Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 09:49, дипломная работа
Целью данной работы является изучение прав лиц, нуждающихся в особой социальной защите. В ходе написания будут решены следующие задачи:
1. Определение понятия социальной политики, ее конституционных основ и основных направлений;
2. Определение понятия социальной защиты и ее содержание;
3. Определение категорий лиц, нуждающихся в особой социальной защите;
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1: Россия – социальное государство………………………………….6
1.1 Конституционные основы социальной политики в Российской Федерации…………………………………………………………………6
1.2 Основные направления социальной политики в Российской Федерации………………………………………………………………..14
Глава 2: Право на особую социальную защиту: понятие, субъекты, основания, гарантии………………………………………………25
2.1 Понятие социальной защиты населения……………………………….25
2.2 Лица, нуждающиеся в особой социальной защите, их права………...28
2.2.1 Права, связанные с пенсионным обеспечением…………………29
2.2.2 Права, связанные с пособиями и компенсационными выплатами………………………………………………………….39
2.2.3 Права, связанные с социальным обслуживанием населения…...46
2.3 Правовые основы, гарантии социальной защиты……………………..49
Заключение…………………………………………………………………..54
Список использованной литературы………………………………………56
Приложение…………………………………………………………………58
Конституция закрепляет также правовой статус граждан в сфере социального обеспечения: каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39); право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно (ст. 41); право на защиту от безработицы (ст. 37); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38).
Реализация функции социальной защиты в социальной политике находит своё отражение в соответствующей деятельности государства по формированию систем государственного пенсионного обеспечения, социальных пособий, социального обслуживания пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, безработных; других граждан, нуждающихся в социальной поддержке. Именно государственные пенсии, пособия, социальные службы являются гарантиями социальной защиты14.
Кроме того, системы социальной защиты включают в себя, наряду с собственно государственными, также и иные системы, функционирующие на основе добровольного социального страхования, в виде дополнительных форм социального обеспечения и даже благотворительности (ст. 39 Конституции РФ).
В структуре государственной
системы социального
Первый этап осуществления пенсионной реформы в России связан с принятием Закона от 20 ноября 1990 г. ''О государственных пенсиях в РФ''. В связи с этим законом был создан Пенсионный фонд России как самостоятельная внебюджетная финансово-кредитная система, действующий на основе Положения о Пенсионном фонде РФ, утв. 27.12.1991 г. (в ред. от 05.05.1997 г.). В настоящее время законодательная база пенсионного обеспечения как направления социальной защиты состоит из 4 законов: Федерального закона ''О трудовых пенсиях'' от 17.12.2001 г., ФЗ ''О государственном пенсионном обеспечении в РФ'' от 15.12.2001 г., ФЗ ''Об обязательном пенсионном страховании'' от 15.12.2001 с изменениями от 23.12.2003 г., ФЗ ''Об основах обязательного социального страхования'' от 02.07.1999 г. в ред. от 05.03.2004 г.
Кроме того, граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право на социальное обслуживание. Государство гарантирует получение ими социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от расы, пола, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств – Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 года, в редакции от 22.08.2004 г.; Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. ''Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации'' в редакции от 22.08.2004 г.
Закон РФ от 19 апреля 1991 г. ''О занятости населения в РФ'' в ред. от 10.01.2003 г. гарантирует право граждан на свободный выбор места работы (ст. 8), охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу, бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости, на консультацию, профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, получение информации в органах службы занятости (ст.9), а также на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации (ст.10).
Государство
гарантирует право на пособие по
беременности и родам, на единовременное
пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских
учреждениях в ранние сроки беременности,
на единовременное пособие при рождении
ребенка, на ежемесячное пособие на период
отпуска по уходу за ребенком до достижения
им возраста полутора лет, на ежемесячное
пособие на ребенка – Федеральный закон
от 19.05.1995 г. ''О государственных пособиях
гражданам, имеющим детей'' в редакции
от 29.12.2004;
.
Заключение
Еще Аристотель говорил, что «государство создается не ради того, чтобы жить, но для того, чтобы жить счастливо», а «наилучшим государственным строем должно признать такой, организация которого дает возможность всякому человеку благоденствовать и жить счастливо».
Конституция Российской Федерации провозглашает один из основополагающих принципов деятельности нашего государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, возводится в ранг общегосударственной политики. Если же человек, по тем или иным, не зависящим от него причинам, не может обеспечить себя материально, становится социально незащищенным, государство безвозмездно оказывает ему необходимую помощь и поддержку, выраженную в виде пенсий, пособий, социальных услуг и др., и которые призваны обеспечить уровень жизни не ниже установленного прожиточного минимума.
Социальное пособие и пенсия различаются в основном по основаниям их предоставления, по юридическим фактам, влекущим появление у государственных органов обязанности их выплачивать. Социальное пособие выплачивается обычно сравнительно непродолжительное время или единовременно, пенсия же — всегда длительная выплата.
Социальное обслуживание - помощь престарелым, нетрудоспособным, семьям, имеющим детей. Ее отличительная особенность заключается в том, что права нуждающихся в ней лиц реализуются не путём произведения выплат, а в ''натуре''
Конечно же, все виды помощи, оказываемые государством и рассмотренные в данной работе просто необходимы, но, на мой взгляд, они должны быть более адресными и дифференцированными.
В своей работе я попыталась определить круг лиц, нуждающихся в особой социальной защите и те права и гарантии, которые предоставляет наше государство.
Стоит отметить, что в последнее время наблюдается значительное снижение роли государства в решении социальных проблем граждан, предоставляются возможности большей свободы для самостоятельного их решения. Государство берет на себя ответственность лишь за самые слабые обездоленные слои населения. Это видно по тем изменениям, которые произошли в законодательстве страны.
За
последнее время
Так, начавшая проводиться 1 января 2005 года в Российской Федерации реформа льгот, конечно же, необходима, но слишком скоропалительна, т.к. не создана нормальная правовая база, до конца не отработан порядок замены льгот, на низком уровне проводилось информационное обеспечение предстоящей реформы, основная часть населения в результате ее больше потеряла, чем приобрела. Кроме того, неодинаковая бюджетная обеспеченность регионов привела к резкому различию в положении бывших льготников.
Надо
отметить, что государство всячески пытается
повысить жизненный уровень пенсионеров
и инвалидов, периодически увеличивая
размер пенсий. Но, каждое увеличение пенсии
ведет к увеличению цен. Поэтому, мне кажется,
что лучшая забота о пожилых и больных,
да и всех социально незащищенных гражданах
– это стабилизация цен и долее жесткие
критерии при определении лиц, действительно
нуждающихся в помощи.
Использованные
источники
Нормативные акты:
Литература:
13. Антипьева Н.В. Новые условия пенсионного обеспечения по инвалидности /Н.В. Антипьева // Журнал Российского права.- 2004. №2.
14. Волгин Н.А. Социальная политика. – Москва: «Экзамен», 2002. – 734 с.
15. Право социального обеспечения. Учебник. Изд. второе / Под ред. К.Н. Гусова. – М.: 2002. – 328 с.
16. Делягин М. Замена льгот на компенсации выгодна бюджету, а не людям / М. Делягин // Человек и труд.- 2004. - №7 - С. 12.
17.Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. Учебник. – 2-е изд., испр. и перераб. – М.:2002. – 560 с.
18.Плешаков А.П. Современная российская социальная государственность: специфика становления / А.П.Плешаков // Право и политика. - 2002. - № 5 - С. 9-14.
19. Роик В. Реформа льгот не снимает с повестки дня вопрос о модернизации системы доходов населения / В.Роик // Человек и труд. - 2004. - № 9 - С. 53 – 57.
20. Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации: Учебн. пособие. - Екатеринбург, 1996. Вып. 1. С. 5.
Таблица 1: Численность получателей доплат к пенсиям и выплаченных суммах за 2004 год:
Отдельные категории инвалидов ВОВ | Женщины-участницы ВОВ | Реабилити-рованные | Гражд., им. почет. зван. заслуж. работник отрасли. СССР, РФ | Гражд., им. почет. звание заслуж.работ-ник отрасли РБ | |||||||
1 и 2 группы | 3 группы | ||||||||||
Кол. | Сумма | Кол. | Сумма | Кол. | Сумма | Кол. | Сумма | Кол. | Сум-ма | Кол. | Сумма |
3 | 13,1 | 1 | 1,2 | 37 | 149,9 | 3 | 20,3 | 16 | 25,1 | 222 | 250,6 |
Информация о работе Права лиц, нуждающихся в особой социальной защите