Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 09:49, дипломная работа
Целью данной работы является изучение прав лиц, нуждающихся в особой социальной защите. В ходе написания будут решены следующие задачи:
1. Определение понятия социальной политики, ее конституционных основ и основных направлений;
2. Определение понятия социальной защиты и ее содержание;
3. Определение категорий лиц, нуждающихся в особой социальной защите;
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1: Россия – социальное государство………………………………….6
1.1 Конституционные основы социальной политики в Российской Федерации…………………………………………………………………6
1.2 Основные направления социальной политики в Российской Федерации………………………………………………………………..14
Глава 2: Право на особую социальную защиту: понятие, субъекты, основания, гарантии………………………………………………25
2.1 Понятие социальной защиты населения……………………………….25
2.2 Лица, нуждающиеся в особой социальной защите, их права………...28
2.2.1 Права, связанные с пенсионным обеспечением…………………29
2.2.2 Права, связанные с пособиями и компенсационными выплатами………………………………………………………….39
2.2.3 Права, связанные с социальным обслуживанием населения…...46
2.3 Правовые основы, гарантии социальной защиты……………………..49
Заключение…………………………………………………………………..54
Список использованной литературы………………………………………56
Приложение…………………………………………………………………58
Так только в городе Нефтекамске в 2004 году на 129800 человек населения приходится 26521 чел. пенсионеров, 850 чел. – безработных, 710 – многодетных семей. В прошлом году была оказана материальная помощь 14225 чел.
Социальные права, гарантируемые гражданам, прописаны в следующих статьях Конституции Российской Федерации: на труд и его оплату (п. 1-4 ст.); на отдых (п. 5 ст. 37); на защиту материнства, детства и семьи (ст. 38); на социальное обеспечение (ст. 39); на жилище (ст. 40); на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); на экологическую безопасность (ст. 42); на образование (ст. 43), на участие и доступ к культурной жизни (ст. 44).
Основные социальные права закреплены также в Трудовом кодексе, Семейном кодексе, Жилищном кодексе, законах « Об образовании », « О занятости населения Российской Федерации », «О государственных пенсиях» и ряде других.
Конституционные
обязанности современного российского
государства в области
К
характеристикам социального
К
числу демократических
«Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Первостепенное значение имеют такие международные акты о социальном развитии и правах человека, как:
Стоит отметить, что в настоящее время российское государство переориентировалось на либеральную социальную политику. В российском обществе положено начало процессу выработки новых компонентов, нового опыта в процессах самоопределения людей. Личность перестает быть объектом воздействия со стороны государства и строит отношения с окружающей реальностью по принципу свободного выбора норм, ценностей, правил.
Либеральная
политика означает снижение роли государства
в решении социальных проблем
граждан, предоставлении им возможностей
большей свободы для
Федеральные органы власти принимают законодательные и нормативные акты, регулирующие общие принципы социальной политики в РФ. Они же устанавливают единую систему минимальных социальных гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, пособий, стипендий, медицинского обслуживания, образования, культуры. Здесь же разрабатываются целевые социальные программы; формируют внебюджетные государственные фонды, определяют условия и порядок компенсации денежных доходов и сбережений населения в связи с инфляцией и т.д.
Региональные органы власти разрабатывают и реализуют региональные законы и социальные программы. Они же обеспечивают функционирование учреждений социальной инфраструктуры; разрабатывают направления адресной социальной помощи и планируют развитие социальной инфраструктуры. Именно региональные органы власти реализуют жилищную политику, политику в области образовании, здравоохранения и т . д .
В основе разграничения деятельности федеральных и региональных органов власти по вопросам социальной политики лежат такие фундаментальные принципы федерализма как обязательное «распределение ролей» во всех общественно значимых сферах между всеми уровнями власти, установление зоны самостоятельных и ответственных действий каждого уровня власти в указанных сферах в соответствии с «распределением ролей». Содержанием деятельности региональных и местных властей определяется законами органов законодательной власти и постановлениями правительств (администраций) субъектов федерации. Государственная социальная политика по своему характеру, содержанию, внутреннему строению является целостной системой. Эта ее целостность определяется следующими факторами:
Существование
единого социального
Таким образом, социальная политика в Российской Федерации осуществляется на нескольких уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, а также на уровне отдельных предприятий, организаций, учреждений. Если на федеральном уровне определяются основные цели, задачи, принципы социального развития, а также основные способы, меры их достижения по отношению ко всему обществу, то региональная социальная политика осуществляется с учетом особенностей региона: уровня экономического развития и соответствующих возможностей, этнонациональных, историко – культурных и других особенностей.
Социальная политика, соответственно и деятельность ее субъектов на региональном и местном уровнях направлена на решение конкретных проблем населения, отдельных особо нуждающихся социальных групп и граждан.
Так на 18 сессии ХХШ созыва Нефтекамского городского Совета депутатов Республики Башкортостан была принята программа социальной поддержки населения г.Нефтекамска на 2004-2007 гг., основными направлениями которой являются забота о ветеранах, инвалидах, малоимущих.
Например, согласно Закону "О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил" в 2004 году более 15 тысячам ветеранам предоставлены льготы на сумму 40147,8 тыс.руб., в том числе за счет средств местного бюджета 35399,2 тыс.руб.; транспортными средствами обеспечены -14 инвалидов ВОВ, в том числе кресло-колясками 2 чел. Льготами на зубное протезирование в этот период воспользовались 613 чел. на сумму 1155,8 тыс.руб., санаторно-курортными путевками обеспечены - 61 человек на сумму 663,2 тыс.руб.
На
основании Закона " О социальной
защите инвалидов РБ " в 2004 году более
5 тысячам инвалидам
В целях создания безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов, облегчающей их доступ к жилым, общественным и производственным зданиям в городе также проводится определенная работа. При выдаче исходных данных на проектирование объектов социальной инфраструктуры и при их строительстве предусматриваются мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов с устройством пандусов при входах.
С выполнением этих мероприятий построены такие объекты, как: крытые торговые павильоны на территории центрального рынка, кафе, несколько магазинов. Инвалидам с нарушением опорно-двигательного аппарата предоставлено 8 мест под гаражи в черте города для хранения специализированных автомобилей.
В целях социальной защиты граждан пожилого возраста центром занятости г.Нефтекамска за 2004 год направлено на досрочную пенсию 68 безработных граждан, 96 человек получали досрочную пенсию, выплачено – 873,4 тыс.руб.
Всего
трудоустроено безработных
1.2. Основные направления социальной политики в Российской Федерации
В каких бы исторических условиях не протекала социальная политика, какой бы ее исторический тип не складывался, всегда есть круг более или менее схожих, постоянных, типовых, возобновляющихся проблем, которые составляют ее реальное содержание. Все эти проблемы касаются состояния и потребностей улучшения общественного положения, общественных условий жизни различных социальных групп.
Конституция закрепляет основные направления социальной политики государства. Это:
Защита
государством материнства и детства,
семьи как конституционный
Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан.
И хотя средства и способы такой защиты в последние годы постоянно расширялись, необходимо их дальнейшее совершенствование, причем особое место должны занимать правовые средства. Конституционный принцип защиты материнства и детства, семьи находит свое конкретное выражение и развитие в законодательстве Российской Федерации и ее субъектов: об охране здоровья, о труде и охране труда, о социальном обеспечении, о браке и семье, а также в ряде норм других отраслей права.
Законодательство об охране здоровья граждан закрепляет право каждой женщины самой решать вопрос о материнстве.
Информация о работе Права лиц, нуждающихся в особой социальной защите