Кредитная система РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 23:38, курсовая работа

Краткое описание

В национальном законодательстве понятие «кредитная система», как правило, не фигурирует; чаще используется понятие «банковская система». Однако их нельзя отождествлять. Банки являются лишь одним, хотя и наиболее распространенным видом кредитных организаций. Поэтому логично считать банковскую систему сегментом кредитной в той части, в какой банки составляют ядро системы кредитных организаций.
Кредитная система - совокупность кредитно-финансовых учреждений, обслуживающих экономические отношения в сферах денежного оборота и кредита.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...... 5
1 КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА СТРАНЫ: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И СТРУКТУРА…………………………………………... 6
1.1 Понятие кредитной системы и ее сущность ……………………………... 6
1.2 Структура кредитной системы Республики Беларусь………………….... 8
1.3 Элементы кредитной системы и принципы ее организации………….… 13
2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ……………………………………………… 20
2.1 Основные этапы развития кредитной системы Республики Беларусь…. 20
2.2 Роль кредитной системы в переходной экономике Беларуси…………… 22
3 КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ……. 28
3.1 Проблемы и факторы ограничивающие развитие кредитной системы в стране……………………………………………………………………..… 28
3.2 Основные направления реформирования кредитной системы Республики Беларусь........................................................................................................... 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННХ ИСТОЧНИКОВ………………………… 37

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 52.30 Кб (Скачать)
  1. Кредитная система страны: понятие, принципы организации и структура

 

    1. Понятие кредитной системы и ее сущность

 

В современных условиях существует множество разнообразных финансово-кредитных  институтов, осуществляющих финансовое посредничество, причем в каждой стране его организация имеет свои национальные особенности. Совокупность видов финансово-кредитных  организаций образует кредитную систему.

В статье 5 Банковского кодекса  Республики Беларусь дано следующее  определение: «Финансово-кредитная  система Республики Беларусь кроме  банков включает и не банковские кредитно-финансовые организации» [1].

В национальном законодательстве понятие «кредитная система», как  правило, не фигурирует; чаще используется понятие «банковская система». Однако их нельзя отождествлять. Банки являются лишь одним, хотя и наиболее распространенным видом кредитных организаций. Поэтому  логично считать банковскую систему  сегментом кредитной в той  части, в какой банки составляют ядро системы кредитных организаций.

Кредитная система - совокупность кредитно-финансовых учреждений, обслуживающих  экономические отношения в сферах денежного оборота и кредита. Основа функционирования кредитной  системы - товарно-денежные отношения, способствующие возникновению и  развитию денежного оборота, необходимости  его организации, обслуживания, управления [5, с.236-245].

В самом широком смысле национальную кредитную систему  можно рассматривать как сложившуюся  в стране совокупность кредитных  организаций и правовых норм, регулирующих их деятельность и устанавливающих  порядок взаимосвязи с другими  хозяйствующими субъектами.

Институциональную основу кредитной  системы составляет совокупность кредитных  институтов, контролирующих их органов  и различных организаций, таких  как финансовые союзы, ассоциации, холдинги, связанных между собой определенными  отношениями (корреспондентскими, конкурентными, расчетно-платежными и т.д.). Совокупность указанных институтов  можно рассматривать  как кредитный сектор страны. В  каждом государстве имеется своя неповторимая совокупность организаций, которые относятся к кредитному сектору. Это связано с историческими особенностями развития кредитных отношений, а так же с законодательными особенностями регулирования деятельности кредитных институтов. В странах с развитой рыночной экономикой возникают сходные формы кредитных институтов. Однако из-за различиях в законодательствах понятия «банк», «кредитная организация» и особенно тех финансовых институтов, которые рассматриваются как кредитные организации и банки, полностью не совпадают. Они определяются через перечень операций, которые им разрешено проводить. В качестве дополнительных признаков обычно указывается, что эти институты должны быть юридическими лицами, действующими на коммерческих началах.

Структура кредитной системы  и организация кредитного дела должны способствовать наиболее полному удовлетворению потребностей в кредитно-денежном обслуживании всей экономики и ее звеньев. При  этом кредитная система характеризуется  совокупностью банковских и других кредитных учреждений, правовыми  формами организации и подходами  к осуществлению кредитных операций

Кредитное дело представляет собой особую сферу предпринимательской  деятельности, направленную на привлечение  и аккумуляцию временно свободных  денежных средств и их распределение  между отдельными хозяйственными звеньями в соответствии с принципами кредитования. При этом каждому этапу историко-экономического развития страны соответствуют свой тип организации кредитного дела и своя структура кредитной системы [7, с.4].

 

    1. Структура кредитной системы Республики Беларусь

 

Кредитная система в рыночной экономике является двухуровневой  и включает Национальный банк Республики Беларусь и коммерческие банки различных  видов.

Национальный банк находится в собственности Республики Беларусь и действует исключительно в интересах страны. Национальный банк Республики Беларусь регулирует денежное обращение, обладает исключительным правом эмиссией денег и осуществляет иную деятельность по регулированию кредитно-денежных отношений в Республике Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь подотчетен парламенту Республики Беларусь. Банк является юридическим лицом и имеет право на осуществление банковской деятельности. Основными целями Национального банка как центрального органа управления являются: кредитно-денежное регулирование экономической системы Республики Беларусь; поддержка общей экономической политики Правительства Республики Беларусь; обеспечение устойчивости официальной денежной единицы Республики Беларусь.

Национальный банк Республики Беларусь представляет собой единую централизованную организацию, состоящую  из структурных подразделений центрального аппарата и структурных подразделений  в областных центрах Республики Беларусь и городе Минске. Полномочия структурных подразделений Национального  банка Республики Беларусь устанавливаются  в положениях, утверждаемых Правлением Национального банка Республики Беларусь.

Органами управления Национального  банка Республики Беларусь являются Правление Национального банка и Совет директоров Национального банка. Высший орган Национального банка Республики Беларусь - Правление Национального банка Республики Беларусь, который обеспечивает выполнение функций Национального банка Республики Беларусь как центрального органа государственного управления Республики Беларусь. Правление Национального банка Республики Беларусь принимает решения в форме постановлений и приказов. Правление состоит из Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь, заместителей Председателя правления Национального банка Республики Беларусь, включая первых заместителей. Кроме того, членами Правления Национального банка являются представители Совета Министров, председатель правления одного из коммерческих банков, официальный представитель уставных банковских объединений, избираемый совместным решением данных банковских объединений. Компетенция правления Национального банка Республики Беларусь и порядок созыва заседаний Правления Национального банка Республики Беларусь определяются в Уставе Национального банка Республики Беларусь. Совет директоров Национального банка Республики Беларусь - исполнительный орган Национального банка Республики Беларусь, который обеспечивает выполнение банковских функций Национального банка Республики Беларусь как юридического лица.

Совет директоров Национального банка Республики Беларусь выполняет следующие функции:

        • организует проведение единой государственной денежно-кредитной политики Республики Беларусь;
        • определяет возможность выдачи лицензий и осуществляет надзор за юридическими лицами, занимающимися выдачей кредитов от своего имени за счет вкладов либо других возвратных средств, полученных от физических и юридических лиц;
        • рассматривает и утверждает смету расходов Национального банка Республики Беларусь на очередной год;
        • устанавливает формы и размеры оплаты труда членов Совета директоров.

Совет директоров Национального банка Республики Беларусь принимает следующие решения:

  • о регулировании кредитного рынка;
  • об изменении процентных ставок Национального банка;
  • о регулировании валютного рынка;
  • о нормах - вывоза иностранной валюты;
  • о работе подразделений Национального банка на рынке наличной иностранной валюты;
  • о выпуске банкнотов нового дизайна юбилейных монет, монет из драгоценных металлов, банкнот в качестве объекта коллекционирования и тезаврации, об изъятии отдельных банкнотов, монет, о распоряжении резервными фондами банкнотов, монет, организации их эмиссии;
  • о создании, реорганизации и ликвидации предприятий, учреждений и организаций Национального банка;
  • о государственной регистрации и ликвидации банков, кредитных, финансовых и других учреждений, занимающихся банковскими операциями;
  • о покупке, продаже недвижимости для обеспечения деятельности Национально банка, его предприятий, учреждений, организаций;
  • о выпуске ценных бумаг Национального банка Республики Беларусь;
  • о предоставлении Совету Министров Республики Беларусь, местным органам исполнительной и распорядительной власти кредитов, обеспеченных долговыми обязательствами;
  • о получении долговых обязательств от Министерства финансов Республики Беларусь;
  • о заключении контрактов на изготовление банкнотов и монет;
  • о порядке распоряжения резервными фондами [14].

Организационное устройство банков обусловлено его производственными  функциями, потому организационная  структура управления банками построена  таким образом, чтобы с максимальной эффективностью выполнять стоящие  перед ними задачи. Более крупный  банк предлагает и более широкий  спектр услуг своим клиентам. Размеры  банка являются определяющим, но не единственным фактором при построении организационной структуры управления банка. Государственное регулирование  деятельности банков также имеет  огромное значение для формирования потребностей и разнообразного построения организационной структуры кредитных  институтов. По мировым стандартам банки Республики Беларусь очень  малы. Общая сумма активов всей банковской системы Республики Беларусь даже не равна среднему банку Российской Федерации. В тоже время организационная  структура управления банковского  сектора Республики Беларусь построена  по схеме банковских институтов европейского сообщества.

Банки Республики Беларусь предлагают клиентам все виды услуг. Влияние размеров банка на организационную  структуру управления примерно одинаково  во всем мире. Средние и мелкие банки  Республики Беларусь, подобно сотням банков других государств, обслуживающих  небольшие и средние по размерам предприятия, более всего озабочены  привлечением недорогих депозитов  от физических лиц и покупкой ресурсов на межбанковском рынке кредитных  ресурсов. Спектр проведения активных операций таких банков ограничивается, как правило, предоставлением кредитов мелким и средним субъектам хозяйствования, потребительского кредита населению.

Сервисные операции, оказываемые  клиентам банка, обычно контролируются бухгалтером, кассиром и внутренним аудитором, работающим в банке. Общий  контроль осуществляет заместитель  Председателя Правления банка, отвечающий за работу кредитного, депозитного  отделов и бухгалтерии банка. Работники данных отделов подотчетны заместителю Председателя Правления  банка, который, в свою очередь, отвечает перед Председателем Правления  банка. Председатель Правления банка  отвечает за перспективное, долгосрочное планирование развития банка и оказания помощи руководителям различных  служб банка в решении наиболее острых проблем. Высшее руководство, в  свою очередь, периодически отчитывается перед Советом директоров банка руководящим органом банка. Совет директоров коммерческого банка - комитет, выбранный акционерами банка для разработки политики банка и контроля за его деятельностью.

Крупные банки имеют безусловное  преимущество перед мелкими и  средними, поскольку они обслуживают  многочисленные и разные рынки, предлагая  клиентам многообразие финансовых услуг. Их деятельностью более диверсифицирована  как графически, так и в отношении  набора предоставляемых услуг, что  снижает общий уровень риска  в условиях нестабильной экономики.

Крупные банки Республики Беларусь, такие, как АКБ «Приорбанк», АКБ «Агропромбанк», менее всего  зависят от благополучия своих клиентов, а большую половину своих доходов  получают, обслуживая межгосударственные операции государственных субъектов  хозяйствования, в том числе и  государственных органов управления. Данные банки обладают неоспоримым  преимуществом - они мобилизуют значительный финансовый капитал при относительно небольших издержках. К развитию банковской деятельности за пределами  Республики Беларусь такие банки  лучше приспособлены, поскольку  обладают более высокой способностью брать на себя риск освоении новых  рынков, и имеют больший допуск к мировому капиталу. Таким образом, коммерческие банки представляют собой  кредитные учреждения, которые осуществляют кредитно-расчетное обслуживание промышленных, торговых и других предприятий, организаций, а также граждан. Свои денежные ресурсы  они привлекают в виде вкладов, депозитов  или же полученных со стороны кредитов, на условиях платы за эти привлеченные заемные ресурсы и, кроме того, коммерческие банки используют собственные  денежные средства [9, с. 320].

 

    1. Элементы кредитной системы и принципы ее организации

 

Как экономическая категория  кредит представляет собой определенный вид общественных отношений, связанных  с движением стоимости (в денежной форме).  Вид кредита отражает детальную характеристику кредита по организационно-экономическим признакам, используемую для классификации. Единых мировых стандартов для классификации кредитов не существует, поэтому в каждой стране есть свои особенности. В общем, классификация кредита осуществляется в соответствии со следующими признаками:

  • цель кредита;
  • объекты кредита;
  • субъекты кредита;
  • способы обеспечения кредита;
  • сроки кредита;
  • платность кредита.

Цель кредита. В соответствии с целями кредита различают две категории: кредиты без указания целевого назначения и целевые кредиты. Кредиты без указания целевого назначения могут использоваться на любые цели, обеспечивающие выполнение условий кредитного соглашения, в том числе порядок погашения в установленный срок, уплату процентов и т.д. Целевые кредиты выдаются в соответствии с целями, установленными кредитным договором. Кредитор вправе контролировать целевой характер использования кредита и применять меры ответственности, предусмотренные кредитным соглашением.

Информация о работе Кредитная система РБ