Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 19:18, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение соотношения права и морали, и анализ проблем, связанных с ними. Для этого перед собой я поставил задачи по исследованию понятия права и понятия морали; Исследование практики и рассмотрение вопросов в этой области. Таким образом, данная работа ни в коей мере не является рассмотрением всех точек зрения о праве и морали или на выявление какого-либо единственно верного подхода к этому вопросу, а является лишь попыткой представить общую картину, охватывающую некоторые, как мне представляется, наиболее значимые аспекты этой сферы.
1.) Введение......3 стр.
2.) Основные характеристики права…...4 стр.
3.) Основные характеристики морали…...8 стр.
4.) Соотношение права и морали……12 стр.
5.) Заключение……25 стр.
6.) Используемая литература……26 стр.
Социологи выделяют три основных течения этической мысли:
Мораль не имеет объективной реальности. Можно смотреть в микроскоп, телескоп хоть всю жизнь и не узреть ни капли морали, ведь она, как и право носит ярко выраженный абстрактный характер. Ее, как и право, нельзя потрогать, прикоснуться, но её можно понимать и уважать должным образом. Там её и нет. Всё это лишь в нашей голове. Она существует только лишь в нашем воображении.
Роли морали в жизни общества и отдельной личности многочисленны. Трудно объяснить, почему существует нравственность, зато ясно, для чего она существует. Если для прочих земных тварей образ жизни и судьба предписаны от природы, то человек - существо историческое и составляет свою судьбу сам. Однако это тоже спорный вопрос, который более затрагивать не к чему. Для него нет раз и навсегда написанного закона.
Что есть человек? - это никогда не будет быть решено окончательно, ибо ни история, ни наша личная судьба еще не завершены.
Специфическая сущность морали конкретно раскрывается во взаимодействии ее исторически сформированных функций:
регулятивной, воспитательной, познавательной, оценочно-императивной, ориентирующей, мотивационной, коммуникативной (обеспечивает общение людей), прогностической и др.
Рассмотрим наиболее важные из функций морали:
Следует отметить, что выделение определенных функций морали (как и отдельный анализ каждой из них) является достаточно условным, поскольку в реальности они всегда тесно слиты друг с другом. Именно в целостности функционирования проявляется своеобразие ее воздействия на бытие человека. А также для успешного функционирования и развития морали важно свободное, не ущемленное проявление всех ее функций, их гармоническая целостность, единство.
Значение
морали велико. Она регулирует поведение
людей, привносит в нашу жизнь нравственность,
через неё мы приобретаем наши человеческие
качества, такие как доброта, уважение,
осознаем, что есть добро и что есть зло.
Мораль намного старше права. Ещё когда
не существовало права, мораль уже функционировала
в жизни людей. А что если бы её не было?
Тогда бы люди были воспитаны совершенно
другими, не знающими, что есть хорошо,
что плохо. НО, мораль не могла не появиться,
так как она была обусловлена веяниями
времени.
Каждое исторически конкретное общество требует строго определенной меры социального регулирования общественных отношений. Регулирование общественных отношений осуществляется путем реализации определенных социальных норм:
- норм права,
- норм морали,
- норм обычаев,
- норм ритуалов,
- норм традиций,
- норм, установленных общественными организациями и т.д.
В общем плане социальные нормы — это правила поведения общественного характера, регулирующие взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их взаимодействия.
Как вид социальных норм, моральные установления характеризуются общими родовыми признаками и являются правилами поведения, определяющими отношение человека к человеку. Если действия человека не касаются других людей, его поведение с социальной точки зрения безразлично. Поэтому не все ученые считают нормы нравственности явлением исключительно социальным.
Нормы морали – правила поведения людей, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинства и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением.
Нормы морали имеют двоякую природу: одни имеют в виду самого индивида, другие – отношение индивида к обществу. Отсюда деление этики на индивидуальную и социальную.
Наиболее распространенным и аргументированным является представление об абсолютном характере норм морали и отсутствии в них какого-либо индивидуального фактора. Существует точка зрения, что нравственность представляет не требования человека к самому себе, а требования общества к человеку. Не человек определяет, как он должен относиться к другому человеку, не отдельный индивид оценивает свое поведение как хорошее или плохое, а общество, которое может признать какой-либо поступок нравственно хорошим, хотя он не хорош для индивида, и оно же может считать поступок недостойным с нравственной стороны, хотя последний вполне одобряем с индивидуальной точки зрения.
Видимо, нет оснований проводить водораздел между индивидуальным и социальным характером нравственных требований, поскольку в них органически переплетаются элементы того и другого. Ясно одно, что любая социальная норма имеет общий характер, и в этом смысле она адресуется не к конкретному индивиду, а ко всем или к большой группе индивидов. Моральные нормы регулируют не «внутренний» мир человека, а отношения между людьми. Однако не следует упускать из виду индивидуальные аспекты нравственных требований. В конечном счете, их реализация зависит от нравственной зрелости человека, прочности его моральных воззрений, социальной ориентированности его индивидуальных интересов. Внутреннее убеждение индивида в нравственности или безнравственности своего поступка в значительной мере определяет и его социальную значимость.
Элементами морального регулирования являются:
- идеал, выражающий представление общества, классов, социальной группы
о нравственном совершенстве;
- система норм, соблюдение которых является необходимым условием
функционирования общества, достижения им своих моральных ценностей;
- особые формы социального контроля, обеспечивающие реализацию
моральных норм, в том числе общественное мнение.
Право же, хотя и принадлежит к области духовной жизни людей, представляет собой по основным своим характеристикам внешне объективированный иституционный социальный регулятор, который способен опосредовать самые разнообразные отношения, лишь бы они поддавались внешнему контролю и обеспечивались государственно-принудительными мерами, а также при помощи особых только ему присущих средств гарантирует организованность, упорядоченность общественных отношений в условиях цивилизации.
Право в практической жизни людей – явление, относящееся к обыденным делам, к конфликтам, к согласованию сталкивающихся интересов. Выражается и реализуется оно в законах, правительственных постановлениях, судебных решениях и, затрагивая текущие дела и заботы, связано главным образом с деятельностью законодателей, судей, следователей, других юристов.
Право строится и функционирует на основе определенных принципов, которые выражают его сущность и социальное назначение. В них отражаются главные свойства и особенности права, придающие ему качество государственного регулятора меры свободы и справедливости в общественных отношениях.
Право строится на следующих принципах:
Право и мораль имеют общие черты, свойства. Главные их общие черты проявляются в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей.
Единство общих социальных, экономических, политических условий жизни общества, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.
Сфера регулятивного воздействия норм морали неизменно шире сферы, на которую распространяются нормы права. Хотя мораль и право в сфере распространения и регулирования в максимальной степени совпадают, нельзя отождествлять это совпадение с их полным слиянием, ведь сфера регулятивного воздействия норм морали неизменно шире сферы, на которую распространяются нормы права. Последние, как и само государство, имея дело с жизненно важными для всего общества и индивидов интересами и отношениями, не могут тем не менее проникать во все поры общества, регулировать все межличностные и подобные им отношения. Отношения дружбы, любви, многие семейные и другие отношения могут регулироваться лишь нормами морали или иными социальными нормами, но не нормами права.