Право и мораль

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 05:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение общих методологических аспектов соотношения права и морали, а также особенностей их единства и взаимодействия, противоречия и отличия.
При написании курсовой работы рассматриваются следующие задачи:
- проанализировать литературу отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования;
-разобрать понятия и сущность права и морали;
- рассмотреть право и мораль как часть социальных норм;
- проанализировать соотношение права и морали.
Объектом исследования в курсовой работе являются право и мораль.
Предметом исследования являются соотношение права и морали, а также особенностей их единства и взаимодействия, противоречия и отличия.
Структура курсовой работы состоит: из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников и литературы.
Во введении дана актуальность темы, предмет и объект исследования, поставлена цель и выделены задачи исследования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.Право и мораль как часть социальных норм…………………....…...5
1.1.Понятие и сущность права………………...………………..………...6
1.2.Понятие и сущность морали………………………..………….……14
ГЛАВА 2.Право и мораль: единство и взаимосвязь, противоречия и
отличительные особенности…………..……………………….…...19
2.1.Единство и взаимосвязь права и морали.………………………...…19
2.2.Противоречия и отличительные особенности права и морали…....22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….…….33

Файлы: 1 файл

Право и мораль.docx

— 152.45 Кб (Скачать)

     Моральные нормы могут выражаться как в  негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы - Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т.д.). 

    Взаимосвязь морали с правом являются одними из тех ключевых вопросов, которые продолжают оставаться актуальными, интересными  и важными уже на протяжении многих веков.

    С одной стороны, это связано с  тем огромным значением, которое  сыграли все эти понятия в  жизни человеческого общества, в  человеческой истории, поскольку, с  определенной точки зрения, именно механизмы права и созданных на основе права институтов управляли жизнедеятельностью человека в течение большей части его истории, тогда как моральные нормы, в свою очередь, обеспечивали мотивацию действий, как индивидуумов, так и общества, формировали отношение к правовым нормам и государственным системам, определяли желательность или нежелательность какого-либо общественного устройства.

    В то же время, взаимосвязь права, морали является, одним из тех вопросов, на которые абсолютно невозможно дать какой-либо единый ответ, как потому что различные аспекты этой проблемы уходят корнями в глубокую древность, так и потому, что данная взаимосвязь  может быть совершенно по разному выражена не только в различных частях человеческого общества, разделенных как географически, так и в историческом и социокультурном плане, но и в рамках одного общества, в представлении отдельных его индивидуумов.

    Следствием  этого является ситуация, когда, несмотря на то, что вопросы взаимосвязи  морали и права освещаются в трудах многих крупнейших историков, философов  и юристов, каждая из предложенных теорий страдает как выраженным субъективизмом, так и (до известной степени) недоказуемостью.

    На  протяжении многих веков этот вопрос волновал лучшие умы человечества. И сейчас он не потерял своей актуальности, потому что эти понятия являются важнейшими факторами общественной эволюции, непременными спутниками современного общества. От их взаимодействия зависит  не только развитие, но и само выживание  человечества. Право как социальный институт существовало не всегда. Если «естественное общество» возникает  вместе с появлением древнего человека (homo habelis - “человек умелый”) около 2 млн. лет назад, а «гражданское общество» - с появлением человека современного типа (homo sapiens - «человек разумный») примерно 40 тыс. лет назад, то впервые право возникло в Египте не позднее 5 тысяч лет назад. 
          Следовательно, длительное время общество обходилось без права, и строило свои взаимоотношения при помощи обычаев и норм морали. Так, на смену примитивным формам регуляции жизни человека, какими были первобытное стадо, род, племя, союз племен, приходили более совершенные и сложные. Им стало право. Поэтому с точки зрения механизма, т.е. набора правил, средств и институтов, с помощью которых регулировалась жизнедеятельность человека можно выделить два этапа в развитии человеческого общества: общество без права (доправовое общество). общество с правом (правовое организованное общество).
 

     2.2.Противоречия  и отличительные  особенности права  и морали

     Мораль  — это один из способов регулирования  поведения людей в обществе. Она  представляет собой систему принципов  и норм, определяющих характер отношений  между людьми в соответствии с  принятыми в данном обществе понятиями  о добре и зле, справедливом и  несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

     Особенностью  морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также  на межгрупповые и межгосударственные отношения.

     «Золотым  правилом» морали, известным с  древнейших времен, является следующее:  

     «Поступай по отношению к другим так, как  ты хотел бы, чтобы они поступали  по отношению к тебе». 
 

    Глава 2.Право и мораль: единство и взаимосвязь, противоречия и отличительные особенности 

    ГЛАВА 2. Общие  и отличительные  черты права и морали 

    Право и мораль имеют общие черты, свойства. Главные их общие черты проявляются  в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными  формами сознания, имеют нормативное  содержание и служат регуляторами поведения  людей. И право, и мораль влияют на социальные, экономические, политические условия жизни общества, служат общей  цели – согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию  общественного порядка.

    Единство  правовых норм и норм морали, как  и единство всех социальных норм цивилизованного  общества, основывается на общности социально- экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к  идеалам свободы и справедливости.

    Что же общего между правом и моралью?

    Право и мораль:

    - и те, и другие являются надстроечными  явлениями над экономическим  базисом и обществом;

    - имеют общую экономическую, социально-политическую  и идеологическую основу;

    - им свойственна общая цель: утверждение  общечеловеческих ценностей в  обществе;

    - они состоят из общих правил  и ведения, выражающие определенную  волю, то есть направлены на установление и поддержание на необходимом уровне дисциплины и порядка в обществе;

    - имеют нормативный характер, и  в тех, и в других присутствуют  санкции, обеспечивающие негативные  последствия для нарушителей  нормы;

    - представляют собой средства  активного воздействия на поведение  людей;

    Таким образом, и право, и мораль обладают способностью проникать в самые  различные области общественной жизни. Ни право, ни мораль не ограничиваются предметно обособленной сферой социальных отношений. Они связаны с поведением людей в широких областях их социального  взаимодействия, то есть нельзя разграничивать право и мораль по предметным сферам их действия, они действуют в едином «поле» социальных связей. Отсюда общность, тесное взаимодействие норм права и  морали.[3]

    Наряду  с общими чертами существуют и  отличительные особенности морали и права.

    Право состоит из установленных в определенном порядке компетентными государственными органами зафиксированных юридических  актов. Оно выражает волю государства, правосознание народа, социальных групп, стоящих у кормила государственной  власти.

    Мораль  же появилась еще до разделения общества на классы на классы и становления  государства. Нормы морали складываются в общественном мнении. 
Принципы и нормы морали могут быть систематизированы, собраны в «моральном кодексе», но в целом нравственные воззрения, представления, требования выражаются в общественном мнении, передаются им.

    Моральные воззрения, идеи передаются художественной литературой; искусством, средствами массовой информации.

    Мораль  охватывает область отношений более  широкую, нежели сфера отношений, регулируемая правом. Многие взаимоотношения людей  в быту, коллективе, семье являются объектами морали, но не подлежат правовому  регулированию. Содержание норм права  характеризуются большей конкретностью, в правовых нормах в ряде случаев  предусматриваются весьма подробные  детали, связи. В правовых нормах выражен  государственный подход к оценке конкретных общественных отношений.

    Моральные требования отличаются более широким  содержанием, дают больший простор  для толкования и применения. Например, мораль осуждает все виды обмана и  лжи. В праве же осуждение конкретизируются применительно к отдельным видам  неправомерного обмана.

    Отличие норм права от морали проявляется  также в характере гарантий выполнения этих норм. Требования морали и права  выполняются большинством людей  добровольно в силу понимания  их справедливости. Нормы морали исполняются  в силу личной убежденности, привычек человека. Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а  внешним - общественное мнение. «Для меня моя совесть значит больше, чем  речи всех»,- утверждал Цицерон.

    Право, закон имеют в качестве специфической  гарантии исполнения авторитет и  силу власти государства, обеспечиваются при необходимости мерами государственного принуждения. Следовательно, нормы  права и морали в определенных случаях опираются и на меры принуждения.[4]

    Но  характер мер принуждения и способ их осуществления в праве и  морали различны. В сфере морали принуждение выступает в форме  общественного мнения, воздействия  социальной общности, коллектива. Общество в случае совершения человеком аморального  поступка определяет меру морального осуждения, воздействия.

    Моральные нормы не регламентируют заранее  конкретные меры и формы воздействия. В качестве одной из мер морального воздействия может быть осуждение  поступка человека на собрании коллектива, нравственное порицание, предупреждение, исключение из общественной организации. В случае же правонарушения или преступления соответствующие правоохранительные органы обязаны принять надлежащие меры, предусмотренные законом.

    Нарушение норм права предполагает строго определенный процессуальный порядок привлечения  виновного лица к юридической  ответственности. Нарушение же моральных норм такого порядка не предполагает.

    Различие  между правом и моралью проявляется  в оценке мотивов поведения лица. Право предписывает необходимость  всесторонней оценке поведения человека, совершившего правонарушение или преступление. Но с правовой точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался человек  в конкретном случае, если его поведение  по своим результатам было правомерным, законным.

    С точки зрения морали, важно выявить  стимулы, мотивы человека, его намерения  в выборе определенного поведения, являющегося правомерным.

    Таким образом,  можно выделить основные отличительные особенности права  и морали:

    1.По происхождению. Нормы морали складываются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, чести, совести, справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы права устанавливаются государством и после вступления в силу, сразу становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действий.

    2.По форме выражения. Нормы морали не закрепляются в специальных актах, они содержатся в сознании людей. Правовые нормы получают выражение в официальных государственных актах – законах, указах, и т.д.

    3.По способу охраны от нарушений. Нормы права и морали в правовом обществе в большинстве случаев соблюдаются добровольно на основе понимания людьми справедливости их предписаний. Но реализация моральных норм обеспечивается внутренним убеждением человека, а также общественным мнением. Для правовых же норм этого недостаточно, поэтому здесь применяются меры государственного принуждения.

    4.По степени детализации. Нормы морали выступают в виде наиболее обобщенных правил поведения. Правовые нормы представляют собой детализированные правила поведения, в которых закрепляются четко определенные юридические права и обязанности участников общественных отношений.[5]

    (Единство  права и морали из курс

    Право и мораль имеют общие черты, свойства. Главные их общие черты проявляются  в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными  формами сознания, имеют нормативное  содержание и служат регуляторами поведения  людей. Право и мораль имеют общие  социальные, экономические, политические условия жизни общества, служат общей  цели согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию  общественного порядка.

    Их  единство, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально-экономических  интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и  справедливости.

    Что же общего между правом и моралью?

    1. И те, и другие являются надстроечными  явлениями над экономическим  базисом и обществом;

Информация о работе Право и мораль