Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 09:49, дипломная работа
Целью данной работы является изучение прав лиц, нуждающихся в особой социальной защите. В ходе написания будут решены следующие задачи:
1. Определение понятия социальной политики, ее конституционных основ и основных направлений;
2. Определение понятия социальной защиты и ее содержание;
3. Определение категорий лиц, нуждающихся в особой социальной защите;
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1: Россия – социальное государство………………………………….6
1.1 Конституционные основы социальной политики в Российской Федерации…………………………………………………………………6
1.2 Основные направления социальной политики в Российской Федерации………………………………………………………………..14
Глава 2: Право на особую социальную защиту: понятие, субъекты, основания, гарантии………………………………………………25
2.1 Понятие социальной защиты населения……………………………….25
2.2 Лица, нуждающиеся в особой социальной защите, их права………...28
2.2.1 Права, связанные с пенсионным обеспечением…………………29
2.2.2 Права, связанные с пособиями и компенсационными выплатами………………………………………………………….39
2.2.3 Права, связанные с социальным обслуживанием населения…...46
2.3 Правовые основы, гарантии социальной защиты……………………..49
Заключение…………………………………………………………………..54
Список использованной литературы………………………………………56
Приложение…………………………………………………………………58
Список
этот можно было бы продолжить и
дальше, но перечисленные группы наиболее
многочисленны и наименее социально защищены.
Далее, я хотела бы рассмотреть некоторые
из этих категорий граждан более подробно
с привязкой к их правам.
2.2.1 Права, связанные с пенсионным обеспечением
Пенсионное обеспечение является основным видом социального обеспечения нетрудоспособных граждан. Представляется необходимым дать определение понятию ''пенсия'' - пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой, определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию5. В соответствии с законом назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:
Право на пенсию в соответствии с законом имеют:
- граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных ФЗ ''О государственном пенсионном обеспечении'' для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению;
- иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, - на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено указанным ФЗ или международными договорами Российской Федерации. Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, право на одновременное получение двух пенсий предоставляется:
1) гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;
2)
участникам Великой
3) родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца). Корме того, данной категории граждан, согласно Постановления Правительства РФ № 922 от 24.12.2002 г., производится компенсация расходов по оплате жилья и коммунальных услуг.
4) вдовам военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну, войну с Японией, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца);
5)
нетрудоспособным членам семей
граждан, получивших или
Гражданам, подвергшимся
Указанные выше пенсии устанавливаются и выплачиваются независимо от получения в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" накопительной части трудовой пенсии (ст. 3 ФЗ ''О государственном пенсионном обеспечении'').
Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:
1) федеральные государственные служащие;
2) военнослужащие;
3)
участники Великой
4) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
5) нетрудоспособные граждане.
В содержании основного права на пенсию можно выделить право на её назначение, перерасчёт её размера и перевод с одного вида пенсии на другой. В соответствии с законом эти права реализуются по заявлению гражданина. При этом обращение за назначением пенсии, перерасчетом ее размера и переводом с одного вида пенсии на другой может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию, перерасчет ее размера или перевод с одного вида пенсии на другой без ограничения каким-либо сроком. Перерасчет размера пенсии может производиться в связи с изменением степени ограничения способности к трудовой деятельности, причины инвалидности, количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении пенсионера, категории нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца, а также в связи с изменением условий назначения социальной пенсии.
Федеральный закон ''Об обязательном пенсионном страховании в РФ'' устанавливает право на получение обязательного страхового обеспечения. Под обязательным пенсионным страхованием понимается - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. А под самим обязательным страховым обеспечением - исполнение страховщиком (Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами) своих обязательств перед застрахованным лицом (гражданином) при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти6. Страховым риском для целей Федерального закона признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая, а страховым случаем - достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца (ст. 8 ФЗ).
Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются:
страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;
страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;
страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти. Указанная выплата относится к правам, связанным с выплатой пособий и иных компенсационных выплат, однако будет целесообразнее её рассмотреть в рамках права на получение обязательного страхового обеспечения.
Установление
и выплата обязательного
В рамках права на получение обязательного страхового обеспечения закон выделяет следующие права застрахованных лиц:
через
представительные органы работников и
работодателей участвовать в
совершенствовании системы
беспрепятственно получать от работодателя информацию о начислении страховых взносов и осуществлять контроль за их перечислением в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
своевременно
и полностью получать обязательное
страховое обеспечение за счет средств
бюджета Пенсионного фонда
защищать свои права, в том числе в судебном порядке (ст. 15 ФЗ ''Об обязательном пенсионном страховании в РФ'').
Федеральный закон о ''Трудовых пенсиях в РФ'' закрепляет право на получение трудовой пенсии, то есть - ежемесячной денежной выплаты в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц7.
Статья 5 ФЗ устанавливает виды трудовых пенсий и их структуру:
1) трудовая пенсия по старости;
2)
трудовая пенсия по
3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей:
1) базовой части;
2) страховой части;
3) накопительной части.
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из следующих частей:
1) базовой части;
2) страховой части.
На примере двух федеральных законов – ФЗ ''О государственном пенсионном обеспечении в РФ'' и ФЗ ''Об обязательном пенсионном страховании в РФ'' можно проследить действие системы социальной защиты в двух организационно-правовых формах. Так, по нормам Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" выплачиваются не только социальные, но и другие виды пенсий (за выслугу лет, по старости, по инвалидности) различным категориям граждан. Среди них - военнослужащие и члены их семей, государственные служащие, граждане, пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф, участники Великой Отечественной войны. Это позволяет сделать вывод, что наличие связи между трудовой деятельностью гражданина и возникшим у него правом на пенсию не было определяющим фактором при разграничении сферы действия двух Федеральных законов.
На первый взгляд может показаться, что основная причина, которой руководствовался в данном случае законодатель, заключалась в источнике финансирования пенсионных выплат. Для пенсий, назначаемых в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", таковым преимущественно являются средства обязательного пенсионного страхования. Пенсии согласно Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" финансируются за счет федерального бюджета. Способ финансирования социальных выплат представляет собой один из критериев разграничения организационно-правовых форм социальной защиты населения. Более подробный анализ норм пенсионного законодательства дает основания утверждать, что трудовые пенсии назначаются в рамках такой организационно-правовой формы социальной защиты населения, как обязательное социальное страхование, а пенсии по государственному пенсионному обеспечению - в рамках социального обеспечения за счет средств федерального бюджета. Принятие двух Законов обусловлено, таким образом, использованием разных организационно-правовых форм социальной защиты8.
Информация о работе Права лиц, нуждающихся в особой социальной защите