Право и мораль

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:31, реферат

Краткое описание

Достоинство личности, основные права и свободы каждого человека получают всеобщее признание со стороны цивилизованных демократических государств. Право и мораль – важнейшие элементы человеческой культуры. Моральные нормы, так же как и правовые, являются социальными регуляторами поведения человека.

Файлы: 1 файл

право и мораль.docx

— 40.93 Кб (Скачать)

             Уральский  институт экономики,  управления и права

 

 

 

 

 

 

                                            РЕФЕРАТ

                                  По дисциплине:  правоведение          

                                         Тема:  право и мораль

 

 

 

 

 

                                                                                                                               Выполнил:

                                                                                                                   Студентка: 4 курса

                                                                                                                   группы 401 ЭП заочное отд.

                                                                                                                   Муллер Ю.Л

                                                                                                               Принял:

                                                                                                                  Преподаватель

 

 

 

 

                                                        Нижний Тагил

                                                                 2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             Ведение.

Соотношение права и морали имеет  особое значение на современном этапе  развития цивилизации, так как многие нравственные ценности – свобода, равенство, справедливость, честь, достоинство  и другие – находят юридическое  закрепление в нормативно-правовых актах. Достоинство личности, основные права и свободы каждого человека получают всеобщее признание со стороны  цивилизованных демократических государств. Право и мораль – важнейшие  элементы человеческой культуры. Моральные  нормы, так же как и правовые, являются социальными регуляторами поведения  человека.

Мораль - это правила, отражающие стихийные  представления людей о добре  и зле, справедливости, красоте, долге, чести и достоинстве, смысле жизни  и других нравственных идеалах.

 Если право формируется государством  в процессе целенаправленного  нормотворчества, то мораль складывается  стихийно, постепенно, по мере осознания  и признания нравственных идеалов  большинством членов общества. Норма  права становится общеобязательной  сразу, с момента вступления  в силу соответствующего источника.  Право действует в определенных  временных рамках, вплоть до отмены  или истечения срока действия  нормативного акта. Мораль же  не вводится в действие с  определенной даты, она оказывает  влияние постепенно, по мере ее  осознания общественным сознанием.  Нельзя точно указать ни время,  ни причины, ни порядок возникновения  тех или иных этических норм, ни срок их действия. Возникая  постепенно, стихийно, они также  незаметно уходят в прошлое, теряют силу. В отличие от права, носящего официальный, государственно-волевой характер, мораль имеет общественное происхождение, формируется и содержится в сознании людей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общие черты право и морали.

Право и мораль имеют общие черты, свойства. Главные их общие черты  проявляются в том, что они  входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и  служат регуляторами поведения людей. Право и мораль имеют общие  социальные, экономические, политические условия жизни общества, служат общей  цели - согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию  общественного порядка. Их единство, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально-экономических  интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и  справедливости. Что же общего между  правом и моралью? Право и мораль: " являются надстроечными явлениями  над экономическим базисом и  обществом; " имеют общую экономическую, социально-политическую и идеологическую основу; " им свойственна общая  цель: утверждение общечеловеческих ценностей в обществе; " состоят  из общих правил поведения, выражающие определенную волю, т. е. направлены на установление и поддержание на необходимом  уровне дисциплины и порядка в  обществе; " имеют нормативный  характер, и в тех, и в других присутствуют санкции, обеспечивающие негативные последствия для нарушителей  нормы; " представляют собой средства активного воздействия на поведение  людей.

Являясь приоритетными типами нормативного регулирования, право и мораль оказывают  взаимное влияние друг на друга. Формула  такого влияния может быть выражена следующим образом: мораль не должна требовать нарушения закона; право не должно закреплять в своих нормах безнравственных поступков. Отступление от этих требований ведет к тому, что нормы права вступают в противоречие с моралью (нравственностью). Так, достаточно долгое время уголовное законодательство предусматривало ответственность граждан за отказ от дачи показаний, даже если такие показания касались их близких родственников. На практике это вело к тому, что лицо, привлекаемое в качестве свидетеля по делу, поступало морально, но вопреки закону. В соответствии с действующей Конституцией РФ, супруг и близкие родственники обвиняемого (подозреваемого, подсудимого) освобождаются от обязанности давать свидетельские показания (ст. 51).Тем самым на конституционном уровне проблема разночтения права и морали снята. Конституционный императив получил воплощение в новом Уголовно-процессуальном законе (п. 4 ст. 56 УПК РФ). Право лица в уголовном процессе не давать показания против себя и своих близких родственников выражено понятием «свидетельский иммунитет» (п. 40 ст. 5 УПК РФ).

Влияние морали на право повышает его авторитет, усиливает регулятивный потенциал. Это в особенности  ощутимо в тех случаях, когда  моральные нормы и принципы приобретают  юридическое значение, т.е. закрепляются в праве. В частности, такой фундаментальный  принцип права, как принцип добросовестного  исполнения обязательств (pacta sunt servanta) трансформировался в правовую систему из морали, где он с глубокой древности известен как принцип верности данному слову.

Сформировавшийся с давних пор  в вопросе о соотношении права  и морали некий стандарт, когда  право рассматривается в качестве известного «минимума морали», в современных условиях должен быть пересмотрен. Такой подход несколько упрощает проблему, не учитывает всего многообразия связей права и морали.

 

Различия право и морали:

Их различия выражаются в:  способах и субъектах формирования. Моральные  нормы создаются в стихии жизненного бытия и повседневной практики всего  общества, а право - в особом процессуальном порядке непосредственно или  с санкции государства. Государство  формирует одну национальную систему  права, а мораль, отражая сложную  структуру общества, выражает не только общечеловеческие, но и групповые  ценности и интересы. Поэтому наряду с общечеловеческой моралью существует мораль бедных и мораль богатых;

 характере воздействия на  сознание и поведение людей.  Мораль эффективна лишь тогда,  когда добровольно соблюдается  человеком. Нормы морали непосредственно  связаны с духовной жизнью  людей. Поэтому в отличие от  правовых моральные нормы являются  не столько внешним, сколько  внутренним регулятором поведения  человека. Они действуют тогда,  когда устойчиво внедрились в  общественное и личное сознание. Отражают глубину личного осознания  общественного долга, способность  человека к объективной самооценке. Они не нуждаются в официальном закреплении и не могут регулировать многие экономические, организационные и иные отношения;

 формах внешнего выражения.  Мораль действует через общественное  мнение путем приоритетного формирования  нравственных обязанностей, долга  и закрепления в общественном  и индивидуальном сознании общих  принципов, внутренних убеждений  и установок (будь вежлив, уважай  старших, не убей, не укради  и т. д.). Лишь иногда она получает  вторичное письменное закрепление  в программных документах общественных  организаций, религиозных догматах  и др. Правовые нормы официально-письменно закрепляются в специальных юридических актах (законах, указах, постановлениях и проч.). Они отличаются не только формальной определенностью, но и четкостью, детальностью регламентации поведения участников общественных отношений с помощью взаимно корреспондирующих прав и обязанностей;

 уровне требований и оценочных  критериях. Нормы морали, регулируя  духовную жизнь общества, предъявляют  к человеку более высокие требования. Они оценивают его поведение  с позиций добра и зла, чести  и бесчестья, справедливости и  несправедливости, мораль оценивает  не только поведение, но и  личность контрагента. Нормы права,  обеспечивая стабильность и предсказуемость  поведения, регулируют и квалифицируют  лишь внешние поступки человека. Эти поступки оцениваются с  позиции правомерного и неправомерного, соответствия или нарушения закона. Если мораль осуждает всяческие  антиобщественные поступки и  требует от человека самопожертвования,  то право, регулируя лишь наиболее  важные общественные отношения,  наказывает лишь за наиболее  опасные;

 методах и средствах обеспечения  реализации. Мораль - это всегда обращение  к долгу, к должному, а не  к возможному поведению. Она  может предоставить возможность  выбора норм поведения, но не  отказаться от них вообще.

Взаимодействие права и морали:

Каково же соотношение норм права  и норм морали? Что представляют собой право и мораль, каковы их характерные черты как особых норм поведения, занимающих важное место  в общественной жизни? Вспомним, что  под нормой права понимается общеобязательное, формально-определенное правило поведения, установленное или санкционированное  и охраняемое государством.

Мораль (нравственность) — это взгляды, представления и правила, возникающие  как непосредственное отражение  условий общественной жизни в  сознании людей в виде категорий  справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и  постыдного, поощряемого и порицаемого  обществом, чести, совести, долга, достоинства  и т. д.

Взаимодействие права и морали в обществе — сложный, многогранный процесс. Активно влияя на мораль, право способствует более глубокому  ее укоренению в обществе, в то же время оно само под влиянием морального фактора постоянно обогащается: расширяется его нравственная основа, повышается авторитет, возрастает его роль как социального регулятора общественных отношений. Таким образом, воздействию права на мораль сопутствует процесс обратного влияния морали на право.

Право и мораль — дополняющие  друг друга средства социального  нормативного регулирования. Их взаимодействие носит преимущественно созидательный, конструктивный характер. В действительности право и мораль нерасторжимы, они  функционируют в единстве, органически  переплетаясь между собой, дополняя и обогащая друг друга.

Наиболее характерными чертами  взаимодействия права и морали является их сближение, взаимопроникновение, усиление согласованного воздействия на общество. В процессе совместного регулирования  общественных связей возникает качественно  новое явление — морально-правовое воздействие. Право и мораль как  составные части этого явления, не растворяясь в нем и не теряя  своих индивидуальных качеств, в  совокупности образуют социальную ценность, реально существующую и активно  влияющую на практику.

Характерной чертой права должна быть его моральная обоснованность.

В чем же конкретно проявляется  возрастание морального фактора? Во-первых, в содержании права: во вновь создаваемых  правовых нормах тоньше, полнее отражены моральные воззрения, в целом  моральный элемент становится составной  частью механизма действия правовой нормы, без которой она не работает. Во-вторых, возрастает значимость морали в ходе применения правовых норм: каналы усиления ее воздействие — рост культурного уровня работников правоприменительных  органов, рост их профессионального  мастерства, опыт реализации моральных  требований.

Взаимодействие международного права  и международной морали, их диалектическое единство не исчерпываются общностью  основных принципов поведения международных  авторов. В основе этого единства лежат их генетическая общность (то есть общность социальных основ происхождения, обусловленность особым родом общественных отношений); функциональная общность (регулятив- ное назначение); общность международного права и международной морали в плане их нормативно-ценностной природы: и право, и мораль представляют собой обязательные правила поведения, приобретающие роль юридического или нравственного долга и ответственности за его нарушение, отражающие существующий уровень развития международной системы, человеческой цивилиза- ции в целом

Вместе с тем нравственное и  правовое единство не означает тождественности  международного права и международной  морали. В одних принципах преобладают  юридические элементы (например, в  принципе суверенного равенства  государств), в других, напротив, - моральные  элементы (например, в принципе сотрудничества). “Единство означает лишь тождественность  их идейного содержания.

В рамках объективно обусловленного единства мораль и право характеризуются  существенными различиями, которые  необходимо учитывать при анализе  роли, которые они играют в регулировании  международных отношений. Суммируя выводы специалистов, указанные различия можно свести к следующим основным положениям.

Во-первых, правовые нормы носят  фиксированный характер, записанный в соответствующих уставах, соглашениях, международ- ных договорах и т.п. С этим тесно связан и институциональный характер права вообще и международного права, в частности: оно тесно связано с государственными институтами и межправи- тельственными организациями (ООН и ее организации, Совет Европы, другие региональные организации). Система международ- ного права охватывает таким образом такие элементы, как правовое сознание, правовые нормы, правовые отношения и правовые институты. В отличие от нее, в механизме нравственного регули- рования международных отношений последний элемент (то есть институты) отсутствует. Вместе с тем здесь надо иметь в виду и специфику международной морали: она “также непосредственно связана с государством: она создается и реализуется в. процессе межгосударственного отношения (конечно, данная особенность относится лишь к одной разновидности международной морали - межгосударственной)”

Информация о работе Право и мораль