Особенности использования зарубежного опыта в решении задач государственного и местного управления в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 23:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение темы: «Особенности использования зарубежного опыта в решении задач государственного и местного управления в РФ».
Данная тема актуальна, так как проблема разграничения компетенции занимала и занимает одно из главных мест в системе местного самоуправления. Она глубоко уходит своими корнями в далекое прошлое нашей страны.

Оглавление

Введение
1. Организация исполнительной власти и местного самоуправления………..4
1.1. Понятие исполнительной власти местного самоуправления……………...4
1.2. Органы исполнительной власти Псковской области ……………………...6
1.3. Компетенция органов исполнительной власти местного самоуправления и их организационная деятельность……………………………………………..8
2. Правовые и организационные основы государственной власти с органами местного самоуправления (на примере Псковской области)………………...13
2.1. Правовая основа местного самоуправления………………………………13
2.2. Организационные основы государственной власти с органами местного самоуправления………………………………………………………………….13
2.3. Зарубежный опыт местного самоуправления и местное самоуправление в РФ…………………………………………………………………………………18
Заключение
Cписок использованных источников…………………………………………..39

Файлы: 1 файл

курсовая 2011 ГиМУ зарубежн опыт посл.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

     В настоящее время в структуре  качества жизни принято выделять три составляющие:

     1. уровень жизни (материальная обеспеченность, обеспеченность жизни, безопасность  и др.);

     2. образ жизни (возможность получить  образование, удовлетворить культурные  потребности, возможность передвижения  и др.);

     3. состояние здоровья и окружающей  среды (уровень медицинского обслуживания, экологическая обстановка в городе  и др.).

     Единый  показатель качества жизни выработать невозможно ввиду многогранности самого понятия. Однако можно установить некую  систему частных показателей, каждый из которых может быть измерен. В качестве измерителей отдельных показателей качества жизни могут выступать: уровень денежных доходов населения, нормативы потребления важнейших продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, социальные, экологические, медицинские, жилищные и иные стандарты и нормативы.

     К вопросам местного значения, которые  находятся в ведении исполнительных органов муниципального самоуправления, относятся создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

     В этой сфере действуют предприятия  и организации различных форм собственности: государственные, муниципальные, частные, смешанные.

     Исполнительные  органы в силу своей компетенции6:

     планируют развитие данной сферы;

     обеспечивают  рациональное размещение сети розничной торговли и общественного питания в муниципальном образовании;

     организуют  эксплуатацию объектов торгового, бытового обслуживания, общественного питания;

     принимают меры к развитию системы торгового обслуживания социально незащищенных слоев населения, организации рынков и ярмарок; оказывают содействие развитию рыночных инфраструктур (в том числе малому бизнесу);

     создают условия для развития конкурентной среды и преодоления монополизации в сфере торговли;

     организуют  осуществление ритуальных услуг  и содержат места захоронения;

     обеспечивают  защиту прав потребителей товаров и услуг на территории муниципального образования, независимо от формы собственности организации, предоставившей услугу или товар.

     Исполнительные  органы местного самоуправления в пределах своей компетенции участвуют в реализации законодательства о выплате пенсий и пособий. Назначение, перерасчет, выплату и доставку государственных пенсий осуществляют местные органы социальной защиты населения.

     Исполнительные  органы местного самоуправления из собственных и привлеченных средств вправе назначать и выплачивать доплаты к пенсиям и пособиям.

     Исполнительные  органы местного самоуправления участвуют в организации социального обслуживания населения – одного из направлений деятельности по социальной защите населения, содействуют развитию сети учреждений социального обслуживания, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации которых, согласно Федеральному закону «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», независимо от форм собственности регулируется гражданским законодательством Российской Федерации.

 

      Глава 2. Правовые и организационные основы государственной власти с органами местного самоуправления (на примере  Псковской области)

2.1. Правовая основа местного самоуправления

     Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных Федеральным законом, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон7.

2.2. Организационные  основы государственной  власти с органами  местного самоуправления

     К полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления относятся8:

определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации, устанавливаемых настоящим Федеральным законом;

правовое  регулирование по предметам ведения  Российской Федерации и в пределах полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения  Российской Федерации и субъектов Российской Федерации прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления;

правовое  регулирование прав, обязанностей и  ответственности граждан, органов  местного самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления по решению  вопросов местного значения;

правовое  регулирование прав, обязанностей и  ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

     Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий федеральными органами государственной власти в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. В случае противоречия федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону применяются Конституция Российской Федерации и настоящий Федеральный закон.

    К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся:

правовое  регулирование вопросов организации  местного самоуправления в субъектах  Российской Федерации в случаях  и порядке, установленных настоящим  Федеральным законом;

правовое  регулирование прав, обязанностей и  ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;

правовое  регулирование прав, обязанностей и  ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

правовое  регулирование прав, обязанностей и  ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц  местного самоуправления при осуществлении  отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

2. Осуществление  исполнительно-распорядительных и  контрольных полномочий органами  государственной власти субъектов  Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

    В случае противоречия конституции (устава), закона, иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, регулирующих вопросы организации местного самоуправления и устанавливающих права, обязанности и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону и другим федеральным законам применяются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы.

    В целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в каждом субъекте Российской Федерации образуется совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации. В целях организации взаимодействия муниципальных образований, советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований Российской Федерации, в том числе в целях представления указанных интересов в федеральных органах государственной власти и организации сотрудничества муниципальных образований Российской Федерации с международными организациями и иностранными юридическими лицами, советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации могут образовывать единое общероссийское объединение муниципальных образований. С учетом особенностей территориальной и организационной основы муниципальных образований на добровольной основе могут быть образованы иные объединения муниципальных образований9.

    Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления10.

     Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.  Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

    Органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны в соответствии с требованиями статьи 19 настоящего Федерального закона предоставлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий. В случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке.  

Информация о работе Особенности использования зарубежного опыта в решении задач государственного и местного управления в РФ