Права лиц, нуждающихся в особой социальной защите

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 09:49, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение прав лиц, нуждающихся в особой социальной защите. В ходе написания будут решены следующие задачи:
1. Определение понятия социальной политики, ее конституционных основ и основных направлений;
2. Определение понятия социальной защиты и ее содержание;
3. Определение категорий лиц, нуждающихся в особой социальной защите;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1: Россия – социальное государство………………………………….6
1.1 Конституционные основы социальной политики в Российской Федерации…………………………………………………………………6
1.2 Основные направления социальной политики в Российской Федерации………………………………………………………………..14

Глава 2: Право на особую социальную защиту: понятие, субъекты, основания, гарантии………………………………………………25
2.1 Понятие социальной защиты населения……………………………….25
2.2 Лица, нуждающиеся в особой социальной защите, их права………...28
2.2.1 Права, связанные с пенсионным обеспечением…………………29
2.2.2 Права, связанные с пособиями и компенсационными выплатами………………………………………………………….39
2.2.3 Права, связанные с социальным обслуживанием населения…...46
2.3 Правовые основы, гарантии социальной защиты……………………..49

Заключение…………………………………………………………………..54
Список использованной литературы………………………………………56
Приложение…………………………………………………………………58

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 334.50 Кб (Скачать)

          Законодательством о труде и охране труда предусматривается  также комплекс мер, обеспечивающих особую охрану трудовых прав женщин и  создание им благоприятных условий  труда, отвечающих их физиологическим особенностям.

          Трудовые  льготы и гарантии, предоставляемые  женщине в связи с материнством, распространены законом на отцов, воспитывающих  детей без матери, а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних.

          Защита  материнства и детства, семьи обеспечивается также повышением уровня специализированной медицинской помощи матери и ребенку, развитием системы дошкольных учреждений, предоставлением льгот и компенсаций многодетным малообеспеченным семьям, семьям, воспитывающим детей-инвалидов, приемным семьям, выплатой социальных пособий семьям с детьми.

          Доминирующее  положение среди правовых норм, призванных защитить семью, занимают нормы семейного  законодательства, направленные на ее укрепление, обеспечение равенства  прав женщин и мужчин во всех семейных отношениях, всемерную охрану интересов матери и ребенка.

          Каждый  ребенок с момента рождения имеет  гарантированное государством право  на воспитание и заботу. Это право  обеспечивается, в первую очередь, предоставлением  родителям родительских прав, которые одновременно являются обязанностями по воспитанию, что закреплено в ч. 2 ст. 38 Конституции РФ. При этом особо подчеркивается равенство прав и обязанностей обоих родителей, основанное на общем конституционном принципе равенства прав и свобод мужчины и женщины (ст. 19 Конституции РФ). Равенство прав и обязанностей родителей обеспечивается нормами законодательства о браке и семье. Семейный кодекс устанавливает, что отец и мать имеют равные права и обязанности в отношении своих детей. Каждый из них до достижения детьми совершеннолетия, т. е. до 18 лет, имеет право и обязан воспитывать детей, заботиться об их здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии, обучении и материальном обеспечении. Родители должны готовить своих детей к общественно полезному труду, растить достойными членами общества. Они являются законными представителями детей и вправе выступать в их защиту во всех учреждениях, в том числе в суде, без особого полномочия.

          Расторжение брака родителей (или их раздельное проживание) не влияет на объем родительских прав. Отдельно проживающий родитель не только вправе, но и обязан принимать участие в воспитании ребенка, другой не вправе ему в этом препятствовать. Все вопросы воспитания ребенка (в браке и при его расторжении) решаются отцом и матерью совместно. В случае спора они разрешаются органом опеки и попечительства или судом.

          Родительские  права не могут осуществляться в  противоречии с интересами детей. Родители, злоупотребляющие своими правами или  не выполняющие своих родительских обязанностей, не только не могут рассчитывать на защиту этих прав, но могут быть по суду в них ограничены или полностью их лишены.

          Совершеннолетние  дети, в свою очередь, должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях. Эта конституционная норма отразила уже закрепленные в семейном законодательстве обязанности взрослых детей по отношению  к своим родителям. Закон обязывает детей заботиться о своих родителях и оказывать им помощь, а если они нетрудоспособны и нуждаются - содержать их. При отказе в материальном обеспечении родителей необходимые средства (алименты) взыскиваются с детей по суду, при злостном уклонении от уплаты алиментов они могут быть привлечены к уголовной ответственности. Размер участия каждого из детей в содержании родителей определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей в твердой денежной сумме, выплачиваемой помесячно. Не могут рассчитывать на защиту закона родители, лишенные родительских прав, а также уклонявшиеся в прошлом от выполнения родительских обязанностей.

    1. социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях.

        Социальное  обеспечение - это участие общества в содержании тех своих членов, которые из-за нетрудоспособности либо некоторых других не зависящих от них причин не имеют достаточных  средств к существованию.

        Конституция признает право каждого гражданина на социальное обеспечение и одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для беспрепятственного осуществления этого права. Закрепление в Конституции гарантий социального обеспечения является устойчивой традицией Российского государства и соответствует положениям международно-правовых актов: Всеобщей декларации прав человека (ст. 22 и 25); Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (ст. 9, ч. 1 - 3 ст. 10); Конвенции о правах ребенка (ч. 1 ст. 26).

        Часть 1 ст. 39 Конституции РФ перечисляет условия, наступление которых является основанием для социального обеспечения. Это и определенные периоды в жизни человека, связанные с возрастом, и состояние здоровья либо трудоспособности (болезнь, инвалидность), и выполнение либо невозможность дальнейшего выполнения семейных обязанностей (воспитание детей, потеря кормильца). Данный перечень не является исчерпывающим, поскольку социальное обеспечение может предоставляться и в иных случаях, установленных законом. К ним, в частности, относятся пребывание в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, приобретение статуса безработного и др.

        В ст. 39 говорится лишь о денежной форме социального обеспечения - о государственных пенсиях и социальных пособиях. Однако в необходимых случаях денежные выплаты могут заменяться либо дополняться натуральными формами социального обеспечения - содержанием в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, интернатах для детей, лишенных попечения родителей, социальным обслуживанием на дому и др.

        Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Наличие соответствующих федеральных законов является необходимой гарантией реализации конституционного права на социальное обеспечение. Такая государственная периодическая денежная выплата, как трудовая пенсия, устанавливается в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью и подразделяется на несколько видов: пенсию по старости (по возрасту), по инвалидности, по случаю потери кормильца и за выслугу лет. Общий пенсионный возраст составляет для мужчин 60, а для женщин - 55 лет. Однако в связи с особыми условиями труда и по ряду других оснований пенсии назначаются и с более раннего возраста. Нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию, может быть назначена социальная пенсия.

        Социальными пособиями именуются иные, помимо пенсий, денежные выплаты, предоставляемые  взамен утраченного заработка либо в целях социальной поддержки  при повышенных расходах.

    1. создание системы, социальных служб занятости, призванных принимать действенные меры по трудоустройству лиц, не имеющих постоянной работы, и выплачивать им в соответствии с действующим законодательством пособия по безработице;

          Законодательством предусмотрен и ряд защитных мер против безработицы. Назовем лишь основные из них. Всем гражданам гарантируется бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве со стороны Федеральной службы занятости России. Безработным гражданам государство гарантирует: бесплатное обучение новой профессии (специальности) и повышение квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии; возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах; компенсацию затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости и, наконец, выплату пособия по безработице, размер которого составляет от 75 до 45 процентов среднего заработка гражданина, но во всех случаях не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ст. 12, 30 Закона о занятости населения).

          Хотелось  бы отметить, что в этом плане  государство заботится не только о здоровых людях, но и об инвалидах. Последним также гарантируется трудовая  занятость путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов, организация обучения инвалидов новым профессиям и т.д. (в соответствии с федеральным законом от 24 ноября 1995года №181 –ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). В г.Нефтекамске, например, успешно действует предприятие по пошиву  изделий из искусственной кожи, работниками которого в основном являются инвалидами 2, 3 группы. В прошедшем году через центр занятости населения было трудоустроено 10 инвалидов.

      4.  охрана труда и здоровья людей;

        Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

        Медицинская помощь включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности.

        Право граждан на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

        Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

        Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной  наличием у них каких-либо заболеваний. Гражданам России, находящимся за ее пределами, гарантируется право  на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

        Иностранным гражданам, находящимся на территории России, также гарантируется право  на охрану здоровья в соответствии с международными договорами России. Лица без гражданства, постоянно проживающие в России, и беженцы пользуются правом на охрану здоровья наравне с российскими гражданами, если иное не предусмотрено международными договорами России. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, лицам без гражданства и беженцам определяется министерствами здравоохранения России и республик в составе Федерации.

        Часть 1 ст. 41 Конституции РФ устанавливает, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Общий порядок оказания медико-социальной помощи, а также права граждан при оказании медико-социальной помощи установлены Основами законодательства об охране здоровья граждан.

        Граждане  имеют право и на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования в соответствии с Законом РСФСР о медицинском страховании граждан в Российской Федерации от 28 июня 1991 г., а также за счет средств предприятии, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников.

                 Права отдельных групп населения гарантируются государством особо. В Основах законодательства об охране здоровья граждан (далее – Основ), от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (с изменениями от 2 марта 1998 г., 20 декабря 1999 г., 2 декабря 2000 г., 10 января, 27 февраля, 30 июня 2003 г.) гарантии в области охраны здоровья установлены: семье (ст. 22); беременным женщинам и матерям (ст. 23); несовершеннолетним (ст. 24); военнослужащим, гражданам, подлежащим призыву на военную службу и поступающим на военную службу по контракту (ст. 25); гражданам пожилого возраста (ст. 26); инвалидам (ст. 27); гражданам при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах (ст. 28) и др.

        При обращении за медицинской помощью  и ее получении в соответствии со ст. 30 Основ граждане имеют право на:

        - уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

        - выбор врача, в том числе  семейного и лечащего врача,  с учетом его согласия, а также  выбор лечебно-профилактического  учреждения в соответствии с  договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

Информация о работе Права лиц, нуждающихся в особой социальной защите