Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 05:12, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение общих методологических аспектов соотношения права и морали, а также особенностей их единства и взаимодействия, противоречия и отличия.
При написании курсовой работы рассматриваются следующие задачи:
- проанализировать литературу отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования;
-разобрать понятия и сущность права и морали;
- рассмотреть право и мораль как часть социальных норм;
- проанализировать соотношение права и морали.
Объектом исследования в курсовой работе являются право и мораль.
Предметом исследования являются соотношение права и морали, а также особенностей их единства и взаимодействия, противоречия и отличия.
Структура курсовой работы состоит: из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников и литературы.
Во введении дана актуальность темы, предмет и объект исследования, поставлена цель и выделены задачи исследования.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.Право и мораль как часть социальных норм…………………....…...5
1.1.Понятие и сущность права………………...………………..………...6
1.2.Понятие и сущность морали………………………..………….……14
ГЛАВА 2.Право и мораль: единство и взаимосвязь, противоречия и
отличительные особенности…………..……………………….…...19
2.1.Единство и взаимосвязь права и морали.………………………...…19
2.2.Противоречия и отличительные особенности права и морали…....22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….…….33
3. Им свойственна общая цель: утверждение общечеловеческих ценностей в обществе;
4.
Они состоят из общих правил
поведения, выражающие
5.
Имеют нормативный характер, и
в тех, и в других
6.
Представляют собой средства
активного воздействия на
Исследуя сущность морали, отмечают, что мораль возникает из социальной потребности в согласовании поведения индивида с интересами социального целого, в преодолении противоречия между интересами личности и общества. Мораль выступает как нормативное осознание такого рода противоречий, как ответ на эту социальную потребность.
И
право и мораль обладают способностью
проникать в самые различные
области общественной жизни. Ни право,
ни мораль не ограничиваются обособленной
сферой социальных отношений. Они связанны
с поведением людей в широких
областях их социального взаимодействия.
Учитывая это, а также принимая во
внимание «универсальность» морали,
ее «вездесущий»,
«всепроникающий» характер, можно сделать
вывод о том, что нельзя разграничивать
право и мораль по предметным сферам их
действия.
Ведь
право возникает и действует,
прежде всего, в таких сферах как
отношения собственности и
Следовательно, право и мораль не имеют специфических предметно или пространственно обособленных сфер общественных отношений, а действуют в едином «поле» социальных связей. Отсюда общность, точное взаимодействие норм права и морали. Тесная связь права и морали, определяемая едиными сферами общественных отношений, не означает, что во всех исторических условиях они «работают» однонаправлено, взаимно дополняя друг друга. Реальная картина соотношения права и морали может быть выявлена лишь в результате конкретно-исторического анализа.
Известно, что в антагонических общественно-экономических формациях каждый класс имеет свою систему морали, определяемую условиями его жизни, в то время как система права всегда выражает интересы морали различных классов. Мораль господствующих классов поддерживает правовые нормы и принципы, а мораль угнетенных классов нейтральна к праву, она противоборствует закрепленным в праве социальным позициям господствующих классов, связанных, прежде всего с обладанием собственностью и политической властью.
Общность
права и морали, порожденная едиными
общественными отношениями, дополняются
общностью их функционального значения,
право и мораль формируют эталоны
и стандарты, включаемые в ценностно-нормативную
ориентацию общества. Предписания права
и морали вырастают из деятельности
людей, образуя «связный ряд общения»,
приобретающих в результате многократной
повторяемости нормативный
Следует подчеркнуть, что все политические отношения всегда подлежат моральной оценке (политические акции государства, внутренняя и внешняя его политика, деятельность политических лидеров и т. п.)
Таким образом, и правовая и моральная системы политически насыщены, и это объединяет их.
Выдающийся судебный деятель А. Ф. Кони большое внимание уделял проблеме внутреннего убеждения судьи. Судья, по убеждению А. Ф. Кони, должен напрягать все свои душевные силы для отыскания истины в деле. «В основе душевного приговора должна лежать не только логическая неизбежность, но и нравственная обязательность»[26]. По мнению Кони «совесть – это высочайшее проявление души. Правосудие не может быть отрешенно от справедливости»[27].
Право
во всех его проявлениях – как
нормативная система, движение общественных
отношений, правосудие должно быть пронизано
нравственностью.
Внутренняя моральность права – одно
из важных условий его эффективности.
Право вовсе не претендует на то, чтобы
в системе социальных ценностей стоять
выше нравственности. Однако, социальные
схемы, отодвигающие право на задний план,
делающие его чем-то второстепенным, в
истории нашего общества пока ничего кроме
вреда не приносили.
Правовая
жизнь общества не может развиваться
вне моральных категорий
Правовые и нравственные нормы имеют общее целевое назначение – воздействие на поведение людей. Вместе с тем, различные социальные регуляторы, каждый из которых обладает своей спецификой.
Общее в праве и морали обусловлено еще и тем, что их нормы всегда являются фиксацией сущего и формулируют на его основе должное.
Право и мораль как социальные регуляторы неизменно имеют дело с проблемами свободной воли индивида и его ответственности за действия. Они обращены к разуму и воле человека, помогая ему адаптироваться в сложном и изменчивом мире общественных отношений. Свобода и ответственность – пружины исторической активности человека, способ его существования в правовых и нравственных отношениях.
Вместе
с тем право и мораль выступают
как мерила свободы индивида, определяют
ее границы. Право является формально
конкретно исторически
Взаимосвязь
права и морали
Мораль и право тесно взаимосвязаны, более того, можно говорить о глубоком взаимопроникновении права и морали. Они взаимообусловливают дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений.
Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества.
В
регулировании общественных отношений
право взаимодействует с
Применение норм права требует проникновения в нравственную оценку жизненных отношений, обстоятельства по конкретному, юридически значимому делу.[6]
Анализ моральных отношений необходим при рассмотрении брачно- семейных, а также многих гражданских и уголовных дел.
Как
форма общественного сознания, система
отношений и норм - мораль зародилась
раньше политической и правовой форм
сознания, раньше государственной организации
общества. Обычаи, мораль регулировали
взаимоотношения людей в
Нормы
морали - продукт исторического развития
человечества. Они сформировали в
борьбе со злом, за утверждение добра,
человеколюбия, справедливости, счастья
людей. На развитие морали оказывают
воздействие социально-
Моральные принципы и нормы в значительной
мере определяются также социально- экономическими
условиями жизни общества. В развитии
человечества отмечается нравственный
прогресс, возрастание нравственной культуры.
Однако нравственное развитие человечества
претерпевает определенные противоречия.
Общечеловеческое в морали сталкивается с проявлениями группового морального сознания, происходит взаимодействие общечеловеческого и классового.
Значительное влияние на мораль, на утверждение общечеловеческих норм в ней оказывает религия. Общечеловеческое содержание нравственности обрело выражение в «золотом правиле»: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».
Принцип
морали - это основные начала, исходные
требования, охватывающие общественную
и личную жизнь человека. Они конкретизируются
в виде норм, регулирующих поведение
людей в определенных жизненных
ситуациях. Нормы морали тогда становятся
действенной основой
История
развития цивилизации свидетельствует,
что право и мораль как составные
части культуры общества органически
связаны друг с другом.
Правовая система государственно-организованного
общества закрепляет жизненно важные
для всего общества требования морали,
нравственную культуру населения страны,
исходит из того, что нравственная основа
права является важной составной величиной
общей регулятивной потенции права, что
право должно быть нравственным, законы
должны быть справедливыми и гуманными.
Величайшую
нравственную ценность представляют собой
основные права человека - юридическое
выражение его свободы и
На тесную взаимосвязь права и морали указывают исторические памятники права Древнего мира, средних веков и нового времени. Об этом свидетельствует применение морально-этических понятий в оценке содержания законов, других источников права. Изречение древних «Jus est ars boni et aegui» - «право есть искусство добра и справедливости» раскрывает органическую связь права, юстиции и морали.
Связь права и морали находит выражение и в теории права, в интерпретации ряда юридических проблем. Например, имеющий давнюю историю вопрос о соотношении права и закона можно верно понять и решать, исходя из органической взаимосвязи права и морали.
В познании качества закона аксиологический подход предполагает в оценке содержания закона применение категорий справедливости, гуманности.[7]
Закон может оказаться не соответствующим этим социально- философским и этическим категориям. В этом случае закон не может быть признан подлинным правом. Однако, различая право и закон, нельзя догматически противопоставлять их друг другу, следует исходить из презумпции: закон есть право. Это укрепляет престиж закона, правопорядок и общественную нравственность.
Таким
образом, право активно содействует
утверждению прогрессивных
На действие норм морали оказывают влияние весь уклад жизни общества, само социальное общение индивидов. Учреждения культуры воспитывают граждан в духе правового и нравственного сознания. Активную роль в воспитании нравственной культуры личности играет положительный пример сограждан, способствующий тому, что требования общественной морали становятся убеждением, составной частью самосознания, жизненной позиции человека.
Вместе с ростом сознательности граждан возрастает эффективность правового регулирования общественных отношений, выполнение требований норм права воспринимается гражданами как долг перед обществом и государством, расширяется и углубляется взаимодействие права и морали.