Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 05:12, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение общих методологических аспектов соотношения права и морали, а также особенностей их единства и взаимодействия, противоречия и отличия.
При написании курсовой работы рассматриваются следующие задачи:
- проанализировать литературу отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования;
-разобрать понятия и сущность права и морали;
- рассмотреть право и мораль как часть социальных норм;
- проанализировать соотношение права и морали.
Объектом исследования в курсовой работе являются право и мораль.
Предметом исследования являются соотношение права и морали, а также особенностей их единства и взаимодействия, противоречия и отличия.
Структура курсовой работы состоит: из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников и литературы.
Во введении дана актуальность темы, предмет и объект исследования, поставлена цель и выделены задачи исследования.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.Право и мораль как часть социальных норм…………………....…...5
1.1.Понятие и сущность права………………...………………..………...6
1.2.Понятие и сущность морали………………………..………….……14
ГЛАВА 2.Право и мораль: единство и взаимосвязь, противоречия и
отличительные особенности…………..……………………….…...19
2.1.Единство и взаимосвязь права и морали.………………………...…19
2.2.Противоречия и отличительные особенности права и морали…....22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….…….33
Моральные
нормы могут выражаться как в
негативной, запрещающей форме (например,
Моисеевы законы - Десять заповедей, сформулированных
в Библии), так и в позитивной
(будь честен, помогай ближнему, уважай
старших, береги честь смолоду и т.д.).
Взаимосвязь морали с правом являются одними из тех ключевых вопросов, которые продолжают оставаться актуальными, интересными и важными уже на протяжении многих веков.
С одной стороны, это связано с тем огромным значением, которое сыграли все эти понятия в жизни человеческого общества, в человеческой истории, поскольку, с определенной точки зрения, именно механизмы права и созданных на основе права институтов управляли жизнедеятельностью человека в течение большей части его истории, тогда как моральные нормы, в свою очередь, обеспечивали мотивацию действий, как индивидуумов, так и общества, формировали отношение к правовым нормам и государственным системам, определяли желательность или нежелательность какого-либо общественного устройства.
В то же время, взаимосвязь права, морали является, одним из тех вопросов, на которые абсолютно невозможно дать какой-либо единый ответ, как потому что различные аспекты этой проблемы уходят корнями в глубокую древность, так и потому, что данная взаимосвязь может быть совершенно по разному выражена не только в различных частях человеческого общества, разделенных как географически, так и в историческом и социокультурном плане, но и в рамках одного общества, в представлении отдельных его индивидуумов.
Следствием этого является ситуация, когда, несмотря на то, что вопросы взаимосвязи морали и права освещаются в трудах многих крупнейших историков, философов и юристов, каждая из предложенных теорий страдает как выраженным субъективизмом, так и (до известной степени) недоказуемостью.
На
протяжении многих веков этот вопрос
волновал лучшие умы человечества.
И сейчас он не потерял своей актуальности,
потому что эти понятия являются
важнейшими факторами общественной
эволюции, непременными спутниками современного
общества. От их взаимодействия зависит
не только развитие, но и само выживание
человечества. Право как социальный
институт существовало не всегда. Если
«естественное общество»
Следовательно,
длительное время общество обходилось
без права, и строило свои взаимоотношения
при помощи обычаев и норм морали. Так,
на смену примитивным формам регуляции
жизни человека, какими были первобытное
стадо, род, племя, союз племен, приходили
более совершенные и сложные. Им стало
право. Поэтому с точки зрения механизма,
т.е. набора правил, средств и институтов,
с помощью которых регулировалась жизнедеятельность
человека можно выделить два этапа в развитии
человеческого общества: общество без
права (доправовое общество). общество
с правом (правовое организованное общество).
2.2.Противоречия и отличительные особенности права и морали
Мораль — это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.
Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.
«Золотым правилом» морали, известным с древнейших времен, является следующее:
«Поступай
по отношению к другим так, как
ты хотел бы, чтобы они поступали
по отношению к тебе».
Глава
2.Право и мораль: единство
и взаимосвязь, противоречия
и отличительные особенности
ГЛАВА
2. Общие и отличительные
черты права и морали
Право и мораль имеют общие черты, свойства. Главные их общие черты проявляются в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей. И право, и мораль влияют на социальные, экономические, политические условия жизни общества, служат общей цели – согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка.
Единство
правовых норм и норм морали, как
и единство всех социальных норм цивилизованного
общества, основывается на общности социально-
экономических интересов, культуры
общества, приверженности людей к
идеалам свободы и
Что же общего между правом и моралью?
Право и мораль:
-
и те, и другие являются
-
имеют общую экономическую,
- им свойственна общая цель: утверждение общечеловеческих ценностей в обществе;
-
они состоят из общих правил
и ведения, выражающие
-
имеют нормативный характер, и
в тех, и в других
-
представляют собой средства
активного воздействия на
Таким образом, и право, и мораль обладают способностью проникать в самые различные области общественной жизни. Ни право, ни мораль не ограничиваются предметно обособленной сферой социальных отношений. Они связаны с поведением людей в широких областях их социального взаимодействия, то есть нельзя разграничивать право и мораль по предметным сферам их действия, они действуют в едином «поле» социальных связей. Отсюда общность, тесное взаимодействие норм права и морали.[3]
Наряду
с общими чертами существуют и
отличительные особенности
Право
состоит из установленных в определенном
порядке компетентными
Мораль
же появилась еще до разделения общества
на классы на классы и становления
государства. Нормы морали складываются
в общественном мнении.
Принципы и нормы морали могут быть систематизированы,
собраны в «моральном кодексе», но в целом
нравственные воззрения, представления,
требования выражаются в общественном
мнении, передаются им.
Моральные воззрения, идеи передаются художественной литературой; искусством, средствами массовой информации.
Мораль
охватывает область отношений более
широкую, нежели сфера отношений, регулируемая
правом. Многие взаимоотношения людей
в быту, коллективе, семье являются
объектами морали, но не подлежат правовому
регулированию. Содержание норм права
характеризуются большей
Моральные
требования отличаются более широким
содержанием, дают больший простор
для толкования и применения. Например,
мораль осуждает все виды обмана и
лжи. В праве же осуждение конкретизируются
применительно к отдельным
Отличие норм права от морали проявляется также в характере гарантий выполнения этих норм. Требования морали и права выполняются большинством людей добровольно в силу понимания их справедливости. Нормы морали исполняются в силу личной убежденности, привычек человека. Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а внешним - общественное мнение. «Для меня моя совесть значит больше, чем речи всех»,- утверждал Цицерон.
Право, закон имеют в качестве специфической гарантии исполнения авторитет и силу власти государства, обеспечиваются при необходимости мерами государственного принуждения. Следовательно, нормы права и морали в определенных случаях опираются и на меры принуждения.[4]
Но характер мер принуждения и способ их осуществления в праве и морали различны. В сфере морали принуждение выступает в форме общественного мнения, воздействия социальной общности, коллектива. Общество в случае совершения человеком аморального поступка определяет меру морального осуждения, воздействия.
Моральные
нормы не регламентируют заранее
конкретные меры и формы воздействия.
В качестве одной из мер морального
воздействия может быть осуждение
поступка человека на собрании коллектива,
нравственное порицание, предупреждение,
исключение из общественной организации.
В случае же правонарушения или преступления
соответствующие
Нарушение норм права предполагает строго определенный процессуальный порядок привлечения виновного лица к юридической ответственности. Нарушение же моральных норм такого порядка не предполагает.
Различие между правом и моралью проявляется в оценке мотивов поведения лица. Право предписывает необходимость всесторонней оценке поведения человека, совершившего правонарушение или преступление. Но с правовой точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался человек в конкретном случае, если его поведение по своим результатам было правомерным, законным.
С точки зрения морали, важно выявить стимулы, мотивы человека, его намерения в выборе определенного поведения, являющегося правомерным.
Таким
образом, можно выделить основные
отличительные особенности
1.По происхождению. Нормы морали складываются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, чести, совести, справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы права устанавливаются государством и после вступления в силу, сразу становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действий.
2.По форме выражения. Нормы морали не закрепляются в специальных актах, они содержатся в сознании людей. Правовые нормы получают выражение в официальных государственных актах – законах, указах, и т.д.
3.По способу охраны от нарушений. Нормы права и морали в правовом обществе в большинстве случаев соблюдаются добровольно на основе понимания людьми справедливости их предписаний. Но реализация моральных норм обеспечивается внутренним убеждением человека, а также общественным мнением. Для правовых же норм этого недостаточно, поэтому здесь применяются меры государственного принуждения.
4.По степени детализации. Нормы морали выступают в виде наиболее обобщенных правил поведения. Правовые нормы представляют собой детализированные правила поведения, в которых закрепляются четко определенные юридические права и обязанности участников общественных отношений.[5]
(Единство права и морали из курс
Право и мораль имеют общие черты, свойства. Главные их общие черты проявляются в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей. Право и мораль имеют общие социальные, экономические, политические условия жизни общества, служат общей цели согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка.
Их единство, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.
Что же общего между правом и моралью?
1.
И те, и другие являются