Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 05:12, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение общих методологических аспектов соотношения права и морали, а также особенностей их единства и взаимодействия, противоречия и отличия.
При написании курсовой работы рассматриваются следующие задачи:
- проанализировать литературу отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования;
-разобрать понятия и сущность права и морали;
- рассмотреть право и мораль как часть социальных норм;
- проанализировать соотношение права и морали.
Объектом исследования в курсовой работе являются право и мораль.
Предметом исследования являются соотношение права и морали, а также особенностей их единства и взаимодействия, противоречия и отличия.
Структура курсовой работы состоит: из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников и литературы.
Во введении дана актуальность темы, предмет и объект исследования, поставлена цель и выделены задачи исследования.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.Право и мораль как часть социальных норм…………………....…...5
1.1.Понятие и сущность права………………...………………..………...6
1.2.Понятие и сущность морали………………………..………….……14
ГЛАВА 2.Право и мораль: единство и взаимосвязь, противоречия и
отличительные особенности…………..……………………….…...19
2.1.Единство и взаимосвязь права и морали.………………………...…19
2.2.Противоречия и отличительные особенности права и морали…....22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….…….33
Функции морали
Мораль не имеет объективной реальности. Можно смотреть в микроскоп, телескоп или осциллограф хоть всю жизнь и не узреть ни капли морали. Там её и нет. Всё это лишь в вашей голове. Она существует только лишь в нашем воображении.
С точки зрения субъектно-объектной науки мир представляет собой совершенно бесцельное пространство, не имеющее цены. Смысла нет ни в чем. Нет ничего верного и нет ничего неверного. Всё лишь функционирует, как механизм. Нет ничего морально неправильного в лености, во лжи, краже, самоубийстве, убийстве, геноциде. Ничего морально неправильного нет, ибо никакой морали не существует, есть лишь функции.[20]
Роли морали в жизни общества и отдельной личности многочисленны. Трудно объяснить, почему существует нравственность, зато ясно, для чего она существует. Если для прочих земных тварей образ жизни и судьба предписаны от природы, то человек - существо историческое - составляет свою судьбу сам. Для него нет раз и навсегда написанного закона. Что есть человек, никогда не может быть решено окончательно, ибо ни история, ни наша личная судьба еще не завершены.
Каждый
час мы становимся другими, совершенствуемся
по программе, которой еще нет, которую
мы сами себе пишем. Дело не в том, чтобы
придумать модель будущего и решить,
как мы собираемся жить. Гораздо
важнее решить, какими будем мы сами,
что будет считаться человечным
и подобающим человеку.
Каковы будут не только наши права, но
и обязанности? Кем мы должны стать, чтобы
в полной мере называться людьми? Человек
всегда на пути этого поиска, такой истинно
человеческий путь и есть мораль. Суждение
мудрецов о том, что человечество движется
в направлении добра - это не иллюзия или
благое пожелание, это сущность морали.
Коль скоро она есть, мы движемся по ней неотвратимо. В поле этого стремления и реализуются функции морали. Специфическая сущность морали конкретно раскрывается во взаимодействии сформированных функций:
- регулятивной, (включает в себя оценочно-императивную, ориентирующую, отчасти коммуникационную (упорядочивая общение людей));
- воспитательной, (содержит в себе отчасти оценочно-императивную, мотивационную);
- познавательной, (содержит ориентирующую и прогностическую);
- оценочно-императивной,
- ориентирующей,
- мотивационной,
- коммуникативной (обеспечивает общение людей), прогностической и др.
Поскольку функция регуляции поведения осуществляется не только с помощью требований морали, но и норм права, административных установлений, технических, социально-гигиенических правил и т.п., следует отличать нравственную регуляцию от всякой иной, и, прежде всего от правовой.
Элементами морального регулирования являются:
-
идеал, выражающий
- система норм, соблюдение которых является необходимым условием функционирования общества, достижения им своих моральных ценностей;
-
особые формы социального
Регулятивная. Особенностью регулирования поведения людей является его оценочно-императивное содержание, специфической функцией морали можно, вероятно, считать оценочно-императивную, которая отличает нравственную регуляцию от всякой иной, вне моральной. В нравственном освоении человеком действительности органически сливаются оценка и повеление (императив).
Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества. Суть в том, что не одни люди контролируют жизнь других, а каждый сам строит свою позицию, ориентируясь по моральным ценностям.
Идет саморегуляция личности и саморегуляция социальной среды в целом. Особенно ее значение раскрывается по методу "от противного": общественное единство нельзя создать ни принуждением, ни даже законом. Отсутствие нравственной перспективы губит самые прекрасные экономические планы. То же и для конкретного человека: жизнь бессмысленна без активного личного творения этого смысла; так же, как и правильный жизненный путь никто, тебе не укажет, пока ты не выберешь его сам.
Так что мораль сродни мюнхгаузеновскому вытаскиванию самого себя за волосы из обывательского болота. Здесь я сама предъявляю себе требования, и сама же их выполняю. Автономия нравственного сознания позволяет нам выбирать линию поведения самостоятельно, не ссылаясь ни на авторитет, ни на закон. В критических ситуациях нравственность оказывается единственной опорой человека. Как перед смертью - когда дела уже не сделать и тело не спасти - остается спасать свое достоинство. Самые слабые и ненавязчивые регулятивы на поверку оказываются самыми главными: они отступают даже перед смертью.
Познавательная.
Подчинена функции регулирования поведения,
точнее, оценочно-императивной функции.
Мораль интересует знание не само по себе
(как науку), а знание, преломленное в ценностях
или освещающее условия морального выбора.
Эта функция морали не тождественна научному
познанию. Она дает индивиду не просто
знание объектов самих по себе, а ориентирует
его в мире окружающих культурных ценностей,
предопределяет предпочтения тех из них,
которые отвечают его потребностям и интересам.
Моральное сознание видит мир через особую призму и фиксирует это видение в понятиях добра и зла, долга и ответственности. Это не объективно- научное исследование мира как он есть, это постижение не устройства, а смысла явлений. Для человека такое знание ничуть не менее важно. Главная его особенность - человекомерность. А если суть человека - в поиске своего пути в мире, то "нашего" мира еще нет, он еще должен появиться благодаря нашим усилиям. Потому на нас ложится ответственность за себя и за других.
Итак, мораль дает возможность постижения человеческой судьбы, но не в качестве закона, а в качестве регулятивной идеи, ориентируясь по которой, можно построить свою жизнь. Это - сверхзадача, это знание того, что с объективной точки зрения знать нельзя. Ведь жизнь еще не завершена, а мы умудряемся судить о ней, не имея полной и точной информации. Достоверность наших суждений в морали обеспечена, как ни странно, их необъективностью. Чтобы понять нравственный смысл происходящего, надо изначально нравственно к нему отнестись; чтобы познать нравственную сущность человека, надо его любить. Заинтересованный взгляд на мир и людей дает возможность оценить их перспективы, получить целостное представление о смысле их и своей жизни.
Воспитательная.
Мораль, как уже не раз повторялось,
делает человека человеком. Потому-то
нравственное воспитание всегда считалось
основой всякого другого. Нравственность
не столько приучает к соблюдению
свода правил, сколько воспитывает
саму способность руководствоваться
идеальными нормами и "высшими"
соображениями. При наличии такой
способности к самоопределению
человек может не только выбирать
соответствующую линию
Следует отметить, что выделение определенных функций морали (как и отдельный анализ каждой из них) является достаточно условным, поскольку в реальности они всегда тесно слиты друг с другом. Именно в целостности функционирования проявляется своеобразие ее воздействия на бытие человека. А также для успешного функционирования и развития морали важно свободное, не ущемленное проявление всех ее функций, их гармоническая целостность, единство.
То,
что сегодня обычно называется "моралью",
охватывает лишь один из этих наборов
моральных кодексов, социально-биологический
кодекс. В субъектно-объектной
1.Есть моральные кодексы, устанавливающие превосходство биологической жизни над неживой природой.
2.Есть также моральные кодексы, провозглашающие превосходство социального порядка над биологической жизнью: обычные нормы морали, запрещение наркотиков, убийства, прелюбодеяния, воровства и тому подобное.
3.Есть моральные кодексы, устанавливающие превосходство интеллектуального порядка над социальным: демократия, суд присяжных, свобода слова, свобода печати.
4.
Есть динамическая мораль, которая
не является кодексом. Её можно
было бы назвать "кодексом
Искусства" или чем-нибудь в
этом роде, но искусство обычно
считается настолько побочным
явлением, что такое название
просто подрывает всю его
Получалось
так, что статичные структуры, которые
связывают и удерживают один уровень
организации, часто на другом уровне
организации вынуждены
Из
этой борьбы между конфликтующими статическими
структурами возникают
Мораль
зависит от условий человеческого
бытия, сущностных потребностей человека,
но определяется уровнем общественного
и индивидуального сознания. Наряду
с другими формами
В морали выделяют регулятивную, воспитательную, познавательную, оценочно-императивную, ориентирующую, мотивационную, коммуникативную, прогностическую и некоторые другие ее функции. Первостепенный интерес для юристов представляют такие функции морали, как регулятивная и воспитательная.
Регулятивная
функция считается ведущей
Воспитательная
функция морали состоит в том,
что она участвует в
Мораль рассматривают и как особую форму общественного сознания, и как вид общественных отношений, и как действующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека — нравственную деятельность.
Моральная норма рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим.
Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании воинских уставов последует соответствующая реакция.