Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 05:12, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение общих методологических аспектов соотношения права и морали, а также особенностей их единства и взаимодействия, противоречия и отличия.
При написании курсовой работы рассматриваются следующие задачи:
- проанализировать литературу отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования;
-разобрать понятия и сущность права и морали;
- рассмотреть право и мораль как часть социальных норм;
- проанализировать соотношение права и морали.
Объектом исследования в курсовой работе являются право и мораль.
Предметом исследования являются соотношение права и морали, а также особенностей их единства и взаимодействия, противоречия и отличия.
Структура курсовой работы состоит: из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников и литературы.
Во введении дана актуальность темы, предмет и объект исследования, поставлена цель и выделены задачи исследования.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.Право и мораль как часть социальных норм…………………....…...5
1.1.Понятие и сущность права………………...………………..………...6
1.2.Понятие и сущность морали………………………..………….……14
ГЛАВА 2.Право и мораль: единство и взаимосвязь, противоречия и
отличительные особенности…………..……………………….…...19
2.1.Единство и взаимосвязь права и морали.………………………...…19
2.2.Противоречия и отличительные особенности права и морали…....22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….…….33
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1.Право и мораль как часть социальных норм…………………....…...5
1.1.Понятие и сущность права………………...………………..………...6
1.2.Понятие и сущность морали………………………..………….……14
ГЛАВА 2.Право и мораль: единство и взаимосвязь, противоречия и
отличительные особенности…………..……………………….…..
2.1.Единство и взаимосвязь
2.2.Противоречия и отличительные особенности права и морали…....22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….…….33
ВВЕДЕНИЕ
Общество-это сложный организм, целая система разнообразных отношений, нуждающихся в упорядочивании, регулировании. Для целей регулирования в обществе складывается система нормативных регуляторов: обычаи, нормы морали, религиозные нормы и нормы права.
Право и мораль – важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в теснейшем взаимодействии. Такое взаимодействие объективно обусловлено, так как генезис и реальное бытие права и морали определяются едиными сферами общественных отношений, в которых развертываются сложные и подчас противоречивые связи данных социальных регуляторов.
Среди всех социальных норм моральные и правовые нормы являются главными регуляторами человеческого поведения, обладающие наибольшим значением и социальным эффектом. Они распостраняются на все общество, близки по содержанию, взаимно дополняют друг друга, определяются прежде всего, экономическими, а также политическими, культурными и другими факторами, являются средствами выражения гармонизации личных и групповых отношений. Право и мораль являются фундаментальными историческими ценностями, показателями цивилизованности общества его социального и культурного прогресса.
Еще древние философы (Аристотель, Платон, Демокрит, Цицерон) указывали на значимость этих двух главных определителей общественного поведения, их сходство и несовпадение.
Каждое исторически конкретное общество требует строго определенной меры социального регулирования общественных отношений.
В регулировании
общественных отношений право
Мы выбрали тему «Право и мораль» для исследования курсовой работы, считая ее актуальной. Ведь юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют, прежде всего, правовые нормы - это их специальность. Но они для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий постоянно обращаются и к этическим критериям.
Методологические основы:
Определение актуальных проблем права и морали. Эти материалы отражены в работах исследователей: Ю.В.Белькинда, М.Вебера, А.А.Дегтярева, А.Кочеткова, М.Н.Марченко, Л.Спиридонова, Л.Н.Таляниной, В.Д.Переваловой, В.Н.Хропанюка, А.А.Чечулиной и др.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение общих методологических аспектов соотношения права и морали, а также особенностей их единства и взаимодействия, противоречия и отличия.
При написании курсовой работы рассматриваются следующие задачи:
- проанализировать литературу отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования;
-разобрать понятия и сущность права и морали;
- рассмотреть право и мораль как часть социальных норм;
- проанализировать соотношение права и морали.
Объектом исследования в курсовой работе являются право и мораль.
Предметом исследования являются соотношение права и морали, а также особенностей их единства и взаимодействия, противоречия и отличия.
Структура курсовой работы состоит: из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников и литературы.
Во введении дана актуальность темы, предмет и объект исследования, поставлена цель и выделены задачи исследования.
ГЛАВА 1.Право и мораль как часть социальных норм
Каждое исторически конкретное общество требует строго определенной меры социального регулирования общественных отношений.
Регулирование общественных отношений осуществляется путем реализации определенных социальных норм:
- норм права,
- норм морали,
- норм,
установленных общественными
- норм обычаев,
- норм традиций,
- норм ритуалов и т.д.
В
общем плане социальные нормы
— это правила поведения
Как
вид социальных норм, моральные установления
характеризуются общими родовыми признаками
и являются правилами поведения,
определяющими отношение
По
вопросу о праве и морали в
литературе содержится изложение различных
учений, школ, концепций и т.п. Хотелось
бы несколько из них отметить.
Необходимо также отметить, что каждое исторически конкретное общество требует строго определенной меры социального регулирования общественных отношений.
Регулирование общественных отношений осуществляется путем реализации определенных социальных норм: права, морали, обычаев, традиций, ритуалов и т.д. В целом плане социальные нормы - это правила поведения общественного характера, регулирующие взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их взаимодействия.
Можно с полной уверенностью сказать, что мораль является как бы прародительницей и государства и права, и что отвечать народным чаяниям может только то государственное устройство, в котором и право и мораль находятся в теснейшем взаимодействии.
В то же время, соотношение права и морали не является чем-либо однократно определенным и застывшим, поскольку этому соотношению присущ динамизм в ходе исторического развития.
Если, например, ведущую роль в системе социальных норм и приоритетов в эпоху средних веков играла религия, то в капиталистическом обществе право начало занимать действительно важную, определяющую роль в системе норм и социальных институтов.
Как
представляется, на современном этапе,
праву также принадлежит
С
другой стороны, все большее выражение
приобретает социально-
При
этом, одновременно, выполнение правовых
норм фактически стало в развитых
странах одной из норм моральной
системы (понятие "высокоморальный
человек" в развитых странах практически
обязательно включает в себя понятие "законопослушный
гражданин"), что создало во многих случаях
связь "морально то, что установлено
в законе", а воздействие принятых в
обществе морально- нравственных норм
на установления права в условиях ярко
выраженной (в демократических странах)
связи "избиратель-законодатель"
стало оперативным и достаточно прямым,
позволяя добиваться высокой степени
соответствия моральных и правовых норм.
Каждая страна, а особенно такая огромная страна как Россия, имеет свои неповторимые особенности, развивается как по общим, так и по своим специфическим «закономерностям». Это значит, что общие закономерности развития и функционирования права в сочетании с российской действительностью, с традициями развития страны в чем-то модифицируются, приобретают особые черты. Эти особые черты не могут не учитываться обществоведением, в том числе и теорией права.
Россия имеет богатейшую многовековую историю. Она традиционно складывалась как многонациональное и в то же время, централизованное государство. Ее геополитическое положение делало страну и общество открытыми для восприятия как западноевропейского, так и азиатского опыта. Очень поздно, по сравнению с Западной Европой, только в 60-х годах XIX в. в России начались демократические реформы (отмена крепостного права, земская реформа, судебная реформа). Реформы осуществлялись очень медленно и непоследовательно, достаточно сказать, что Россия так и не получила полноценной конституции. Свыше 70 лет Россия находилась под директивным воздействием коммунистической идеологии. В стране сформировался тоталитарный режим, были истреблены миллионы людей. Во второй половине 80-х годов XX в. в СССР начались экономический и политический кризисы, приведшие к распаду Союза. Современная Россия делает первые шаги на труднейшем пути обретения свободы.
Политический и экономический кризисы до сих пор не преодолены. Глубокие противоречия естественно затронули мораль и право. В стране происходят глубокие общественные изменения, сравнимые с революционными преобразованиями. Разумеется, революция не может прокладывать себе дорогу в соответствии с прежним правом и опираться на прежние законы. Прежние правовые теории и прежнее законодательство себя изжили, новые только складываются. Естественно, и новые теоретические представления, и новое законодательство испытывают воздействие старого и нового, принимаемые решения противоречивы, они отражают противоречия российской действительности. Естествен вопрос: до теории ли сейчас, когда идет ломка многолетних основополагающих представлений? На этот вопрос должен быть дан положительный ответ. В условиях, когда резко обострились противоречия общественной практики, когда развитие общества принимает подчас непредсказуемый характер, обращение к теории правомерно.
Нет
сомнения, что идеи, возникшие в
большинстве своем в глубинах
XVII—XVIII вв. и сформулированные замечательной
плеядой энциклопедистов и просветителей,
равно как и требования свободы, равенства,
демократии, сохраняют огромный гуманистический
и демократический потенциал и в наше
время. Однако, на мой взгляд, современные
условия развития морали и права требуют
не просто повторения замечательных лозунгов,
но их нового прочтения и переосмысления.
Не назад, к пройденным временам, а вперед
в XXI век, с позиций современного абстрактного
гражданского общества и рыночной стихии
движется жизнь современного общества.
Заметим, что в данной работе вовсе не
отрицается полезность исследований прежних
времен и идей, их популяризации. Кроме
того, этот аспект составляет лишь часть
исследований философов права. Поэтому,
вовсе не претендуя на истину в последней
инстанции, я думаю, что пришла пора для
юристов, изучающих не только идеологемы,
но и действительность, поговорить о некоторых
назревших проблемах.
В какой-то мере, хотя и с других позиций, об этом говорит и американский профессор Г. Берман в своей интересной статье “Кризис западной традиции права”. Он пишет: “Наши представления о праве... подверглись ныне радикальным изменениям... Западное представление о праве, западное понятие права, западное отношение к праву находятся во власти радикальных и небезопасных преобразований”. Он констатирует: теперь полагают, что право“призвано отражать то, что общество считает полезным...”
Так,
например, нет сомнения, что понятие
права, которым пользуется здравый
рассудок, вполне совпадает с тем,
что может развить из него самая
утонченная спекуляция, с той лишь
разницей, что в обыденном и
практическом применении мы не осознаем
таких разнообразных