Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 19:18, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение соотношения права и морали, и анализ проблем, связанных с ними. Для этого перед собой я поставил задачи по исследованию понятия права и понятия морали; Исследование практики и рассмотрение вопросов в этой области. Таким образом, данная работа ни в коей мере не является рассмотрением всех точек зрения о праве и морали или на выявление какого-либо единственно верного подхода к этому вопросу, а является лишь попыткой представить общую картину, охватывающую некоторые, как мне представляется, наиболее значимые аспекты этой сферы.
1.) Введение......3 стр.
2.) Основные характеристики права…...4 стр.
3.) Основные характеристики морали…...8 стр.
4.) Соотношение права и морали……12 стр.
5.) Заключение……25 стр.
6.) Используемая литература……26 стр.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАЗАНСКИЙ
(ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Специальность
(направление): 030501.65 (021100) - Юриспруденция
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ТЕОРИИ
ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
ТЕМА
«Право и мораль»
Выполнил:
Студент 1 курса
дневного отделения
группа 8010
9 апреля 2011г. Беляев А.Д.
Работа
допущена к защите:
Научный руководитель
к.ю.н., доцент
9
апреля 2011г. Валиев Р.Г.
Казань – 2011 год
План Курсовой
Среди всех социальных норм моральные и правовые нормы являются главными регуляторами человеческого поведения, обладающие наибольшим значением и социальным эффектом. Они распространяются на все общество, близки по содержанию, взаимно дополняют друг друга. Право и мораль являются фундаментальными историческими ценностями, показателями цивилизованности общества, его социального и культурного прогресса. Еще древние философы, такие как Аристотель, Платон, Демокрит, Цицерон указывали на значимость этих двух главных определителей общественного поведения, их сходство и несовпадение.
Право
и мораль - важнейшие элементы человеческой
культуры, всегда выступающие в тесном
взаимодействии, характер которого определяется
конкретно-историческими
Я выбрал данную тему для написания своей курсовой работы, вследствие того, что считаю, ее действительно актуальной. Ведь, как я понимаю, юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют, прежде всего, правовые нормы - это их специальность. А для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий они постоянно обращаются и к этическим критериям.
Цель курсовой работы – изучение соотношения права и морали, и анализ проблем, связанных с ними. Для этого перед собой я поставил задачи по исследованию понятия права и понятия морали; Исследование практики и рассмотрение вопросов в этой области. Таким образом, данная работа ни в коей мере не является рассмотрением всех точек зрения о праве и морали или на выявление какого-либо единственно верного подхода к этому вопросу, а является лишь попыткой представить общую картину, охватывающую некоторые, как мне представляется, наиболее значимые аспекты этой сферы.
В литературе до сих пор ведутся споры вокруг понятия права. До сих пор нет единого мнения. «Юристы все еще ищут определение права», - писал Кант около 200 лет тому назад. Его слова справедливы и сегодня, ведь и по сей день по-прежнему не существует общепризнанного определения права.
Право
вырастает из социальных норм догосударственной
организации. Оно формируется из
обычаев, которые преобразуются, отбираются,
приспосабливаются к новым
Есть множество определений права. В работе “Сумма теологии”, которую можно назвать величайшим синтезом средневековой католической теологии и философии Аквинат рассматривает:
Термин (слово) «право» многозначен. С его помощью обозначаются разные явления:
1. Система норм, издаваемых государством (позитивное право);
2. Определённая
система идей, представлений о
том, каким должно быть
3. Определённая
правовая возможность
4. Явления нравственного, морального характера.
Сущность
права заключается в
Право — это одно из видов регуляторов общественных отношений, система установленных или санкционированных государством норм, носящих общеобязательный, формально-определённый характер, обеспеченных государственной защитой.
В целом, существует огромное количество понятий права, и все они, так или иначе, верны. Нельзя создать одно универсальное определение, понятие права на все случаи жизни, учитывая, к тому же, все высказывания и размышления о праве различных мировых философов. Даже, если представить, что подобное деяние, возможно, то навряд ли оно будет использоваться в дальнейшем, во-первых, из-за своей громоздкости, а во-вторых, из-за излишней универсальности, что, скорее всего, приведёт к неверной трактовке права.
Признаки права, характеризуют его как специфическую систему общественных отношений:
С точки зрения чисто юридической характеристики, способов воздействия на общественные отношения выделяются:
Регулятивная (статическая и динамическая) и охранительная функции права.
Таким образом, право призвано служить людям, обществу, обеспечивать его нормальную жизнь.
Новый подход к праву состоит в попытке установить различие между правом, как объективным явлением общественной жизни и законом, как формой выражения права и на этой основе сформулировать понятие правового закона.
Такой тип правопонимания исходит из того, что право и закон не всегда совпадают. Закон может полностью, частично или вообще не выражать сути права как объективного мерила человеческой свободы. Последнее подтверждают примеры недавней истории: фашистская Германия, сталинский период в Советском государстве, расистские режимы в странах Африки. Несмотря на обилие законов, нормативных предписаний исполнительной власти в этих странах, нельзя даже с приблизительной вероятностью говорить об их правовом характере. Это были антиправовые законы, не имеющие ничего общего с правом, справедливостью, свободой человека.
Значение права велико. Оно регулирует общественные отношения, охраняет нас при повседневной жизни. Сейчас, наверно, просто немыслимо представить весь мир, лишённый права. Что бы тогда было? Разруха? Войны? Кровопролитие? Под страхом смерти мы бы покидали свои жилища. НО, право существует, и пока оно есть, мы в безопасности.
Мораль - система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенному классу, государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определенного класса либо социальной группы.
В морали выражены представления людей о добре и зле, достоинстве, справедливости, чести, милосердии.
Мораль возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных сферах их жизни. Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия. Глубинной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества.
Мораль включает:
Термин
Мораль такая же динамическая регулятивная система, как и право. Ее исторический путь лежит от эквивалентных начал: око за око, зуб за зуб (Принцип талиона) до начал неэквивалентных - «ударят по правой щеке, подставь левую», т.е. до начал терпимости (толерантности, как определяют эти начала), прощения, покаяния, воздаяния за зло добром т.д.
Слово "мораль" – латинского происхождения. Оно образованно от латинского слова mos (мн. ч. – mores), что означало примерно то же, что и ēthos в греческом –– нрав, обычай. Цицерон со ссылкой на Аристотеля, образовал от него слова moralis – моральный и moralitas – мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика.
Термины «мораль» и «нравственность» однозначны. Наряду с ними используется термин «этика» (от греческого - ethica, etos - обычаи, нравы). Последний термин используется также для обозначения науки о нравственности.
В историческом развитии, будучи формой общественного сознания, понятие морали менялось, не оставалось неизменным и представление о моральных нормах и оценках. Мораль, как и право, находится в движении, постоянно изменяется, отражая уровень развития общества, его социальную структуру, национальные, бытовые, религиозные и экономические факторы. Мораль первобытного общества, эпох рабовладения, феодализма и современные нравственные представления во многом различны, а некоторые из них даже противоположны. Очевидно, что точек зрения на мораль не меньше, чем разных пониманий права.