Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:26, доклад
Исследуя сущность морали, отмечают, что мораль возникает из социальной потребности в согласовании поведения индивида с интересами социального целого, в преодолении противоречия между интересами личности и общества.
Мораль выступает как нормативное осознание такого рода противоречий, как ответ на эту социальную потребность.
Что же общего между правом и моралью?
1. И те, и другие являются
2. Имеют общую экономическую,
социально-политическую и
3. Им свойственна общая цель: утверждение общечеловеческих ценностей в обществе;
4. Они состоят из общих правил
поведения, выражающие
5. Имеют нормативный характер, и в тех, и в других присутствуют санкции, обеспечивающие негативные последствия для нарушителей нормы;
6. Представляют собой средства
активного воздействия на
Исследуя сущность морали, отмечают,
что мораль возникает из социальной
потребности в согласовании поведения
индивида с интересами социального целого,
в преодолении противоречия между интересами
личности и общества.
Мораль выступает как нормативное осознание
такого рода противоречий, как ответ на
эту социальную потребность.
И право и мораль обладают способностью
проникать в самые различные области общественной
жизни. Ни право, ни мораль не ограничиваются
обособленной сферой социальных отношений.
Они связанны с поведением людей в широких
областях их социального взаимодействия.
Учитывая это, а также принимая во внимание
«универсальность» морали, ее «вездесущий»,
«всепроникающий» характер, можно сделать
вывод о том, что нельзя разграничивать
право и мораль по предметным сферам их
действия.
Ведь право возникает и
Следовательно, право и мораль не
имеют специфических предметно
или пространственно
Реальная картина соотношения права и
морали может быть выявлена лишь в результате
конкретно-исторического анализа.
Известно, что в антагонических
общественно-экономических
Общность права и морали, порожденная
едиными общественными
Следует подчеркнуть, что все политические отношения всегда подлежат моральной оценке (политические акции государства, внутренняя и внешняя его политика, деятельность политических лидеров и т. п.)
Таким образом, и правовая и моральная системы политически насыщены, и это объединяет их.
Выдающийся судебный деятель А. Ф. Кони большое внимание уделял проблеме внутреннего убеждения судьи. Судья, по убеждению А. Ф. Кони, должен напрягать все свои душевные силы для отыскания истины в деле. «В основе душевного приговора должна лежать не только логическая неизбежность, но и нравственная обязательность»[26]. По мнению Кони «совесть – это высочайшее проявление души. Правосудие не может быть отрешенно от справедливости»[27].
Право во всех его проявлениях –
как нормативная система, движение
общественных отношений, правосудие должно
быть пронизано нравственностью.
Внутренняя моральность права – одно
из важных условий его эффективности.
Право вовсе не претендует на то, чтобы
в системе социальных ценностей стоять
выше нравственности. Однако, социальные
схемы, отодвигающие право на задний план,
делающие его чем-то второстепенным, в
истории нашего общества пока ничего кроме
вреда не приносили.
Правовая жизнь общества не может
развиваться вне моральных
Правовые и нравственные нормы имеют общее целевое назначение – воздействие на поведение людей. Вместе с тем, различные социальные регуляторы, каждый из которых обладает своей спецификой.
Общее в праве и морали обусловлено еще и тем, что их нормы всегда являются фиксацией сущего и формулируют на его основе должное.
Право и мораль как социальные регуляторы неизменно имеют дело с проблемами свободной воли индивида и его ответственности за действия. Они обращены к разуму и воле человека, помогая ему адаптироваться в сложном и изменчивом мире общественных отношений. Свобода и ответственность – пружины исторической активности человека, способ его существования в правовых и нравственных отношениях.
Вместе с тем право и мораль
выступают как мерила свободы
индивида, определяют ее границы. Право
является формально конкретно
(Взаимосвязь права и морали
Мораль и право тесно
По мнению Ю.А. Агешина: «…право, активно воздействуя на мораль, способствует более глубокому ее укоренению в обществе, в то же время оно само под влиянием морального фактора постоянно обогащается: расширяется его нравственная основа, повышается авторитет, возрастает его роль как социального регулятора общественных отношений».[29] Таким образом, воздействию права на мораль сопутствует процесс обратного влияния морали на право.
Мораль, как сложносоставное явление включает в себя разнородные, с точки зрения динамизма, элементы. Одни из них, как пример, общественные права, обладая крайним консерватизмом характеризуется и наименьшей динамикой, другие же, как например, прогрессивный нравственный идеал, в целом опережая достигнутый уровень социально-экономического уровня развития, идут впереди права, стимулируя динамизм правового развития.
Исследуя вопрос о взаимодействии права и морали, большинство правоведов отмечают, что все, регулируемое правом, так или иначе, регулируется морально, т.е. подлежит моральной оценке.
Правовая система
- что нравственная основа права, является важной составной величиной общей регулятивной потенции права;
- что право должно быть
Величайшую нравственную ценность
представляют собой основные права
человека – юридическое выражение
его свободы и достоинства.
Фактическая реализация этих прав является
условием обретения человеческого счастья,
ибо права человека по существу есть его
устремление к счастью, признанное законом.
В работе Гегеля «Философия права» вопросы права трактуются в органической связи с вопросами морали и нравственности. Связь права и морали находит выражение и в теории права, в интерпретации ряда юридических проблем. Мораль, по мнению Гегеля, требует даже, чтобы, прежде всего, было соблюдено право и лишь после того, как оно исчерпано, вступали бы в действия моральные определения».[30] Гегель отмечает что, чтобы поступок имел моральную ценность. Необходимо понимание того, справедлив он или несправедлив, является ли он хорошим или дурным.
История развития цивилизации свидетельствует,
что право и мораль как составные части
культуры общества органически связаны
друг с другом.
На тесную взаимосвязь права и морали
указывают исторические памятники права
Древнего мира, средних веков и нового
времени. Об этом свидетельствует применение
морально-этических понятий в оценке содержания
законов, других источников права. Изречение
древних «Jus est ars boni et aegui» - «право есть
искусство добра и справедливости» раскрывает
органическую связь права, юстиции и морали.
Исторически можно проследить, как моральное начало уважения и любви к ближнему, влияя на законодательство, постепенно видоизменяло действующее право. Сочетая свое действие с действием других прогрессивных сил истории, оно способствовало усовершенствованию права в смысле приближения его к нравственному идеалу. Требуя, чтобы правами наделялись все члены общества, чтобы личность уважалась всегда и во всем, оно содействовало ниспровержению вековых оков рабства и крепостничества, гуманизации карательной системы, установлению правосудия, равного для всех.
С точки зрения Е. А. Лукашевой исследование
проблемы взаимодействия права и
морали следует начинать с генезиса
и социальной сущности нормы.
Выявления ее места в системе общественных
отношений, в социальной деятельности
людей. Нормативная структура – один из
важнейших признаков правовой и моральной
системы, поэтому рассмотрение социальной
природы нормативности будет способствовать
раскрытию как общего присущего праву
и морали, так и специфики социальных регуляторов».[31]
Нормативность, как уже отмечалось,
характерна и для различных форм
сознания – политического, правового,
морального, эстетического.
Общественное сознание на основе практической
деятельности вырабатывает общие принципы,
ценности, оценки, суждения, которые
вплетаются в реальные общественные отношения,
выступая регулятором поведения людей.
Поэтому норма является сплавом общественных
отношений и сознания, она органично проникает
и в отношения, и в сознание и придает им
энергию социального регулятора.
«Право, - так учит современная юриспруденция,
- есть результат борьбы различных
общественных сил – сложный продукт
их взаимодействия»[32].
Отражая на себе следы этой борьбы и этого
взаимодействия, оно никогда не может
быть ни строго логическим, ни вполне совершенным.
Стремясь к примирению различных общественных
элементов, оно удовлетворяет их, насколько
возможно, но никогда вполне. Отсюда вечное
искание новой правды, которое не может
прекратиться, как не могут исчезнуть
общественные различия и разногласия.
«Развиваясь из противоречий и столкновений,
право стремится стать силой, господствующей
над всеми другими силами. Его цель на
месть хаоса сталкивающихся воль поставить
закон одной верховной воли. Но это возможно
только при помощи существующих факторов,
и особенно самого могущественного из
них. Затруднение увеличивается еще тем,
что нельзя найти такого принципа, на искрением
признании которого могли бы сойтись все
партии. Человеческие интересы не гармонируют
между собой. Немыслимо поэтому, чтобы
право когда-либо одновременно воздало
должное всем законным интересам. Столь
же мало способно оно урезать одинаково
все притязания, ибо для этого не существует
никакого масштаба. Оно неизменно будет
содержать в себе элементы партийности
и несправедливости»[33].
Воздействие морали на право сказывается в самом применении права на практике. Как бы ни была совершенна известная правовая система, она все же требует известного смягчения в своем приложении к жизни. Правда и милость должны царствовать совместно.
Право имеет чрезвычайно важное
значение для развития морали. Одних внутренних
мотивов для людей недостаточно, чтобы
сдержать проявления их враждебных страстей
и устранить возможность общественных
столкновений.
Необходима твердая правовая организация,
которая могла бы присоединить к внутренним
мотивам сдерживающую силу внешнего закона
и охранительный надзор власти. Только
организация твердого правового порядка
вносит в общество прочное и устойчивое
замирение различных общественных элементов.
Но когда достигается эта цель более прочного
внешнего замирения, создается и лучшая
почва для развития нравственных отношений.
Под охранительной сенью закона, обеспечивающего
общественный порядок, утверждаются и
упрочиваются моральные связи.