Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:31, реферат
Достоинство личности, основные права и свободы каждого человека получают всеобщее признание со стороны цивилизованных демократических государств. Право и мораль – важнейшие элементы человеческой культуры. Моральные нормы, так же как и правовые, являются социальными регуляторами поведения человека.
Уральский институт экономики,
Соотношение права и морали имеет
особое значение на современном этапе
развития цивилизации, так как многие
нравственные ценности – свобода, равенство,
справедливость, честь, достоинство
и другие – находят юридическое
закрепление в нормативно-
Мораль - это правила, отражающие стихийные представления людей о добре и зле, справедливости, красоте, долге, чести и достоинстве, смысле жизни и других нравственных идеалах.
Если право формируется
Общие черты право и морали.
Право и мораль имеют общие черты, свойства. Главные их общие черты проявляются в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей. Право и мораль имеют общие социальные, экономические, политические условия жизни общества, служат общей цели - согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка. Их единство, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости. Что же общего между правом и моралью? Право и мораль: " являются надстроечными явлениями над экономическим базисом и обществом; " имеют общую экономическую, социально-политическую и идеологическую основу; " им свойственна общая цель: утверждение общечеловеческих ценностей в обществе; " состоят из общих правил поведения, выражающие определенную волю, т. е. направлены на установление и поддержание на необходимом уровне дисциплины и порядка в обществе; " имеют нормативный характер, и в тех, и в других присутствуют санкции, обеспечивающие негативные последствия для нарушителей нормы; " представляют собой средства активного воздействия на поведение людей.
Являясь приоритетными типами нормативного регулирования, право и мораль оказывают взаимное влияние друг на друга. Формула такого влияния может быть выражена следующим образом: мораль не должна требовать нарушения закона; право не должно закреплять в своих нормах безнравственных поступков. Отступление от этих требований ведет к тому, что нормы права вступают в противоречие с моралью (нравственностью). Так, достаточно долгое время уголовное законодательство предусматривало ответственность граждан за отказ от дачи показаний, даже если такие показания касались их близких родственников. На практике это вело к тому, что лицо, привлекаемое в качестве свидетеля по делу, поступало морально, но вопреки закону. В соответствии с действующей Конституцией РФ, супруг и близкие родственники обвиняемого (подозреваемого, подсудимого) освобождаются от обязанности давать свидетельские показания (ст. 51).Тем самым на конституционном уровне проблема разночтения права и морали снята. Конституционный императив получил воплощение в новом Уголовно-процессуальном законе (п. 4 ст. 56 УПК РФ). Право лица в уголовном процессе не давать показания против себя и своих близких родственников выражено понятием «свидетельский иммунитет» (п. 40 ст. 5 УПК РФ).
Влияние морали на право повышает его авторитет, усиливает регулятивный потенциал. Это в особенности ощутимо в тех случаях, когда моральные нормы и принципы приобретают юридическое значение, т.е. закрепляются в праве. В частности, такой фундаментальный принцип права, как принцип добросовестного исполнения обязательств (pacta sunt servanta) трансформировался в правовую систему из морали, где он с глубокой древности известен как принцип верности данному слову.
Сформировавшийся с давних пор
в вопросе о соотношении права
и морали некий стандарт, когда
право рассматривается в
Различия право и морали:
Их различия выражаются в: способах и субъектах формирования. Моральные нормы создаются в стихии жизненного бытия и повседневной практики всего общества, а право - в особом процессуальном порядке непосредственно или с санкции государства. Государство формирует одну национальную систему права, а мораль, отражая сложную структуру общества, выражает не только общечеловеческие, но и групповые ценности и интересы. Поэтому наряду с общечеловеческой моралью существует мораль бедных и мораль богатых;
характере воздействия на
сознание и поведение людей.
Мораль эффективна лишь тогда,
когда добровольно соблюдается
человеком. Нормы морали
формах внешнего выражения.
Мораль действует через
уровне требований и
методах и средствах
Взаимодействие права и морали:
Каково же соотношение норм права
и норм морали? Что представляют
собой право и мораль, каковы их
характерные черты как особых
норм поведения, занимающих важное место
в общественной жизни? Вспомним, что
под нормой права понимается общеобязательное,
формально-определенное правило поведения,
установленное или
Мораль (нравственность) — это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т. д.
Взаимодействие права и морали в обществе — сложный, многогранный процесс. Активно влияя на мораль, право способствует более глубокому ее укоренению в обществе, в то же время оно само под влиянием морального фактора постоянно обогащается: расширяется его нравственная основа, повышается авторитет, возрастает его роль как социального регулятора общественных отношений. Таким образом, воздействию права на мораль сопутствует процесс обратного влияния морали на право.
Право и мораль — дополняющие
друг друга средства социального
нормативного регулирования. Их взаимодействие
носит преимущественно
Наиболее характерными чертами
взаимодействия права и морали является
их сближение, взаимопроникновение, усиление
согласованного воздействия на общество.
В процессе совместного регулирования
общественных связей возникает качественно
новое явление — морально-
Характерной чертой права должна быть его моральная обоснованность.
В чем же конкретно проявляется возрастание морального фактора? Во-первых, в содержании права: во вновь создаваемых правовых нормах тоньше, полнее отражены моральные воззрения, в целом моральный элемент становится составной частью механизма действия правовой нормы, без которой она не работает. Во-вторых, возрастает значимость морали в ходе применения правовых норм: каналы усиления ее воздействие — рост культурного уровня работников правоприменительных органов, рост их профессионального мастерства, опыт реализации моральных требований.
Взаимодействие международного права
и международной морали, их диалектическое
единство не исчерпываются общностью
основных принципов поведения
Вместе с тем нравственное и правовое единство не означает тождественности международного права и международной морали. В одних принципах преобладают юридические элементы (например, в принципе суверенного равенства государств), в других, напротив, - моральные элементы (например, в принципе сотрудничества). “Единство означает лишь тождественность их идейного содержания.
В рамках объективно обусловленного единства мораль и право характеризуются существенными различиями, которые необходимо учитывать при анализе роли, которые они играют в регулировании международных отношений. Суммируя выводы специалистов, указанные различия можно свести к следующим основным положениям.
Во-первых, правовые нормы носят фиксированный характер, записанный в соответствующих уставах, соглашениях, международ- ных договорах и т.п. С этим тесно связан и институциональный характер права вообще и международного права, в частности: оно тесно связано с государственными институтами и межправи- тельственными организациями (ООН и ее организации, Совет Европы, другие региональные организации). Система международ- ного права охватывает таким образом такие элементы, как правовое сознание, правовые нормы, правовые отношения и правовые институты. В отличие от нее, в механизме нравственного регули- рования международных отношений последний элемент (то есть институты) отсутствует. Вместе с тем здесь надо иметь в виду и специфику международной морали: она “также непосредственно связана с государством: она создается и реализуется в. процессе межгосударственного отношения (конечно, данная особенность относится лишь к одной разновидности международной морали - межгосударственной)”