Право и мораль

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 05:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение общих методологических аспектов соотношения права и морали, а также особенностей их единства и взаимодействия, противоречия и отличия.
При написании курсовой работы рассматриваются следующие задачи:
- проанализировать литературу отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования;
-разобрать понятия и сущность права и морали;
- рассмотреть право и мораль как часть социальных норм;
- проанализировать соотношение права и морали.
Объектом исследования в курсовой работе являются право и мораль.
Предметом исследования являются соотношение права и морали, а также особенностей их единства и взаимодействия, противоречия и отличия.
Структура курсовой работы состоит: из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников и литературы.
Во введении дана актуальность темы, предмет и объект исследования, поставлена цель и выделены задачи исследования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.Право и мораль как часть социальных норм…………………....…...5
1.1.Понятие и сущность права………………...………………..………...6
1.2.Понятие и сущность морали………………………..………….……14
ГЛАВА 2.Право и мораль: единство и взаимосвязь, противоречия и
отличительные особенности…………..……………………….…...19
2.1.Единство и взаимосвязь права и морали.………………………...…19
2.2.Противоречия и отличительные особенности права и морали…....22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….…….33

Файлы: 1 файл

Право и мораль.docx

— 152.45 Кб (Скачать)

    Право и мораль – самостоятельные, суверенные нормативно-регулятивные институты, каждый из которых имеет свою особую ценность. Более того, по природе и происхождению  они вообще находятся в различных  плоскостях.[23] 

    1.1.Понятие  права 

     В литературе до сих пор ведутся  споры вокруг понятия права, до сих  пор  нет единого мнения. «Юристы  все еще ищут определение права», - писал Кант около 200 лет тому назад. Его слова справедливы и сегодня, так как до сих пор по-прежнему не существует общепризнаного определения права. Более того, по мнению российского учёного Спиридонова Л. И., вряд ли эта задача вообще может быть разрешима при помощи формально-логических средств, которые только могут быть использованы для разработки традиционных определений.1

    Право - одно из общественных явлений. По своей  природе оно входит в систему  общественных отношений, взаимодействует  с другими общественными отношениями. Первый и, наверное, главный вопрос методологии права и морали: каково это взаимодействие, что в нем первично и что вторично или, иными словами, какие общественные отношения служат определяющими, а какие - определяемыми. Например, в период крещения Руси сначала был оформлен обязательный запрет на осуществление религиозных языческих обрядов, и лишь затем, постепенно, сформировано общее представление, основанное на моральной норме "язычество – это плохо".

     С термином «право» и без специального изучения юридических дисциплин  неоднократно сталкивается каждый человек. Наиболее часто данный термин употребляется  в двух значениях, как возможность  совершать определенные, юридически значимые действия (например, право  личной собственности на автомашину, право на получение высшего образования  и т, д.), и как законодательство какой-либо страны (например «гражданское право Украины», «уголовное право  Республики Беларусь» и т. д.).

     Государство регулирует общественные отношения  с помощью права, издавая нормативные  акты, в которых содержатся правила  поведения общего характера.

     Определений права, различающихся как отдельными нюансами, так и весьма существенно, в современной юридической науке  предложено великое множество. Например. «Право - это система общеобязательных, формально определенных юридических  норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений».

     «Право  — это система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых  либо санкционируемых компетентными  государственными органами или принимаемых  путем референдума в целях  регулирования общественных отношений, выражающих волю определенных классов, слоев населения, а по мере демократизации общества, большинства народа с учетом интересов меньшинства, реализация которых обеспечивается государством».

     Одно  из основных свойств права — нормативность.

     Право состоит из норм - правил поведения  общего характера, регулирующих общественные отношения. «Норма» в переводе с латинского означает образец; а нормативное регулирование общественных отношений представляет собой установление общих правил для определенной группы конкретных случаев. Право как регулятивная система состоит из отдалений («можно»), запретов («нельзя») и связываний («должно»), которые определяют общий масштаб поведения субъекта. Право имеет не персонифицированный, неконкретный, общий характер. Здесь нет индивидуального адресата, поскольку право регулирует не конкретную ситуацию, а ряд сходных ситуаций; оно распространяет свое действие на всех, кто оказался в определенных условиях, в определенном качестве; характеризуется неоднократностью и длительностью действия.

     Решающим  постулатом, определяющим сам феномен  права, остается воплощение в правовой материи, во всех его подразделениях требование справедливости, равной меры и равного юридического подхода, которое в юридической области  трансформируется в важнейшее правовое начало - необходимость равновесия, равенства всех перед законом  и судом, а отсюда справедливого  права и справедливого его  торжества в практических делах  и конфликтах - правосудия.

     Право уже самим фактом своего существования  избавляет общество от конфликтной  ситуации своеволия и насилия, которой  присуща «борьба всех против всех», и подсказывает людям наиболее приемлемые для всех (то есть наиболее бесконфликтные) модели поведения. В этом и представляется функция права как системы  норм, направленных на предотвращение социальных конфликтов.

     Право обладает достаточно эффективными способами  и процедурами, необходимыми для  регулирования и решения конфликтов. Именно ему принадлежит ключевая роль в системе выработанных с  этой целью обществом социальных институтов.

     Право, в узком значении – система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством; в более широком смысле охватывает также правовые отношения и основные права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые государством. В государственно-организованном обществе право закрепляет отношения собственности, механизм хозяйственных связей, выступает как регулятор меры и форм распределения труда и его продуктов между членами общества (гражданское право, трудовое право); регламентирует формирование, порядок деятельности представительных органов, органов государственного управления (конституционное право, административное право), определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения и процедуру решения конфликтов (уголовное право, процессуальное право), воздействует на многие формы межличностных отношений (семейное право).

    Право же, хотя и принадлежит к области  духовной жизни людей, представляет собой по основным своим характеристикам  внешне объективированный институционный социальный регулятор, который способен опосредовать самые разнообразные отношения, лишь бы они поддавались внешнему контролю и обеспечивались государственно-принудительными мерами, а также при помощи особых только ему присущих средств гарантирует организованность, упорядоченность общественных отношений в условиях цивилизации.[2]

    Право в практической жизни людей –  явление, относящееся к обыденным  делам, к конфликтам, к согласованию сталкивающихся интересов. Выражается и реализуется оно в законах, правительственных постановлениях, судебных решениях, адвокатских документах и затрагивая текущие дела и заботы, связано главным образом с деятельностью законодателей, судей, нотариусов, следователей, других юристов.

    Право строится и функционирует на основе определенных принципов, которые выражают его сущность и социальное назначение. В них отражаются главные свойства и особенности права, придающие  ему качество государственного регулятора меры свободы и справедливости в  общественных отношениях.

    Право строится на следующих принципах:

    - принцип демократизма в формировании  и реализации права,

    - принцип законности,

    - принцип национального равноправия,

    - принцип гуманизма,

    - принцип равенства граждан перед  законном,

    - принцип взаимной ответственности  государства и личности.

    Таким образом право – это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженных большей частью в законодательстве и регулирующих общественные отношения. 
 

    1.2.Понятие  морали

    Мораль - система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях  людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенному  классу, государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего  общества, определенного класса либо социальной группы.

    Содержание  и само понимание терминов "мораль" и "нравственность" в огромной степени зависят от историко-культурных факторов, традиций, а также от идентификации  источников.

    В морали “выражены представления  людей о добре и зле, справедливости, достоинстве, чести, трудолюбии, милосердии”[11]. Повелевая, мораль оценивает, оценивая, – познает. Вот то необычное распределение  функций, которое отличает ее, та особая последовательность работы психологических  механизмов, которая присуща нравственному  сознанию.

    Мораль  возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных  сферах их жизни. Мораль считается одним  из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального  бытия. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений  и интересов личности и общества. Мораль включает: моральные отношения, моральное сознание, нравственное поведение.

    Можно с полной уверенностью сказать, что  мораль является как бы прародительницей и государства и права, и что  отвечать народным чаяниям может  только то государственное устройство, в котором и право и мораль находятся в теснейшем взаимодействии. Общественные отношения первобытного строя являются кровнородственными. Члены общины ведут происхождение от единого предка. Род составляет основу всей общественной жизни. Родоплеменная структура возникает естественно. 

    Нормы морали – правила поведения людей, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями  людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинства  и охраняются силой общественного  мнения или внутренним убеждением.

    Со  времен Канта существует убеждение, что сфера нравственности охватывает сугубо внутренний мир человека, поэтому  оценить поступок как нравственный или безнравственный можно лишь по отношению к лицу, которое его  совершило. Человек как бы извлекает  из себя нормы своего поведения, в  себе, в глубине своей «души», дает оценку своим действиям. С данной точки зрения человек, взятый отдельно, вне его отношений к другим людям, может руководствоваться нравственными правилами.

    Существует  и компромиссная позиция в  оценке нравственного регулирования, согласно которой нормы морали имеют  двоякую природу: одни имеют в  виду самого индивида, другие – отношение индивида к обществу. Отсюда деление этики на индивидуальную и социальную.

    Наиболее  распространенным и аргументированным  является представление об абсолютном характере норм морали и отсутствии в них какого-либо индивидуального  фактора. Существует точка зрения, что  нравственность представляет не требования человека к самому себе, а требования общества к человеку. Не человек определяет, как он должен относиться к другому человеку, не отдельный индивид оценивает свое поведение как хорошее или плохое, а общество, которое может признать какой-либо поступок нравственно хорошим, хотя он не хорош для индивида, и оно же может считать поступок недостойным с нравственной стороны, хотя, последний вполне одобряем с индивидуальной точки зрения.

    С другой точки зрения, нравственные законы заложены в самой природе  человека. Внешне они проявляются  в зависимости от той или иной жизненной ситуации, в которой оказывается индивид. Другие же категорически утверждают, что нормы нравственности – это требования, обращенные к человеку извне.

    Видимо, нет оснований проводить водораздел между индивидуальным и социальным характером нравственных требований, поскольку в них органически  переплетаются элементы того и другого. Ясно одно, что любая социальная норма имеет общий характер, и  в этом смысле она адресуется не к конкретному индивиду, а ко всем или к большой группе индивидов. Моральные нормы регулируют не «внутренний» мир человека, а отношения между  людьми. Однако не следует упускать из виду индивидуальные аспекты нравственных требований. В конечном счете, их реализация зависит от нравственной зрелости человека, прочности его моральных воззрений, социальной ориентированности его индивидуальных интересов. И здесь первостепенную роль играют такие индивидуализированные моральные категории, как совесть, долг, которые направляют поведение человека в русло социальной нравственности. Внутреннее убеждение индивида в нравственности или безнравственности своего поступка в значительной мере определяет и его социальную значимость.

    Элементами  морального регулирования являются:

    - идеал, выражающий представление  общества, классов, социальной группы  о нравственном совершенстве;

    - система норм, соблюдение которых  является необходимым условием  функционирования общества, достижения  им своих моральных ценностей;

    - особые формы социального контроля, обеспечивающие реализацию моральных  норм, в том числе общественное  мнение. 

Информация о работе Право и мораль