Проблему соотношения права
и морали в настоящее время
связывают в западном правоведении
с признанием основных прав человека,
ценности и достоинства человеческой
личности. Развитие цивилизации наполнило
новым содержанием «золотое правило»
морали. В борьбе с сословным неравенством
признаны ценность всеобщего правового
и морального равенства людей, права
и свободы каждого человека. В
формулировке «золотого правила» содержится
нечто общее с правовым предписанием
гражданского общества: Осуществление
прав и свобод человека и гражданина
не должно нарушать права и свободы
других лиц.
Ряд прав и свобод человека закреплен
в международных документах, признанных
Российской Федерацией. Конституция
Российской Федерации (гл. 2) содержит раздел
о правах и свободах человека и
гражданина. Законодательное закрепление
этих прав и свобод значима для
их осуществления и защиты. Вместе
с тем перечень прав и свобод согластно
Конституции РФ не является исчерпывающим
(ст. 55) и не умаляет значения других прав
и свобод человека.
Соотношения право и морали:
Среди всех социальных норм моральные
и правовые нормы являются главными
регуляторами человеческого поведения,
обладающими наибольшим значением
и социальным эффектом. Они распространяются
на все общество, близки по содержанию,
взаимно дополняют друг друга, определяются,
прежде всего, экономическими, а также
политическими, культурными и другими
факторами, являются средствами выражения
и гармонизации личных и групповых
отношений. Право и мораль являются
фундаментальными историческими ценностями,
показателями цивилизованности общества,
его социального и культурного
прогресса.
Наряду с общими чертами между
правом и моралью есть и довольно
значительные различия.
Главные среди них следующие:
1) мораль и право возникают
в разное время. Мораль существует
с момента возникновения человеческого
общества, всегда сопутствует жизни
и деятельности личности, в то
время как право складывается
позже, на определенной ступени
социального развития, когда общество
разделяется на противоположные
классы и возникает государство;
2) нормы права создаются (изменяются,
отменяются) государством в процессе
деятельности полномочных государственных
органов либо санкционируются
им (акты некоторых общественных
организаций, например, органов местного
самоуправления). Правотворчество -
это монополия государства, его
исключительная прерогатива.
Для создания норм морали не нужна
специальная целенаправленная деятельность.
Они формируются стихийно в процессе
жизни и практической деятельности
людей, спонтанно признаются, как
бы санкционируются социальными
общностями, группами, коллективами, не
имеют государственно-властного
значения и не нуждаются в признании
государством;
3) правовые нормы формально определены,
т.е. закрепляются в официальных
письменных актах государства
(законах, иных нормативных правовых
актах, судебных решениях и
т.д.) либо иных санкционированных
государством текстах (религиозные
книги, произведения видных ученых-юристов),
на которые можно ссылаться
при решении юридических дел,
и вне такой внешне выраженной
официальной формы существовать
не могут. Моральные же нормы
и принципы, как правило, не
имеют четких, письменно зафиксированных
и тем более официальных форм
выражения и существуют в основном
в сознании людей. Правда, некоторые
из них формулируются в произведениях
литературы и искусства, религиозных
источниках (Библия, Талмуд), исторических
летописях, программах и уставах
различных партий и иных общественных
объединений;
4) у морали и права различны
оценочные критерии поведения
людей. В праве используются
такие критерии как правомерно
- неправомерно, законно - незаконно,
имеет право - несет обязанность и т.д.
Для моральной оценки существуют иные
критерии: морально - аморально, честно
- нечестно, похвально - постыдно, благородно
- подло и т.
5) мораль и право не всегда
совпадают также и по сферам
их действия. Мораль регулирует
более обширный круг отношений
и ее воздействие на социальные
связи шире и глубже. Практически
не существует областей жизни
людей, которые в той или
иной степени не подлежат моральным
оценкам. Право же регулирует
не все, а наиболее важные
сферы общественных отношений
(собственность, власть, правосудие,
экология, взаимоотношения личности
и государства и некоторые
другие), которые могут и должны
быть регламентированы государственно-властными
средствами, где возможно и необходимо
властное вмешательство государства.
Целый ряд личных, бытовых и
иных отношений, где действуют
моральные установления (любовь, дружба,
вкусы, мода, привычки и т.д.), в
сферу регулирующего воздействия
права не входят.
В то же время право содержит большое
число норм, содержание которых имеет
косвенное отношение к морали.
Таковыми являются, например, ряд норм
нотариального делопроизводства, правила
ведения судебного протокола, порядок
оформления сделок и др. Однако необходимость
соблюдения любых правовых, в том
числе и таких норм и правил
- это не только юридическая обязанность,
но и моральный долг соответствующих
работников. Их нарушение влечет не
только правовую ответственность, но и
моральное порицание виновных работников;
6) право и мораль различны
также и по степени конкретности
своих предписаний. Моральные
нормы обычно носят более общий
характер и представляют собой,
как правило, принципы поведения,
рассчитанные на большой комплекс
разнообразных поступков (принципиальность,
взаимопомощь, правдивость и т.д.).
Нормы же права обычно более
конкретны, четко указывают права
и обязанности участников правоотношений.
Так, если мораль требует правдивости
во взаимоотношениях людей, то
право предусматривает ответственность
за приписки в деловой документации,
лжесвидетельство в суде, мошенничество
и т.д.;
7) различия между правом и
моралью можно провести также
по методам их обеспечения.
Нормы права наряду с иными
методами (убеждение, воспитание, профилактика,
материальное и моральное поощрение
и др.) обеспечиваются также государственным
принуждением в случае их нарушения,
юридическими санкциями (различные
меры юридической ответственности,
применяемые судом и иными
правоохранительными органами).
Соблюдение норм морали опирается
на другое: на силу общественного воздействия,
авторитет коллектива, в котором
живет, работает, учится гражданин. Общественное
мнение, меры духовного и организационного
воздействия (моральное осуждение,
исключение из коллектива и т.п.), порицание
аморальных поступков окружающими
- вот на что опирается мораль. Не следует
также сбрасывать со счетов также внутренние
стимулы нравственного поведения: совесть,
чувство стыда, долг, честь, порядочность.
Значение морали для права:
Представления о правах и свободах
человека, не всегда зафиксированных
в текстах законов, содержатся в
моральном сознании, нередко предлагающем
коррективы к текстам закона или
к их толкованию и применению. На
этом основана этическая концепция
права (она же естественно-правовая,
нравственная, идеологическая), согласно
которой закон, противоречащий нравственным
ценностям общества, не является «правовым
законом». Сторонники этой концепции
выделяются следующие ее достоинства.
Во-первых, она исходит из того, что
права и свободы человека принадлежат
ему от природы, ориентирует на обязательное
выражение в законодательстве соответствующих
этому представлению нравственных
ценностей и на оценку законодательства
с этих позиций. Во-вторых, эта концепция
ориентирует практику применения и
толкования закона на максимальный учет
моральных критериев или, по крайней
мере, не допускает существенных противоречий
между этими критериями и юридическими
решениями. В-третьих, приравнивая в
общественном сознании не закрепленные
законом нравственные ценности к
тем, которые уже получили юридическую
силу, этическая концепция права
придает всем моральным ценностям
силу закона, содействуя укреплению их
непререкаемости и авторитета. В
целом повышение морального уровня
общества содействует укреплению правопорядка
и потому, что снижается количество
правонарушений, возрастает степень
их общественного порицания, и по
той причине, что само понятие
порядка (в противопоставлении беспорядку),
безусловно, одобряется моралью.
В современных учебниках по политологии
и правоведению встречается концепция,
согласно которой в странах с
исторически обусловленным низким
уровнем правосознания и правовой
культуры мораль нередко выполняет
функции права, конкурируя с ним
и препятствуя утверждению действительного
правопорядка. Для таких обществ
свойственны призывы «судить
по совести и морали, а не по закону»,
пренебрежительное отношение к
процессуально-правовым требованиям
и процедурам, порицание юридического
«формализма».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С помощью права государство
добивается утверждения в сознании
граждан, всего населения общечеловеческих,
прогрессивных норм морали, борется
с несправедливостью, злом и пороками.
Гражданское и уголовное судопроизводство
призвано укреплять законность, воспитывать
людей в духе уважения к праву,
закону, справедливым и законным интересам
личности и общества, государства. Анализируя
соотношение права и морали, можно
заключить, что выполнение правовых
норм в значительной мере обуславливаются
тем, в какой мере они соответсвуют
требованиям морали. Нормы права не должны
противоречить положительным устоям общества.
Вместе с тем требования общественной
морали непременно учитываются государственными
органами при разработке нормативных
актов государства. Воздействуя на правовую
жизнь общества, мораль способствует укреплению
общественного порядка. Служебная функция
морали во взаимодействии с правом выражается
в том, что мораль возвышает качество правового
и в целом всего общественного порядка.
Это можно проследить на действии правового
положения “Все, что не запрещено законом–разрешено”
в регулировании общественного порядка.
Реализацию этого принципа нельзя понимать
абсолютно, в том смысле, что человек должен
руководствоваться лишь названным принципом.
В сознании индивида есть такие факторы,
как ответственность, совесть, честь, достоинство,
долг, которые проникают в правосознание
лица, взаимодействуют с ним, корректируют
его правовое поведение. В условиях становления
рынка в нашей стране совершенствуется
правовая основа частной собственности,
договорных отношений. Частный интерес,
предпринимательская инициатива, прибыль
все больше обретают приоритетное значение.
Утверждается и совершенствуется предпринимательская
этика. Среди принципов, исповедуемых
в предпринимательской деятельности,
важное место занимает суждение: “Прибыль
выше всего, но честь выше прибыли”. В
этом суждении находит выражение моральное
сознание цивилизованного предпринимателя.
Право должно способствовать утверждению
идеалов добра и справедливости в обществе.
Судебные и другие правоприменительные
органы обращаются при определении юридических
мер к моральным нормам, а некоторые правовые
нормы непосредственно закрепляют моральные
нормы, усиливая их юридическими санкциями.
Через право осуществляется охрана моральных
норм и нравственных устоев. Эффективность
правовых норм, их исполнение во многом
обусловливается тем, на сколько они соответствуют
требованиям морали. Чтобы правовые нормы
работали, они, по крайней мере, не должны
противоречить правилам морали. Право
в целом должно соответствовать моральным
взглядам общества.
Всякое нарушение норм права
является аморальным поступком, но не
всякое нарушение моральных норм
является противоправным деянием. В
некоторых случаях право способствует
избавлению общества от устаревших моральных
догм.
Список литературы:
Хропанюк В. Н. Теория государства и права.
Уч. пособие Интерстиль М. 1997 г. Марченко
М. Н. Право. Зерцало. М. 1998 г.
Назаров А. Т. Основы знаний о государстве
и праве. М. 1996 г. Шулепов Н. А. Основы
государства и права. М. 1997г.
Ирхин Ю. В. Взаимосвязь политики, морали
и права // Вестник Российского
университета дружбы народов. Cерия Политология.
– 1999. – № 1. – С. 7–15.
Ключников Ю. В. Мораль, право, политика
как этическая сфера // «Полис», 1992,
№ 1.
Интернет:
www.vse-uchebniki.com
www.cyclowiki.org. wiki
www.deipra.ru