Особенности использования зарубежного опыта в решении задач государственного и местного управления в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 23:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение темы: «Особенности использования зарубежного опыта в решении задач государственного и местного управления в РФ».
Данная тема актуальна, так как проблема разграничения компетенции занимала и занимает одно из главных мест в системе местного самоуправления. Она глубоко уходит своими корнями в далекое прошлое нашей страны.

Оглавление

Введение
1. Организация исполнительной власти и местного самоуправления………..4
1.1. Понятие исполнительной власти местного самоуправления……………...4
1.2. Органы исполнительной власти Псковской области ……………………...6
1.3. Компетенция органов исполнительной власти местного самоуправления и их организационная деятельность……………………………………………..8
2. Правовые и организационные основы государственной власти с органами местного самоуправления (на примере Псковской области)………………...13
2.1. Правовая основа местного самоуправления………………………………13
2.2. Организационные основы государственной власти с органами местного самоуправления………………………………………………………………….13
2.3. Зарубежный опыт местного самоуправления и местное самоуправление в РФ…………………………………………………………………………………18
Заключение
Cписок использованных источников…………………………………………..39

Файлы: 1 файл

курсовая 2011 ГиМУ зарубежн опыт посл.doc

— 184.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГМУ

    Тема 9. Особенности использования зарубежного опыта в решении задач государственного и местного

    управления  в РФ. 
     

 

      Содержание 

 

Введение 

             Целью работы является изучение темы: «Особенности использования зарубежного опыта в решении задач государственного и местного    управления в РФ».

     Данная  тема актуальна, так как проблема разграничения компетенции занимала и занимает одно из главных мест в системе местного самоуправления. Она глубоко уходит своими корнями в далекое прошлое нашей страны.

     Разграничение компетенции между государственными органами и местным самоуправлением ни в коем случае не означает отделение местного самоуправления от государства. И государство, и местное самоуправление, являющееся его продолжением, осуществляют сходные функции. Местное самоуправление является продолжением государственного управления. Однако объем компетенции у них совершенно разный. Поэтому необходимо уравновесить эти величины в пределах разумного.

     Не  менее важной является проблема разграничения  полномочий в системе местного самоуправления.

     Компетенция органов местного самоуправления определяется на основе общей компетенции местного самоуправления путем вычленения ее для каждого органа местного самоуправления.

     В данной работе анализируются организационные  работы исполнительных органов местного самоуправления.

     Для достижения поставленной цели решим следующие задачи:

- рассмотрим  органы исполнительной власти Псковской области;

- изучим  правовые и организационные основы государственной власти с органами местного самоуправления (на примере  Псковской области);

- проанализируем  зарубежный опыт местного самоуправления и местное самоуправление в РФ.  
Глава 1. Организация исполнительной власти и местного самоуправления

     1.1. Понятие исполнительной  власти местного  самоуправления

     Законодательство  обозначает две группы органов местного самоуправления, отличающихся по способу образования. Одна формируется на основе выборов, другая – властным распоряжением, путем делегирования полномочий и т.п.

     Порядок создания выборных органов утвержден  федеральным законом «Об общих  принципах организации местного самоуправления», местными законами субъектов Федерации, а также уставами муниципальных образований. В них обязательна выборность представительного органа, а также главы муниципального образования. Закон не конкретизирует обязательности существования выборного главы муниципального образования, а также иных должностных лиц, устанавливая возможность их существования. Это положение передается на усмотрение самого муниципального образования.

     В отличие от государственного на муниципальном  уровне местного самоуправления законодательно впрямую не действует принцип разделения властей. Тем не менее, в законодательстве о местном самоуправлении просматривается наличие органов с различными функциями и каждый из них должен избегать дублирования друг друга. Границы разделения компетенции могут быть подвижными. Более того, нормативно возможно даже объединение органов, выполняющих разные функции.

     Определение главы муниципального образования  дано в федеральном законе «Об  общих принципах организации  местного самоуправления» (ст. 36). В Законе сказано, что глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

     Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных Законом:

     1) представляет муниципальное образование  в отношениях с органами местного  самоуправления других муниципальных  образований, органами государственной  власти, гражданами и организациями,  без доверенности действует от имени муниципального образования;

     2) подписывает и обнародует в  порядке, установленном уставом  муниципального образования, нормативные  правовые акты, принятые представительным  органом муниципального образования;

     3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

     4) вправе требовать созыва внеочередного  заседания представительного органа  муниципального образования.

     Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному  органу муниципального образования.

     Большое внимание законы субъектов Федерации  и уставы муниципальных образований  уделяют еще одному выборному  лицу, возглавляющему исполнительно-распорядительную деятельность. В большинстве случаев  он именуется главой администрации. Согласно ст. 37 Закона, главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

     Главы муниципального образования и администрации  часто соединяются в одном  лице. В ряде местных законов и  уставов указывается, что глава  муниципального образования по должности  является главой администрации.

     Руководство исполнительной и административной деятельностью в городе, как правило, осуществляют следующие должностные лица1:

  • мэр;
  • первые заместители мэра;
  • заместители мэра по территории – главы районных администраций;
  • заместители мэра по основным вопросам жизнеобеспечения;
  • руководители структурных подразделений городской и районных администраций.

     Для организационной, правовой и материально-технической  поддержки своей деятельности городская  и районные администрации создают  аппараты администраций.

1.2. Органы исполнительной власти Псковской области

    Систему органов исполнительной власти области составляют Администрация области2 – постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти области, возглавляемая Главой Администрации области, и иные органы исполнительной власти области.  Структура Администрации области определяется законом области (ст. 37 Устава по Псковской области). Глава Администрации области избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории области и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 38 Устава Псковской области).

    Главой Администрации области может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с федеральным законом пассивным избирательным правом.  Глава Администрации области избирается на срок 5 лет и не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд. Глава Администрации области вступает в должность с момента регистрации его избрания избирательной комиссией области.  При вступлении в должность Глава Администрации области приносит присягу: “Клянусь при осуществлении полномочий Главы Администрации Псковской области, возлагаемых на меня народом Псковской области, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Устав и законы Псковской области.”3

    Администрация области4:

   а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;  
б) разрабатывает для представления Главой Администрации области областному Собранию проект областного бюджета, а также проекты программ социально-экономического развития области;  
в) обеспечивает исполнение областного бюджета и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития области для представления их Главой Администрации области в областное Собрание;  
г) формирует иные органы исполнительной власти области, назначает и освобождает от должности руководителей этих органов и их заместителей, если иное не установлено федеральным законом;  
д) управляет и распоряжается собственностью области в соответствии с законами области, а также федеральной собственностью, переданной в управление области, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;  
е) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, настоящему Уставу, законам и иным нормативным правовым актам области, а также вправе обратиться в суд;  
ж) заключает в соответствии с федеральным законом договоры с федеральными органами государственной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения с федеральными органами исполнительной власти о передаче осуществления части своих полномочий;  
з) назначает в соответствии с федеральным законодательством руководителей предприятий, учреждений и организаций, находящихся в собственности области;  
и) утверждает штатную численность аппарата Администрации области и органов исполнительной власти области;  
к) обеспечивает исполнение закона области об областном бюджете;  
л) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, настоящим Уставом и законами области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.
 

    1.3. Компетенция органов исполнительной власти местного самоуправления и их организационная деятельность 

     Компетенция исполнительного органа местного самоуправления определена федеральным законом  «Об общих принципах организации  местного самоуправления» конституциями и уставами ряда субъектов Российской Федерации, законами о местном самоуправлении отдельных субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Компетенция исполнительных органов выражена либо через полномочия, предоставляемые главе местного самоуправления (главе администрации), либо через полномочия местной администрации, как коллегиального органа местного самоуправления.

     Единого подхода к определению компетенции  исполнительных органов местного самоуправления в законах о местном самоуправлении субъектов Российской Федерации и уставах муниципальных образований нет.

     Полномочия  исполнительного органа представляют собой совокупность прав и обязанностей в области исполнительно-распорядительной и управленческой деятельности на соответствующей территории. В полномочия входит решение вопросов организационно-правового и экономического характера, политической и социальной направленности5.

     Законы  о местном самоуправлении значительной части субъектов Российской Федерации  определяют компетенцию исполнительных органов местного самоуправления в общем плане, путем выделения наиболее крупных направлений деятельности.

     К ним можно отнести следующие:

     1) разработка структуры местной  администрации;

     2) утверждение схемы управления  отраслевых и функциональных подразделений и управление ими;

     3) организация управления бюджетными  учреждениями, состоящими на местном  бюджете;

     4) управление муниципальной собственностью  в порядке, установленном представительным  органом;

     5) разработка проектов местного бюджета и подготовка отчетов об исполнении местного бюджета;

     6) разработка планов и программ  развития территории и поселений;

     7) организация охраны общественного  порядка;

     8) обеспечение санитарного состояния  территории и многие другие вопросы.

     Роль исполнительных органов местного самоуправления – оказывать жителям ряд важнейших муниципальных услуг, определяющих качество жизни. Социальная сфера занимает ведущее место в общем объеме услуг, оказываемых муниципалитетом.

Информация о работе Особенности использования зарубежного опыта в решении задач государственного и местного управления в РФ