Права лиц, нуждающихся в особой социальной защите

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 09:49, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение прав лиц, нуждающихся в особой социальной защите. В ходе написания будут решены следующие задачи:
1. Определение понятия социальной политики, ее конституционных основ и основных направлений;
2. Определение понятия социальной защиты и ее содержание;
3. Определение категорий лиц, нуждающихся в особой социальной защите;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1: Россия – социальное государство………………………………….6
1.1 Конституционные основы социальной политики в Российской Федерации…………………………………………………………………6
1.2 Основные направления социальной политики в Российской Федерации………………………………………………………………..14

Глава 2: Право на особую социальную защиту: понятие, субъекты, основания, гарантии………………………………………………25
2.1 Понятие социальной защиты населения……………………………….25
2.2 Лица, нуждающиеся в особой социальной защите, их права………...28
2.2.1 Права, связанные с пенсионным обеспечением…………………29
2.2.2 Права, связанные с пособиями и компенсационными выплатами………………………………………………………….39
2.2.3 Права, связанные с социальным обслуживанием населения…...46
2.3 Правовые основы, гарантии социальной защиты……………………..49

Заключение…………………………………………………………………..54
Список использованной литературы………………………………………56
Приложение…………………………………………………………………58

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 334.50 Кб (Скачать)

        - обследование, лечение и содержание  в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим  требованиям;

        - проведение консилиума и консультаций  других специалистов;

        - облегчение боли, связанной с  заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;

        - сохранение в тайне информации  о факте обращения за медицинской  помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных  при обследовании и лечении,  в соответствии со ст. 61 Основ;

        - информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со ст. 32 Основ;

        - отказ от медицинского вмешательства  в соответствии со ст. 33 Основ;

        - получение информации о своих  правах и обязанностях и состоянии  своего здоровья в соответствии со ст. 31 Основ, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья в соответствии со ст. 30 Основ;

        - получение медицинских и иных  услуг в рамках программ добровольного  медицинского страхования в соответствии со ст. 30 Основ;

        - возмещение ущерба в соответствии  со ст. 68 Основ в случае причинения вреда здоровью при оказании медицинской помощи.

        В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно  к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд.

        В ч. 2 ст. 41 Конституции РФ определяется общий порядок финансирования охраны здоровья. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Источниками финансирования охраны здоровья граждан, в соответствии со ст. 10 Основ, являются: средства бюджетов всех уровней; средства, направляемые на обязательное и добровольное медицинское страхование в соответствии с Законом о медицинском страховании граждан; средства целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан; средства государственных и муниципальных предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов, общественных объединений; доходы от ценных бумаг; кредиты банков и других кредиторов; безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования; иные источники, не запрещенные законодательством.

        В Российской Федерации охрана здоровья населения обеспечивается государственной, муниципальной и частной системами  здравоохранения. Отношения граждан, органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов  и субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья регулируются ст. 12, 13, 14 Основ.

        Согласно  ч. 3 ст. 41 Конституции РФ сокрытие должностными лицами актов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом состоянии района проживания, рациональных нормах питания, о продуктах, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам и др. Эта информация предоставляется местной администрацией через средства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам в порядке, устанавливаемом Правительством России, в соответствии со ст. 19 Основ. Ответственность за причинение вреда здоровью граждан предусматривается в разделе XII Основ.

      5.установление гарантированного минимального размера

      заработной  платы.

              Месячная оплата труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда

       Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека (ст. 133  Трудового кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ).

       . Трудовое законодательство запрещает какое бы то ни было понижение размеров оплаты труда работников в зависимости от пола, возраста, расы, национальности, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям.

       Социальная  политика Российского государства не исчерпывается названными выше направлениями, а включает и другие виды социальной помощи, в том числе бесплатное предоставление малоимущим жилой площади, компенсационные выплаты и т. д. И, тем не менее, деятельность государства в социальной сфере пока что не всегда является достаточной и действенной.  
     

           Право на особую социальную защиту: понятия, субъекты, основания, гарантии 

                                     2.1   Понятие социальной защиты населения

                   В последнее время все большую  популярность, как на международном уровне, так и внутри страны получает такой термин, как социальная защита населении. В нашей стране этот термин получил широкое распространение в связи с переименованием системы органов социального обеспечения в систему органов социальной защиты населения (1992 г.). В Концепции социальной защиты пенсионеров, инвалидов, семей с детьми и других нуждающихся в социальной поддержке групп населения, разработанной Минсоцзащиты России, а в последствии возложенных на Минтруда при участии других заинтересованных министерств, дано следующее понятие социальной защиты: «Социальная защита представляет собой комплекс дополнительных мероприятий по материальной помощи наименее защищенным группам населения (престарелым, инвалидам, малообеспеченным семьям с детьми, учащейся молодежи, лицам, не имеющим средств существования), а также по предотвращению развала системы социальной защиты, сохранению уровня социального обслуживания. Этот комплекс мер осуществляется как за счет федерального и местных бюджетов, так и за счет специально создаваемых фондов социальной поддержки населения». Это «ведомственное» понятие социальной защиты не содержит каких-либо сущностных признаков, позволяющих сопоставить или отграничить социальную защиту населения от его социального обеспечения. Не позволяет это  сделать и сформулированная в Концепции основная цель социальной защиты: «Социальная защита населения и нынешней кризисной ситуации преследует избавление от абсолютной нищеты (когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, вызываемых проводимой экономической реформой, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики».

                Многофункциональность указанной цели дает основание предположить, что авторы Концепции понимали социальную защиту населения как более универсальную, чем социальное обеспечение, систему поддержки населения, сориентированную не только на классические социальные риски (старость, инвалидность, потеря кормильца, временная нетрудоспособность и др.), но и на риски, привнесенные  в жизнь общества своеобразием переходного периода, который связан с формированием в стране иной экономической системы. 

          Наряду  с узковедомственным понятием социальная зашита в теории права социального  обеспечения рассматривается и  в более широком аспекте. Так, В. Ш. Шайхатдинов полагает, что в нее входит деятельность государства и органов местного самоуправления, общественных организаций, предприятий по созданию благоприятной для человека окружающей среды, охране материнства и детства, оказанию помощи семье, охране здоровья граждан, профессиональной подготовке граждан, обеспечению занятости населения, охране труда, регулированию заработной платы и доходов населения, обеспечению граждан жильем, регулированию права собственности граждан, материальному обслуживанию и обеспечению нетрудоспособных и других нуждающихся в социальной поддержке граждан. Т.е., социальная защита является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики4.

                В специальных работах  дается обоснование социальной зашиты как одной из важнейших функций государства. При этом социальная защита подразделяется на общую и специальную. Под общей понимается деятельность по обеспечению основных социальных и иных прав граждан, а под специальной — специальная, регулятивная система стабилизации личности, социальной группы, нуждающихся в силу тех или иных особенностей в особом социальном попечении. К таким нуждающимся отнесены, например, многодетные семьи, безработные, малоимущие граждане.

          Введение  понятия социальной защиты населения  в оборот научных понятий правомерно и необходимо, поскольку позволяет методом научной абстракции выделить из громадного комплекса общественных отношений, регулируемых нормами различных отраслей права, именно те, которые возникают исключительно и связи с социальной зашитой населения, либо, в содержание которых включается, наряду с другими правами, право человека на социальную защиту. К числу первых, безусловно, должны быть отнесены общественные отношения по  социальному обеспечению населения. Поэтому в широком смысле  социальное обеспечение — один из  основных способов социальной защиты населения при наступлении социальных рисков. 

          Можно выделить следующие основные формы социальной защиты:

  • законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ;
  • регулирование доходов и расходов населения;
  • социальное страхование;
  • социальное вспомоществование;
  • социальные услуги;
  • целевые социальные программы.

          Действующая система социальной защиты в России базируется на таких принципах, как:

  • поощрительность – властными структурами с целью общественно – политического резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний, принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения;
  • заявительность - социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы;
  • патернализм – обозначающий государственную опеку по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения.

              

           2.2    Лица, нуждающихся в особой социальной защите, их права.

                   Безусловно, центральным субъектом социальной защиты является государство. Человек, нуждающийся в социальной защите, – одновременно и субъект и объект социальной защиты.

    К лицам, нуждающимся в особой социальной защите, можно отнести следующие категории граждан:

  1. пенсионеры, так как в настоящий момент пенсии, получаемые ими настолько малы, что едва позволяют сводить концы с концами (виды пенсий и порядок их назначения я рассмотрю в своей работе далее).
  2. семьи и одиноко проживающие граждане, чей среднедушевой доход в месяц меньше того прожиточного минимума, который ежеквартально устанавливается государством. Это, в первую очередь многодетные семьи, семьи, где детей воспитывает один родитель и т.п.
  3. граждане трудоспособного возраста, в силу тех или иных причин, лишившиеся работы.
  4. граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы; граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; граждане, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения (30-ти километровая зона).
  5. участники первых ядерных испытаний, проводимых на территории России – ветераны подразделений особого риска; граждане, пострадавшие от радиационных выбросов в реку Теча  и от аварии на комбинате «Маяк».
  6. дети, оставшиеся без попечения родителей, дети – сироты.

Информация о работе Права лиц, нуждающихся в особой социальной защите