Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 15:49, реферат
Особое место в формировании духовного мира личности. Её сознания и культуры, активной жизненной позиции, принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на преобразования сознания личности. Право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой структурой общества. Такое взаимодействие обусловлено, так как генезис и реальное бытие права и морали определяются едиными сферами общественных отношений, в которых развёртываются сложные и подчас противоречивые связи данных социальных регуляторов.
Введение.
Особое место в
формировании духовного мира личности.
Её сознания и культуры, активной жизненной
позиции, принадлежит праву и
морали, которые являются важнейшими
социальными регуляторами, включенными
в систему общественных отношений,
целенаправленно воздействующими на преобразования
сознания личности. Право и мораль - важнейшие
элементы человеческой культуры, всегда
выступающие в тесном взаимодействии,
характер которого определяется конкретно-историческими
условиями и социально-классовой структурой
общества. Такое взаимодействие обусловлено,
так как генезис и реальное бытие права
и морали определяются едиными сферами
общественных отношений, в которых развёртываются
сложные и подчас противоречивые связи
данных социальных регуляторов.
(История
По вопросу о праве и морали в литературе содержится изложение различных учений, школ, концепций и т.п. Хотелось бы несколько из них отметить.
Взаимосвязь морали
с правом являются одними из тех
ключевых вопросов, которые продолжают
оставаться актуальными, интересными
и важными уже на протяжении многих веков.
С одной стороны,
это связано с тем огромным
значением, которое сыграли все
эти понятия в жизни
В то же время, взаимосвязь
права, морали является, одним из тех
вопросов, на которые абсолютно невозможно
дать какой-либо единый ответ, как потому
что различные аспекты этой проблемы уходят
корнями в глубокую древность, так и потому,
что данная взаимосвязь может быть совершенно
по разному выражена не только в различных
частях человеческого общества, разделенных
как географически, так и в историческом
и социокультурном плане, но и в рамках
одного общества, в представлении отдельных
его индивидуумов.
Следствием этого
является ситуация, когда, несмотря на
то, что вопросы взаимосвязи морали
и права освещаются в трудах многих
крупнейших историков, философов и юристов,
каждая из предложенных теорий страдает
как выраженным субъективизмом, так и
(до известной степени) недоказуемостью.
На протяжении многих веков этот вопрос волновал лучшие умы человечества. И сейчас он не потерял своей актуальности, потому что эти понятия являются важнейшими факторами общественной эволюции, непременными спутниками современного общества. От их взаимодействия зависит не только развитие, но и само выживание человечества. Право как социальный институт существовало не всегда. Если «естественное общество» возникает вместе с появлением древнего человека (homo habelis - “человек умелый”) около 2 млн. лет назад, а «гражданское общество» - с появлением человека современного типа (homo sapiens - «человек разумный») примерно 40 тыс. лет назад, то впервые право возникло в Египте не позднее 5 тысяч лет назад.
Следовательно, длительное
время общество обходилось без права,
и строило свои взаимоотношения
при помощи обычаев и норм морали.
Так, на смену примитивным формам
регуляции жизни человека, какими были
первобытное стадо, род, племя, союз племен,
приходили более совершенные и сложные.
Им стало право. Поэтому с точки зрения
механизма, т.е. набора правил, средств
и институтов, с помощью которых регулировалась
жизнедеятельность человека можно выделить
два этапа в развитии человеческого общества:
общество без права (доправовое общество).
общество с правом (правовое организованное
общество).
Необходимо также
отметить, что каждое исторически
конкретное общество требует строго
определенной меры социального регулирования
общественных отношений.
Регулирование общественных
отношений осуществляется путем
реализации определенных социальных норм:
права, морали, обычаев, традиций, ритуалов
и т.д. В целом плане социальные
нормы - это правила поведения общественного
характера, регулирующие взаимоотношения
людей и деятельность организаций в процессе
их взаимодействия.
Можно с полной уверенностью
сказать, что мораль является как
бы прародительницей и государства
и права, и что отвечать народным
чаяниям может только то государственное
устройство, в котором и право и мораль
находятся в теснейшем взаимодействии.
В то же время, соотношение
права и морали не является чем-либо
однократно определенным и застывшим,
поскольку этому соотношению
присущ динамизм в ходе исторического
развития.
Если, например, ведущую
роль в системе социальных норм и
приоритетов в эпоху средних
веков играла религия, то в капиталистическом
обществе право начало занимать действительно
важную, определяющую роль в системе
норм и социальных институтов.
Как представляется, на современном этапе, праву также принадлежит приоритет, который, однако, не означает отсутствия влияния моральных установлений на установления - правовые. Именно в современных условиях получили реальное развитие идеи правового государства, то есть государства, в котором право играет определяющую роль в системе социальных институтов
(как уже указывалось,
государство и само является
социальным институтом).
С другой стороны, все
большее выражение приобретает
социально-моральная ориентация права,
а также и переход таких, еще недавно, мало
учитываемых понятий, как всеобщие права
человека, принцип гуманизма права и т.д.
в практическую плоскость, проявление
их роли в мировой правовой практике.
При этом, одновременно, выполнение правовых норм фактически стало в развитых странах одной из норм моральной системы (понятие "высокоморальный человек" в развитых странах практически обязательно включает в себя понятие
"законопослушный
гражданин"), что создало во
многих случаях связь "морально
то, что установлено в законе", а воздействие
принятых в обществе морально- нравственных
норм на установления права в условиях
ярко выраженной (в демократических странах)
связи "избиратель-законодатель"
стало оперативным и достаточно прямым,
позволяя добиваться высокой степени
соответствия моральных и правовых норм.
(Актуальность, разработанность
темы.
Каждая страна, а особенно такая огромная страна как Россия, имеет свои неповторимые особенности, развивается как по общим, так и по своим специфическим «закономерностям». Это значит, что общие закономерности развития и функционирования права в сочетании с российской действительностью, с традициями развития страны в чем-то модифицируются, приобретают особые черты. Эти особые черты не могут не учитываться обществоведением, в том числе и теорией права. Россия имеет богатейшую многовековую историю. Она традиционно складывалась как многонациональное и в то же время, централизованное государство. Ее геополитическое положение делало страну и общество открытыми для восприятия как западноевропейского, так и азиатского опыта. Очень поздно, по сравнению с Западной Европой, только в 60-х годах XIX в. в России начались демократические реформы
(отмена крепостного
права, земская реформа,
Россия так и
не получила полноценной конституции.
Свыше 70 лет Россия находилась под
директивным воздействием коммунистической
идеологии. В стране сформировался
тоталитарный режим, были истреблены миллионы
людей. Во второй половине 80-х годов XX в.
в СССР начались экономический и политический
кризисы, приведшие к распаду Союза. Современная
Россия делает первые шаги на труднейшем
пути обретения свободы.
Политический и
экономический кризисы до сих пор не
преодолены. Глубокие противоречия естественно
затронули мораль и право. В стране происходят
глубокие общественные изменения, сравнимые
с революционными преобразованиями. Разумеется,
революция не может прокладывать себе
дорогу в соответствии с прежним правом
и опираться на прежние законы. Прежние
правовые теории и прежнее законодательство
себя изжили, новые только складываются.
Естественно, и новые теоретические представления,
и новое законодательство испытывают
воздействие старого и нового, принимаемые
решения противоречивы, они отражают противоречия
российской действительности. Естествен
вопрос: до теории ли сейчас, когда идет
ломка многолетних основополагающих представлений?
На этот вопрос должен быть дан положительный
ответ. В условиях, когда резко обострились
противоречия общественной практики,
когда развитие общества принимает подчас
непредсказуемый характер, обращение
к теории правомерно.
Нет сомнения, что идеи, возникшие в большинстве своем в глубинах
XVII—XVIII вв. и сформулированные замечательной плеядой энциклопедистов и просветителей, равно как и требования свободы, равенства, демократии, сохраняют огромный гуманистический и демократический потенциал и в наше время. Однако, на мой взгляд, современные условия развития морали и права требуют не просто повторения замечательных лозунгов, но их нового прочтения и переосмысления. Не назад, к пройденным временам, а вперед в XXI век, с позиций современного абстрактного гражданского общества и рыночной стихии движется жизнь современного общества. Заметим, что в данной работе вовсе не отрицается полезность исследований прежних времен и идей, их популяризации.
Кроме того, этот аспект составляет лишь часть исследований философов права.
Поэтому, вовсе не
претендуя на истину в последней
инстанции, я думаю, что пришла пора для
юристов, изучающих не только идеологемы,
но и действительность, поговорить о некоторых
назревших проблемах.
В какой-то мере, хотя и с других позиций, об этом говорит и американский профессор Г. Берман в своей интересной статье “Кризис западной традиции права”. Он пишет: “Наши представления о праве... подверглись ныне радикальным изменениям... Западное представление о праве, западное понятие права, западное отношение к праву находятся во власти радикальных и небезопасных преобразований”. Он констатирует: теперь полагают, что право
“призвано отражать
то, что общество считает полезным...”[1].
(Цель.
Цель данной работы
это изучение и анализ проблем, связанных
с правом и моралью. Для этого
ставятся задачи по исследованию понятия
права и понятия морали. Изучение российского
законодательства, связанного с правом
и моралью. Анализ, исследование практики
и рассмотрение вопросов в этой области.
Таким образом, данная работа ни в коей
мере не претендует на рассмотрение всех
точек зрения на взаимосвязь права и морали
или на выявление какого-либо единственно
верного подхода к этому вопросу, а является
лишь попыткой представить общую картину,
охватывающую некоторые, как представляется,
наиболее значимые аспекты этой сферы.
(Анализ правовой
основы.
Методология науки -
это совокупность исходных научных
подходов к исследуемому предмету.
Если предмет науки определяет, что
исследуется, то метод показывает, как
исследуется, с помощью каких
научных средств и приемов. Право
- одно из общественных явлений. По своей
природе оно входит в систему общественных
отношений, взаимодействует с другими
общественными отношениями. Первый и,
наверное, главный вопрос методологии
права и морали: каково это взаимодействие,
что в нем первично и что вторично или,
иными словами, какие общественные отношения
служат определяющими, а какие - определяемыми.
Например, в период крещения Руси сначала
был оформлен обязательный запрет на осуществление
религиозных языческих обрядов, и лишь
затем, постепенно, сформировано общее
представление, основанное на моральной
норме "язычество – это плохо".
Вопросы права и морали регулируются многими нормативными актами:
Конституцией РФ, Основами гражданского законодательства, Гражданским
Кодексом, различными
инструкциями и постановлениями.
В истории советского
периода у института права
и морали были подъемы и падения.
Несмотря на многие различия, взаимное
влияние норм права и морали огромно.
Рассмотрим это на одном только примере.
В последние годы
Великой Отечественной войны, когда
победа стала очевидной, настало время
оценить и подсчитать жертвы, которые
народ отдал за эту победу. И, прежде всего,
огромные человеческие потери. Потребовался
прирост населения за пределами семей.
Эти объективные условия востребовали
правовую идею - освободить мужчин от ответственности
за рождение и воспитание ребенка, рожденного
вне брака, от расходов на содержание такого
ребенка. 8 июля 1944 г. был принят соответствующий
Закон. В качестве пропагандистской завесы
были использованы нормы о материальном
и моральном поощрении материнства, об
установлении орденов и медалей для многодетных
матерей. Суть же этого закона была в ином.
Он установил, что только зарегистрированный
брак порождает правовые последствия.
Если ребенок рождается вне зарегистрированного
брака, то в свидетельстве о рождении указывалась
только мать (отсюда появился противоестественный
термин «мать- одиночка»). В качестве юридической
гарантии безответственности мужчин было
установлено, что женщины, не состоящие
с отцом ребенка в зарегистрированном
браке, не вправе обращаться в суд с иском
о взыскании алиментов и установлении
отцовства.