Права лиц, нуждающихся в особой социальной защите

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 09:49, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение прав лиц, нуждающихся в особой социальной защите. В ходе написания будут решены следующие задачи:
1. Определение понятия социальной политики, ее конституционных основ и основных направлений;
2. Определение понятия социальной защиты и ее содержание;
3. Определение категорий лиц, нуждающихся в особой социальной защите;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1: Россия – социальное государство………………………………….6
1.1 Конституционные основы социальной политики в Российской Федерации…………………………………………………………………6
1.2 Основные направления социальной политики в Российской Федерации………………………………………………………………..14

Глава 2: Право на особую социальную защиту: понятие, субъекты, основания, гарантии………………………………………………25
2.1 Понятие социальной защиты населения……………………………….25
2.2 Лица, нуждающиеся в особой социальной защите, их права………...28
2.2.1 Права, связанные с пенсионным обеспечением…………………29
2.2.2 Права, связанные с пособиями и компенсационными выплатами………………………………………………………….39
2.2.3 Права, связанные с социальным обслуживанием населения…...46
2.3 Правовые основы, гарантии социальной защиты……………………..49

Заключение…………………………………………………………………..54
Список использованной литературы………………………………………56
Приложение…………………………………………………………………58

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 334.50 Кб (Скачать)

          Отдельные категории граждан кроме пенсий получают через органы социальной защиты доплаты. Это отдельные категории инвалидов ВОВ, женщины-участницы ВОВ, реабилитированные лица, Герои СССР и приравненные к ним, а также граждане, имеющие почетное звание «Заслуженный работник отрасли». Через такие доплаты государство пытается хоть как - то отметить тех, кто внес наибольший вклад в развитие нашего общества. Если взять г.Нефтекамск, то на 1 января 2005 года производились выплаты 4 инвалидам ВОВ, 37 женщинам – участницам ВОВ, 3 реабилитированным, 238 гражданам, имеющим почетное звание «Заслуженный работник отрасли СССР, РФ или РБ». Более подробно эти данные приведены в таблице 1 Приложении 1.

          Кроме того, до последнего момента огромную роль в социальной защите и пенсионеров, и других категорий граждан играли льготы, которые в действительности стали эквивалентом материальных видов социальной поддержки отдельных групп, слоев населения. На конец 2004 года свыше 70% россиян имели разнообразные льготы по разным основаниям. Причем надо отметить, что это количество росло с каждым годом, что видно на примере г. Нефтекамска. Так, если на начало 2004 года льготами на жилищно-коммунальные услуги воспользовались 14699 человек, то на конец года – 15763 чел., по оплате электричества на начало – 11441 чел., на конец – 11489 и т.д. Тенденция роста количества льготников четко прослеживается в таблицах 1,2, приведенных в Приложении 2. Видно, что по всем видам льгот, число льготополучателей увеличивается. Единственно, что не выросло в течение года, так это количество человек, воспользовавшихся льготным лекарственным обеспечением. Но это произошло не из-за уменьшения количества нуждающихся, а из-за недостаточного финансирования, и как следствие невозможности в полной мере воспользоваться этой льготой.  

          На  конец 2004 года в Российской Федерации насчитывалось 156 видов льгот за счет бюджетных средств для 236 категорий населения. При этом из 12 основных групп видов социальной поддержки лишь два предоставлялись адресно, с учетом материального положения семей – это пособие по бедности и жилищные субсидии. Такое положение привело непомерной нагрузке на федеральный и местный бюджеты, льготы стали обременительными для государства. Все это привело к тому, что с 1 января 2005 года произошла замена существовавших натуральных льгот денежными компенсациями, так называемая монетизация льгот. Правительство РФ объяснило необходимость такой замены рядом причин:

  • наличием многочисленных натуральных льгот, которые в большей своей части не обеспечены источниками финансирования, что приводило к неупорядоченности экономических отношений между государственными органами и  хозяйствующими субъектами, вызывая практически не регулируемый рост тарифов на перевозки, услуги и стоимость лекарств. Это, в конечном счете, отрицательно сказывалось  на социальной защите граждан, в том числе и получателей льгот;
  • перегруженностью существовавшей правовой базы декларативными, устаревшими, нереализуемыми нормами, ее неупорядоченности с позиции разграничения ответственности между федеральным центром, субъектами Федерации и органами местного самоуправления.9

          Надо  отметить, что проводимая в этом году реформа льгот имеет свои плюсы и минусы. К положительным  моментам стоит отнести следующее:

  1. проведение санации продекларированных норм и увязки правовой базы с фактически действующими финансовыми обязательствами государства;
  2. денежным обеспечением воспользуется и та часть  граждан, которая раньше льготами не пользовалась, особенно это касается лиц, проживающих в сельской местности;
  3. улучшение сбалансированности бюджетов всех уровней;
  4. экономия бюджетов: совокупные реальные расходы бюджетов всех уровней на компенсацию льгот оценивается экспертами в сумму около 500 млрд. руб. в год. После замены натуральных льгот денежными выплатами расходы федерального бюджета составят примерно 170 млрд. руб., региональных – около 100 млрд. руб. таким образом реальные расходы на эти цели сократятся почти в два раза – на 230 млрд. руб.10

          К отрицательным:

          1. отсутствие у большинства субъектов  финансовых ресурсов на обеспечение  передаваемых на их уровень льгот,

          2. понижение уровня социальной  защиты ряда категорий населения

          3. др.

          Если  рассматривать пенсионеров, ежемесячные  денежные выплаты  (ЕДВ) которым финансируются из бюджета Республики Башкортостан, то по городу Нефтекамск их насчитывается 14494 человек.

          До конца 2005 года сохраняются льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг по Федеральному закону «О ветеранах» и Закону Республики Башкортостан «О ветеранах войны, труда и Вооруженных сил». За 1 квартал этого года эта сумма составила 7677,6 тыс. руб. (по закону РБ). На возмещение таких же затрат за счет средств федерального бюджета затрачено за этот же период 1644,8 тыс. руб. Распределение этих средств по категориям ветеранов приведено в Приложении 3.

          2.2.2 Права, связанные с пособиями и компенсационными выплатами

                      Социальное пособие, как и пенсия, является денежной формой обеспечения. Оно предоставляется гражданам в установленных законом случаях в качестве одного из видов социального обеспечения, помощи, поддержки. Социальное пособие и пенсия различаются в основном по основаниям их предоставления, иначе говоря, по тем жизненным обстоятельствам, которые объективно вызывают необходимость их предоставления. Социальное пособие выплачивается обычно сравнительно непродолжительное время или единовременно, пенсия же — всегда длительная выплата. Различаются эти выплаты и по целевому назначению. Цель социального пособия — компенсировать полностью или частично временно утраченный по различным причинам заработок, оказать материальную поддержку, пополнить бюджет семьи в связи с наступлением ряда обстоятельств — рождением ребенка, смертью члена семьи и т.д. Целевое назначение пенсий иное — они, как правило, являются основным и, что уже неоднократно подчеркивалось, подчас единственным источником средств к существованию для тех граждан, которые оставили трудовую деятельность. Пенсии рассчитаны преимущественно на неработающих граждан, пособия — на всех: их получают как работающие, так и неработающие граждане, в том числе и пенсионеры.

        С учетом изложенного можно дать следующее определение социальных пособий: это выплаты, производимые гражданам в установленных законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной поддержки11

        Можно выделить следующие основные виды пособий  – по безработице, пособия в связи с материнством, отцовством и детством, пособия многодетным матерям, пособия на детей, родившихся в сельской местности, иные социальные пособия, а также компенсационные выплаты. 

        Основной  нормативно-правовой акт, регламентирующий выплату пособия по безработице, - Федеральный закон ''О занятости населения в РФ'' от 19.04.1991 г. (в редакции от 10.01.2003 г.). Для безработных предусмотрено две выплаты: пособие по безработице и оплата безработным временной нетрудоспособности12. Обе они осуществляются за счёт средств Фонда занятости, а право на их получение при соответствующих условиях имеют граждане, признанные в установленном порядке безработными, то есть имеющими статус безработных. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (ст. 3 Закона).

              Решение о признании  гражданина безработным принимает  орган занятости по месту жительства не позднее 11 дней со дня предоставления им соответствующих документов (паспорта, трудовой книжки, документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке и т.д.).

        В январе-декабре 2004 года в г.Нефтекамске в общественных работах принимало участие 323 человека, в том числе 85 человек – с выплатой поддержки доходов из средств федерального бюджета. На организацию общественных работ для безработных граждан в  2004 год выделено и израсходовано из федерального бюджета 49,3 тыс.руб. Привлечено средств местного бюджета – 50,4 тыс.руб., средств работодателей – 192,4 тыс.руб.

        В январе-декабре 2004 года в счет квоты  трудоустроено 73 человека, в том числе:

        Инвалидов – 10 человек;

        Лиц предпенсионного возраста – 3 человека;

        Лиц освобожденных из мест лишения свободы  – 3 человека;

        Граждан уволенных с военной службы – 12 человек;

        Сирот  - 3 человека.

        На 1 января 2005 года в центре занятости  населения состоит на учете ищущих работу граждан – 882 человека, в том числе 850 человек имеют статус безработного.

        Одной из наиболее действенных форм социальной защиты семьи и детей являются комплекс денежных выплат, адресованных родителям, семье с детьми либо непосредственно детям, лишенным родительской опеки и попечительства. Все эти выплаты неразрывно связаны между собой. Единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государственную материальную поддержку материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 г.«0 государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в редакции ФЗ от 29 декабря 2004 г.).

        Действие Закона от 19 мая 1995 г. распространяется на всех граждан России, проживающих на ее территории, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе беженцев, проживающих на территории России. Вправе получать пособия и граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту и некоторую иную службу на территории иностранных государств. Исключение составляют: граждане, дети которых находятся на полном государственном обеспечении; граждане, лишенные родительских прав; граждане, выехавшие на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации. На этих граждан действие закона не распространяется.

        Установлено несколько общих правил, касающихся всех государственных пособий гражданам, имеющим детей.

        1. Размеры государственных пособий в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, если они не учтены в составе заработной платы.

        2. Получатели государственных пособий обязаны своевременно извещать соответствующие органы, назначающие и выплачивающие пособия, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплаты.

        3. Суммы государственных пособий, выплаченные получателям вследствие их злоупотреблении (представление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие соответствующих данных и т.д.), возмещаются ими самими, а в случае отказа возместить их взыскивают в судебном порядке.

        4. В случае отказа в назначении пособий заявителю письменно сообщается об этом в 5-дневный срок после принятия соответствующего решения с указанием причин отказа и порядка его обжалования (одновременно заявителю возвращаются все документы, которые им прилагались к заявлению),

        5. Споры по вопросам назначения  и выплаты пособий разрешаются по общим правилам, в том числе в судебном порядке.

        Данное  пособие, как и многие другие, носит заявительный характер. Оно назначается семьям, чей среднедушевой доход меньше прожиточного минимума. Хотелось бы отметить, что встречаются получатели, которым такое пособие не положено, так как неофициальные доходы таких семей гораздо больше прожиточного минимума, это касается предпринимателей. Но несовершенство нашей налоговой системы позволяет скрывать доходы и, следовательно, на бумаге считаться малоимущими. Т.е., эти граждане, отдавая минимум государству, пользуются его помощью и поддержкой. Поэтому, на мой взгляд, чтобы выплата пособий носила более адресный и справедливый характер, необходимо условием его получения поставить работу родителей ребенка на предприятиях и в учреждениях. Хотя, с другой стороны будут ущемляться права других детей.   

        За  органами социальной защиты закреплено право проверки предоставленных  заявителем данных, путем обращения  в соответствующие организации, учреждения, предприятия. Например, управление социальной защиты населения администрации г. Нефтекамска ежемесячно проверяет 3 – 4 предприятия. По результатам проверки, как правило, выявляется несколько получателей, чей доход превышает прожиточный минимум и соответственно теряется право на получение ежемесячного пособия. Пособия таким гражданам приостанавливается, а переполученная сумма возвращается в соответствующий бюджет добровольно или в судебном порядке. За 2003 год было возвращено порядка 27 тыс. рублей, а уже в 2004 году незаконно полученных пособий не было, так как получатели  старались вовремя извещать о превышении доходов.

        Кроме того, в Республике Башкортостан с  целью поддержки многодетных  семей предусмотрены следующие  выплаты:

        1. пособие семьям, имеющим 4 и более  детей в возрасте до 16 лет (до 23 лет в случае обучения в средних и высших учебных заведениях на дневной форме) – 1000 руб. на 4-х детей, 1500 руб.- на 5-х и более детей. Данное пособие носит заявительный характер. Семьи, получающие его, обязаны ежегодно, в начале учебного года, предоставлять на детей старше 16 лет, документы, подтверждающие факт учебы.

        2. 30 % льгота по оплате ЖКУ семьям, имеющим трех и более несовершеннолетних  детей. Кроме того, детям предоставляется  право бесплатного проезда.

        Надо  отметить, что при общей тенденции  снижения рождаемости число многодетных семей с каждым годом растет, хотя и незначительно. Если взять г.Нефтекамск, то если в 2003 году семей, имеющих 4-х и более детей насчитывалось 56, то к концу 2004 г. это количество увеличилось до 65 и в течении года им было назначено и выплачено 913,5 тыс. руб.

Информация о работе Права лиц, нуждающихся в особой социальной защите