Особенности задач принятия управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 21:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить теоретические основы принятия управленческих решений, проанализировать систему принятия управленческих решений ООО «ПожПромСервис».
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить процесс и систему принятия управленческих решений как основу деятельности менеджера;
- провести анализ системы принятия управленческих решений ООО «ПожПромСервис»;
- оценить эффективность действующей системы принятия управленческих решений ООО «ПожПромСервис»;
- разработать рекомендации по совершенствованию системы принятия управленческих решений ООО «ПожПромСервис» и дать оценку их эффективности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ГЛАВА 1. Теоретические основы принятия управленческих решений …
1.1 Содержание и классификация управленческих решений……………...
1.2 Стадии процесса принятия управленческих решений…………………
1.3 Методы и модели принятия управленческих решений………………...
ГЛАВА 2. Анализ процесса принятия управленческих решений ООО «ПожПромСервис»…………………………………………………………..
2.1 Анализ эффективности деятельности ООО «ПожПромСервис»……..
2.2 Анализ системы принятия решений в ООО «ПожПромСервис»……..
ГЛАВА 3. Оценка эффективности системы принятия управленческих решений ООО «ПожПромСервис»…………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….

Файлы: 1 файл

Тема 1. особенности задач принятие управленческих решений.docx

— 59.67 Кб (Скачать)

 

1. Особенности задач принятия управленческих  решений

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

ГЛАВА 1. Теоретические основы принятия управленческих решений …

1.1 Содержание и классификация  управленческих решений……………...

1.2 Стадии процесса принятия  управленческих решений…………………

1.3 Методы и модели принятия  управленческих решений………………...

ГЛАВА 2. Анализ процесса принятия управленческих решений ООО «ПожПромСервис»…………………………………………………………..

2.1 Анализ эффективности  деятельности ООО «ПожПромСервис»……..

2.2 Анализ системы принятия  решений в ООО «ПожПромСервис»……..

ГЛАВА 3. Оценка эффективности  системы принятия управленческих решений  ООО «ПожПромСервис»…………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….

Стр.

3

5

5

7

12

 

15

15

20

 

29

30

33


 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Принятие решений является неотъемлемой частью деятельности человека в любой сфере: политической, экономической, культурной, личной жизни и т. п. Возможные  последствия решений могут затрагивать  интересы не только одного человека или  нескольких, но и крупных коллективов, регионов и общества в целом. Поэтому, чтобы избежать моральных и материальных издержек, важно знать теорию и  практику принятия решений.

Принятие решений –  это важный и сложный процесс. Тем не менее, многие руководители полагают, что принятие решений это не что  иное, как выбор одного из нескольких возможных вариантов действий. Увы, решения подобного рода представляют собой всего лишь один шаг сложного и динамичного процесса.

Если при разработке управленческого  решения менеджер и его команда  не спрогнозировали достаточно точно  стратегию фирмы, нормативы конкурентоспособности  будущего товара, изменения компонентов  внешней и внутренней среды фирмы, то завтра она окажется под угрозой  банкротства. Поэтому экономия на качестве управленческого решения принесет в будущем огромные потери из-за реализации и тиражирования некачественного  решения на последующих стадиях  жизненного цикла объекта. Качество и эффективность управленческих решений являются основным фактором рационального использования ресурсов и повышения качества товаров.

Пpоцессы пpинятия pешений, понимаемые как выбоp одной из нескольких возможных  альтеpнатив, пpонизывают всю человеческую жизнь. Большинство pешений мы пpинимаем  не задумываясь, так как существует автоматизм поведения, выpаботанный  многолетней пpактикой. Есть pешения, котоpым мы пpидаем малое значение, и поэтому мало задумываемся пpи  осуществлении выбоpа. И, наконец, существуют пpоблемы выбоpа, pешая котоpые, человек  испытывает pаздумья. Как пpавило, эти  пpоблемы имеют исключительный неповтоpяющийся  хаpактеp и связаны с pассмотpением  целого pяда альтеpнатив. В таких пpоблемах новым является либо объект выбоpа, либо обстановка, в котоpой совеpшается выбоp.

Цель работы: изучить теоретические  основы принятия управленческих решений, проанализировать систему принятия управленческих решений ООО «ПожПромСервис».

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить процесс и  систему принятия управленческих  решений как основу деятельности  менеджера;

- провести анализ системы  принятия управленческих решений  ООО «ПожПромСервис»;

- оценить эффективность  действующей системы принятия  управленческих решений ООО «ПожПромСервис»;

- разработать рекомендации  по совершенствованию системы  принятия управленческих решений  ООО «ПожПромСервис» и дать оценку их эффективности.

Предметом исследования в  выпускной квалификационной работе является процесс принятия управленческих решений.

Объект исследования - система  принятия управленческих решений ООО  «ПожПромСервис».

Методологической основой  послужили труды отечественных  и зарубежных авторов в области  принятия управленческих решений, таких  как: Л.Е. Соколова, Л.И. Лукичева, Т.В. Гапоненко, М.Х. Мескон, И.И.Мазур, Н.Г.Ольдерогге, Л. Планкетт, Г.Хейл и др.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

 

ГЛАВА 1 Теоретические  основы принятия управленческих решений

 

1.1 Содержание  и классификация управленческих  решений

Принятие решений составляет суть управленческого процесса, его  исходную и наиболее ответственную  стадию.

Решение может рассматриваться  как организационный акт, один из основных этапов процесса управления, интеллектуальная задача, процесс легализации  управляющего воздействия на управляемую  подсистему.

Лица, наделенные правом принимать  решения или организовывать их реализацию, называются субъектами решения. Ими  могут быть физические лица (отдельные  граждане) или представители юридических  лиц: президент страны, губернатор области, директор завода, главный инженер, мастер, начальник смены и др. Субъекты решения могут быть как индивидуумами, так и коллективом (например, если решение принимается собранием  акционеров).

Исполнители решений называются объектами решения. В некоторых  случаях субъект и объект решения  могут воплощаться в одном  лице, например, когда руководство  компании принимает решение о  слиянии с другой компанией [7,с.19].

Элементами решения являются [7,с.20]:

- субъект решения –  источник инициативы разработки, принятия и реализации решения.  Субъектом решения является тот,  кто в конечном итоге несет  ответственность за результаты, на получение которых направлено  решение. В качестве субъекта  решения могут выступать отдельные  руководители, а также группы, наделенные  властными полномочиями;

- объект решения –  исполнитель решения, которым  могут быть отдельные подчиненные,  отделы и подразделения, предприятие  в целом, определенные группы  людей;

- предмет решения –  процесс разработки, принятия и  реализации решения;

- цель разработки решения;

- потребности в разработке, принятии и реализации решения;

- целевая группа –  персонал или население, для  которых разрабатываются или  реализуются управленческие решения.

Отличие управленческих решений, например, от инженерно-технических  заключается в объекте управления. Особая роль отводится менеджеру  не только в ходе разработки решения  и его принятия, но и при реализации и контроле исполнения, поскольку  на данном этапе осуществляется обратная связь и менеджер может оказывать  корректирующие управляющие воздействия [1,6,11,23].

На уровне отдельной экономической  организации классификация управленческих решений позволяет изучить их особенности и выбрать наиболее эффективные в условиях конкретной ситуации. Однако в связи со сложностью условий процесса разработки решений (числа влияющих факторов), целей  принятия решений, требований и структуры  решения создать простую и  четкую их классификацию проблематично. Поэтому могут существовать и  существуют различные классификации  управленческих решений.

Выбор и практическое использование  той или иной классификации определяется конкретными условиями принятия решений [18, с. 24].

Рассмотрим классификационные  признаки:

По характеру процесса принятия решения выделяют:

- интуитивные решения  – выбор, сделанный только  на основе ощущения того, что  он правилен. Лицо, принимающее решение,  не занимается при этом сознательным  взвешиванием «за» и «против»  по каждой альтернативе и не  нуждается даже в понимании  ситуации.;

- решения, основанные  на суждениях, - выбор, обусловленный  знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о  том, что случалось в сходных  ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать  результат альтернативных вариантов  выбора в существующей ситуации.;

        - рациональные решения.

По количеству альтернатив  выделяют [18,с.26]:

- стандартные решения;

- бинарные решения;

- многоальтернативные решения.;

- инновационные решения.

 

По частоте принятия решений  выделяют [18,с.227]:

- единовременные решения  – решения крупных проблем.  Примером таких решений может  быть решение о создании или  ликвидации предприятия;

- циклические решения  – решения проблем, имеющих  известный цикл. Пример менеджмента  циклических решений: один раз  в год принимаются решения  по исполнению бюджета текущего  года и принятию бюджета на  следующий год;

- частые решения –  решения, необходимость в принятии  которых возникает в случайные  моменты времени по несвязанным  между собой проблемам настолько  часто, что процесс можно считать  непрерывным.

По числу субъектов, влияющих на принятие решения, выделяют [18,с.28]:

- определяющие решения  – решения, принимаемые одним  специалистом или руководителем;

- конкурентные решения  – решения, принимаемые двумя  специалистами;

- адаптирующие решения  – решения, принимаемые коллегиально, на основе оценок группы экспертов.

По технологии разработки решения выделяют организационные  решения, цель которых – обеспечение  движения к поставленным перед организацией задачам. Поэтому наиболее эффективным  организационным решением становится выбор, который будет на самом  деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели [3,12,19,20].

Знание и использование  классификационных признаков управленческих решений позволяет провести структуризацию стоящей перед руководством задачи. Это позволяет более четко  формулировать и решать задачи управления и способствует концентрации усилий и более эффективному расходованию времени и средств, при разработке решений [18,с.31].

 

1.2 Стадии процесса  принятия управленческих решений

Принятие решений в  управлении представляет собой сложный  и систематизированный процесс, состоящий из ряда этапов и стадий, начинающийся с формулирования проблемы и заканчивающийся совершением  действий, решающих эту проблему [28,с.26].

Первая стадия процесса разработки решения состоит в признании  необходимости решения и включает в себя следующие этапы:

а) изучение ситуации;

б) интерпретация и формулирование проблемы;

в) определение критериев  успешного решения проблемы.

На этапе изучения ситуации происходит признание или непризнание  существующей в организации проблемы. Для структурированных и неструктурированных  проблем процесс протекает по-разному. При неструктурированных проблемах  признание ошибки само становится проблемой. Это случается тогда, когда имеется  неясная и неадекватная информация о развитии и тенденциях в организации  и внешнем ее окружении [2,9,32].

Когда проблема признана, наступает  следующий этап- интерпретация и  формулирование проблемы. Интерпретация  происходит тогда, когда придается  значение уже признанной проблеме. Эта проблема может быть определена как возможность, кризис или как  рутинная проблема [8,13,18].

Поиску альтернатив должен предшествовать этап определения критериев  успешного решения.

Анализируя ситуацию, важно  выделить ключевые проблемы, на которые  необходимо обратить внимание в первую очередь при целенаправленном управлении процессом, а также характер их влияния. В этом и состоит задача диагностики  ситуации. На основании приведенного анализа ситуации определяются наиболее чувствительные моменты, которые могут  привести к нежелательному развитию событий и возникающие в связи  с этим проблемы [3, с. 71].

Вторая стадия рассматриваемого процесса состоит в выработке  решения и включает в себя следующие  этапы [22,26,33]:

а) разработка альтернатив;

б) оценка возможных альтернатив;

в) выбор альтернативы.

Как только выявлены факторы, ограничивающие решение или в  дополнение к идентификации ограничений, руководителю необходимо определить стандарты, по которым предстоит оценивать альтернативные варианты выбора решения.

Первый этап второй стадии – разработка альтернатив, т.е. формулирование набора альтернативных решений проблемы. В идеале желательно выявить все  возможные действия, которые могли  бы устранить причины проблемы. Тем  не менее на практике руководитель редко располагает достаточными знаниями, информацией или временем, чтобы сформулировать и оценить  каждую альтернативу. В связи с  этим руководитель, как правило, ограничивает число вариантов выбора для серьезного рассмотрения всего несколькими  альтернативами, которые представляются наиболее желательными. При этом многие из альтернативных решений легко  обнаружить. Такие решения хорошо известны из уже имеющегося опыта, они  стандартны и легко вписываются  в критериальные границы лучшего  решения. Однако могут возникнуть новые, уникальные проблемы, решение которых  не умещается в привычные и  стандартные рамки. Если такие проблемы появились, необходимо творчески подойти  к решению вопроса [18,с.34].

Информация о работе Особенности задач принятия управленческих решений