Права лиц, нуждающихся в особой социальной защите

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 09:49, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение прав лиц, нуждающихся в особой социальной защите. В ходе написания будут решены следующие задачи:
1. Определение понятия социальной политики, ее конституционных основ и основных направлений;
2. Определение понятия социальной защиты и ее содержание;
3. Определение категорий лиц, нуждающихся в особой социальной защите;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1: Россия – социальное государство………………………………….6
1.1 Конституционные основы социальной политики в Российской Федерации…………………………………………………………………6
1.2 Основные направления социальной политики в Российской Федерации………………………………………………………………..14

Глава 2: Право на особую социальную защиту: понятие, субъекты, основания, гарантии………………………………………………25
2.1 Понятие социальной защиты населения……………………………….25
2.2 Лица, нуждающиеся в особой социальной защите, их права………...28
2.2.1 Права, связанные с пенсионным обеспечением…………………29
2.2.2 Права, связанные с пособиями и компенсационными выплатами………………………………………………………….39
2.2.3 Права, связанные с социальным обслуживанием населения…...46
2.3 Правовые основы, гарантии социальной защиты……………………..49

Заключение…………………………………………………………………..54
Список использованной литературы………………………………………56
Приложение…………………………………………………………………58

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 334.50 Кб (Скачать)

        С каждым годом число получателей  различных видов пособий растет, хотя прожиточный минимум и заработная плата постоянно увеличиваются. Это говорит лишь о том, что  число малоимущих граждан растет, хотя обстановка в стране кажется более или менее благополучной. В таблице 2 Приложения 1 четко прослеживается увеличение числа получателей различных видов пособий.

        И пособие,  и льгота носят заявительный характер.

        К иным социальным пособиям законодательство относит:

        - ежемесячные пособия супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;

        - единовременные пособия и ежемесячные  денежные компенсации при возникновении  поствакциональных осложнений;

        - единовременные пособия при заражении  вирусом иммунодефицита человека;

        - единовременные пособия вынужденным переселенцам;

        - единовременные пособия беженцам;

        - единовременные  и ежемесячные  пособия гражданам, проходившим  военную службу, при увольнении  с военной службы;

        - единовременные денежные пособия  гражданам, привлекаемым к борьбе с терроризмом;

        - единовременные пособия для граждан  из числа детей-сирот;

        - пособие на погребение.

        Ранее рассматривались различные виды пособий, в том числе и те, которые  введены практически во всех развитых странах. Этим пособиям посвящены различные международные правовые акты — конвенции, рекомендации и др.

        Денежные  выплаты в виде компенсаций как  дополнение к пособиям либо как самостоятельная  выплата — явление в России сравнительно новое. Такие выплаты порождены, в основном, необходимостью преодолеть определенные негативные последствия, вызванные перестройкой экономических отношений и последовавшим за этим резким снижением уровня доходов населения. Одни компенсационные выплаты носят кратковременный характер, другие выплачиваются в течение довольно длительного времени. В ряде случаев компенсационную выплату, которая так именуется в соответствующем нормативном правовом акте, трудно отличить от пособий. Адресаты компенсационных выплат также различны: это дети; матери, ухаживающие за маленькими детьми; граждане, осуществляющие уход за инвалидами I группы или стариками; граждане, вынужденные временно прекратить трудовую деятельность по определенным причинам, и т.д.

        Некоторые компенсационные выплаты называются единовременными, некоторые— ежемесячными, в отдельных случаях временной признак вообще невозможно определить.

        Таким образом, контингент получателей компенсационных  выплат, как и конкретные причины их введения, разные. Различны и нормативные правовые акты, которыми они устанавливаются: среди них законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. В целом можно сделать вывод, что по мере преодоления соответствующих негативных последствий многие компенсационные выплаты постепенно отомрут, а отдельные из них приобретут статус полноценного пособия. Можно выделить ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход, ежемесячные компенсационные выплаты за время академического отпуска, отпуска по уходу за ребёнком до трёх лет и жёнам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, а также компенсационные выплаты работникам, находящимся в вынужденном отпуске без сохранения заработка, и учащимся на питание.

          Немного хотелось бы остановиться  на помощи детям – сиротам  и детям, оставшимся без попечения родителей, которая регулируется федеральным законом от 4 декабря 1996 г.,  в редакции от 22 августа 2004 г.

        Согласно  Постановления Правительства РФ от 14,05,2001 г. №374 «О первоочередных мерах  по улучшению положения детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей», рекомендовано органам местной власти осуществлять в первоочередном порядке строительство жилых домов для таких детей, в соответствии с региональными программами социально-экономического развития.

        В г. Нефтекамске детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в прошлом году насчитывалось 16 человек, получивших социальное жилье – 1. Дети,  оставшиеся без попечения родителей определяются в школу-интернат № 1 на полное государственное обеспечение до совершеннолетия. В 2004 году таких детей было 3.

        Еще одной компенсационной выплатой, о которой хотелось бы упомянуть  является субсидия на оплату ЖКУ. До 2005 года субсидии начислялись путем снижения коммунальных платежей и производились организациями – поставщиками этих услуг. Но после принятия в августе 2004 г. Постановления Правительством РФ № 444 «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг» и с вступлением в действие с 1 марта 2005 года нового Жилищного кодекса РФ предоставление субсидии малоимущим гражданам будет осуществляться путем ее зачисления на персонифицированные счета граждан. Эти выплаты  будут осуществляться через органы социальной защиты. Это новшество также, на мой взгляд, имеет свои минусы и плюсы. С одной стороны – поставлена преграда для злоупотреблений со стороны организаций ЖКХ, но с другой стороны появилась лишняя головная боль у малоимущих граждан, которым теперь придется отстаивать очереди в банках. Кроме того, не понятно, что делать тем лицам, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно передвигаться и соответственно не смогут открыть сберкнижки. 

        Но, несмотря на неудобства, желающих оформить субсидию не уменьшилось. В среднем, по г. Нефтекамску, ежемесячно субсидию получают  2200 семей.   

           2.2.3 Права, связанные с социальным обслуживанием населения

          Социальное  обслуживание является относительно самостоятельным звеном в обшей системе социального обеспечения и социальной защиты. В последние годы (начиная с 1995 г.) появилось достаточно много нормативных правовых актов, регулирующих отношения по предоставлению гражданам социального обслуживания в различных видах и организацию деятельности соответствующих служб. Основополагающие из них — федеральные законы: от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» в редакции от 22 августа 2004 г.; от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» в редакции от 22 августа 2004 г.; от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в редакции от 29 декабря 2004 г. В порядке реализации этих федеральных законов принят ряд подзаконных актов органами исполнительной власти Российской Федерации, а в субъектах РФ — законов. Совокупность всех этих актов составляет правовую базу — законодательство о социальном обслуживании; оно включает, следовательно, как законы и подзаконные акты федерального уровня, так и законы и подзаконные акты уровня субъектов РФ. Массив правовых предписаний, регулирующих общественные отношения в сфере социального обслуживания, достаточно велик и интенсивно пополняется в результате активного процесса правотворчества.

                Социальное обслуживание неразрывно связано с общей системой материального обеспечения пожилых  и нетрудоспособных граждан, которое осуществляется в денежной форме, т. е. в виде различных социальных выплат — пенсий и пособии. Социальное обслуживание является существенным дополнением к таким выплатам, но не может заменить их. В этом смысле оно является вспомогательным звеном в системе социального обеспечения. Без развитой системы денежных выплат, за счет которых удовлетворяются основные потребности человека — в пище, одежде, обычных платных услугах (за наем жилого помещения, пользование различными жилищно-коммунальными услугами и т.д.), такое обслуживание не может достичь своей цели — обеспечить достойную жизнь человека, содействовать его адаптации в обществе. В то же время социальное обслуживание, благодаря которому удовлетворяются специфические потребности старых и нетрудоспособных людей в определенных услугах, которые зачастую нельзя купить на рынке обычных услуг, делает всю систему материального обеспечения в денежной форме более эффективной и рациональной. Социальное обслуживание определяется как деятельность социальных служб по поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых  услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации (восстановление физических и духовных сил) граждан, находящихся в трудной ситуации13. Значит, право на социальное обслуживание имеют граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

                     В 2004 году отделениями социальной помощи на дому управления социальной защиты населения администрации г. Нефтекамска обслужено 315 пенсионера и инвалида (на постоянной основе).

                  Гражданам пожилого возраста и инвалидам оказывалось содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, в получении установленных действующим законодательством льгот и преимуществ.

                  Социальными работниками произведено оформление документов для назначения субсидии (компенсации) на оплату жилья и коммунальных услуг 68 чел., социального пособия 48 малоимущим гражданам из числа обслуживаемых.

                 Производилось сопровождение обслуживаемых граждан при посещении поликлиник, вызов врачей на дом, посещение своих подопечных, находящихся в стационарных учреждениях, в целях оказания им морально-психологической помощи.

          При освидетельствовании  Нефтекамским бюро медико - социальной экспертизы только в 2004 году первично признаны инвалидами: взрослые – 2804 человека, дети – 48 человек. Декларация о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1971 г., закрепляет право инвалидов на медицинское, психическое или функциональное лечение, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания.

          Обеспечение социального благополучия инвалидов  может быть достигнуто путем их реабилитации. Реабилитация инвалидов — система медицинских, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Основная цель реабилитации — восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация. Реабилитация включает медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию инвалида.

                    С этой целью в августе 2003 года в Нефтекамске был открыт реабилитационный центр. В настоящее время действует отделение медико-социальной реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями, функционируют кабинеты массажа, лечебной физкультуры, кабинеты психолога, логопеда, социального педагога..

                     В 2004 году было обслужено - 724 ребенка (патронаж семей, участие детей в мероприятиях). Реабилитационный центр в прошлом году посетили 9326 детей. В ближайшее время будут открыты трудовые мастерские, для которых уже приобретены токарные станки, верстаки, швейные машины, оверлок. Планируется открытие бальнеологического корпуса, в котором будут установлены гидромассажные ванны, будет функционировать бассейн.  

      1.   Правовые основы, гарантии социальной защиты

                       Права человека, как комплекс  мер по социальной защите, закреплены  во многих международных документах, составляющих правовой базис человека – Всеобщей декларация прав человека 1948 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. Вслед за Всеобщей декларацией, Пакт также признает право каждого: на достаточный уровень жизни для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни (ст. 11); на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья (ст. 12). Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г.  и вступил в силу 3 января 1976 г. Россия как правопреемница СССР несет все юридические обязательства по данному Пакту.

              Одним из первых актов  России, в котором права и свободы  человека, его честь и достоинство провозглашены высшей ценностью общества и государства, стала Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.. Декларация также провозглашает, что права и свободы человека принадлежат ему от рождения, а общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами России и непосредственно порождают права и обязанности граждан (ст. 1).

              Декларация от 22 ноября 1991 г. закрепляет право каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных установленных законом случаях. В Декларации провозглашен один из важнейших принципов: пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума. Государство развивает систему социального страхования и обеспечения. Поощряется создание общественных фондов социального обеспечения и благотворительность (ст. 26). Каждый имеет право на квалифицированную медицинскую помощь в государственной система здравоохранения (ст. 25); государство обеспечивает защиту материнства и младенчества, права детей, инвалидов, умственно отсталых.

Информация о работе Права лиц, нуждающихся в особой социальной защите