое право, феодальное право, буржуазное право, социалистическое право). А.Х.Саидов полает, что только единство глобальной марксистско-ленинской типологии и внутритиповой классификации правовых систем, дает возможность составить целостное представление о правовой карте мира. Он выделяет внутри буржуазного типа права восемь правовых семей: романо-германскую, скандинавскую, латиноамериканскую, правовую семью "общего права", и дальневосточную правовую семью. Они рассматриваются наряду с семьей социалистического права. В пределах социалистической правовой семьи, теперь уже в историческом аспекте, существовали относительно самостоятельные группы: советская правовая система, правовые системы соцстран Европы, правовые системы соцстран Азии, и правовая система республики Куба.

Однако наиболее распространенной классификацией правовых семей является их деление на: романо-германскую правовую семью, англосаксонскую правовую семью, семью религиозного права и семью традиционного права.

Таким образом, существует несколько  точек на классификацию правовых систем настоящего и недалекого прошлого.

Теперь рассмотрим более подробно основные правовые семьи.

 

 

 

 

 

Романо-германская правовая семья

 

Романо-германская правовая семья  или система континентального права (Франция, Германия, Италия, Испания и т.д.) имеет длинную юридическую историю. Она сложилась в Европе в результате усилий ученых европейских университетов, которые выработали и развили, начиная с 12 века на базе кодефикации императора Юстиниана общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира.

Р.Давид подчеркивает, что романо-германская правовая семья  в своем историческом развитии не была продуктом деятельности феодальной государственной власти (в этом ее отличие от формирования английского "общего права"), а была исключительно продуктом культуры, независимым от политики.3 Формирование романо-германской правовой семьи было подчинено общим, закономерным связям права с экономикой и политикой, и не может быть понято вне учета сложного процесса развития капиталистических отношений в недрах феодального общества, прежде всего отношений собственности, обмена, перехода от внеэкономического к экономическому принуждению. Здесь на первый план выдвинуты нормы и принципы права, которые рассматриваются как правила поведения, отвечающие требованиям морали и, прежде всего, справедливости. Юридическая наука видит свою основную задачу в том, чтобы определить, какими должны быть эти нормы.

Рецепция римского права привела к тому, что еще  в период феодализма правовые системы европейских стран, их правовая доктрина, юридическая техника приобрели определенное сходство.

Начиная с 19 века основным источником (формой) права, где  господствует эта семья, является закон. Буржуазные революции коренным образом  изменили классовую природу права, отменили феодальные правовые институты, превратили закон в основной источник права.

"Закон образует  как бы скелет правопорядка, охватывает  все его аспекты, а жизнь  этому скелету, в значительной  степени придают иные факторы.  Закон не рассматривается узко и текстуально, а зачастую зависит от расширительных методов его толкования, в которых проявляется творческая роль доктрины и судебной практики. Юристы и сам закон теоретически признают, что законодательный порядок может иметь пробелы, но пробелы эти практически не значительны".4

В романо-германской юридической доктрине и, главным  образом, в законодательной практике различают три разновидности  обычного закона: кодексы, специальные  законы (текущее законодательство) и сводные тексты норм. В большинстве континентальных стран приняты и действуют: гражданские (либо гражданские и торговые), уголовные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы.

Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие:

  • единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);
  • главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприниматель же (судья, административные органы и т. п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;
  • имеются писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;
  • высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;
  • весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);
  • деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли;
  • правовой обычай и юридический прецедент выступает в качестве вспомогательных, дополнительных источников;
  • на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;
  • особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы построения данной правовой семьи;

Система текущего законодательства также  весьма разнообразна. Законы регулируют отдельные сферы общественных отношений, например, акционерные законы. Число  их в каждой стране велико. Особое место  занимают сводные тексты налогового законодательства.

Среди источников романо-германского  права велика (и все более возрастает) роль подзаконных актов: регламентов, административных циркуляров, декретов министров и других.

В романо-германской семье достаточно широко используются некоторые  общие принципы, которые юристы могут найти в самом законе, а в случае необходимости и вне закона. Эти принципы показывают подчинение права велению справедливости в том виде, как последнее понимается в определенную эпоху и в определенный момент. Сам законодатель своим авторитетом закрепляет некоторые новые формулы (например, ст.2 швейцарского гражданского кодекса устанавливает, что осуществление какого-то права запрещается, если оно явно превышает пределы, установленные доброй совестью, или добрыми правами, или социальной и экономической целью права).5

В наши дни, как и в прошлом, в  романо-германской правовой семье доктрина составляет весьма жизненный источник права. Она влияет как на законодателя, так и на правоприменителя (например, используется в толковании законов).

Своеобразно положение обычая в  системе источников романо-германского  права. Он может действовать не только в "дополнение к закону" но и "кроме  закона". Возможны ситуации, когда  обычай занимает положение "против закона" (например в Италии, в навигационном праве, где морской обычай превалирует над нормой гражданского кодекса). В целом, однако, сегодня за редким исключением обычай потерял характер самостоятельного источника права.

По вопросу о судебной практике, как источника романо-германского  права позиция доктрины весьма противоречива. Несмотря на это можно сделать вывод о возможности отнесения судебной практики к числу вспомогательных источников. В первую очередь это касается "кассационного прецедента". Кассационный суд - это высшая инстанция. Поэтому, в сущности, и "простое" судебное решение, основанное, например, на аналогии или на общих принципах, благополучно пройдя "кассационный этап", может восприниматься другими судами при решении подобных дел, как фактический прецедент. Здесь можно говорить о судебном прецеденте как о некотором исключении, не затрагивающем исходного принципа господства закона. Является принципиально важным, что суды не превращаются в законодателя.

Англосаксонская правовая семья

 

В отличие от государств романо-германской правовой семьи, где основным источником права является введенный в действие закон, в странах англо-американской правовой семьи основным источником права служит норма, сформулированная судьями, и выраженная в судебных прецедентах.

Судебный прицедент - судебное решение по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное юридическое значение.

Англо-американское общее право, как  и римское право, развивалось, руководствуясь принципом: "Право там, где есть и защита", поэтому, несмотря на все  попытки кодификации (И.Бентам и д.р.) английское "общее право" дополненное и усовершенствованное положениями "права справедливости", в основе своей является прецедентным правом, созданным судами.6 Но это с другой стороны не исключает возрастания роли статутного (законодательного) права.

Таким образом, английское право обрело как бы тройную структуру: "общее  право" - основной источник; "право  справедливости"- дополняющее и  корректирующее этот основной источник, и статутное право - писаное право  парламентского происхождения. Это разумеется несколько упрощенное, схематизированное изображение.

Информация о работе Правовая система