Государственное управление РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 11:33, контрольная работа

Краткое описание

За последние 20 лет система государственного управления в России претерпела кардинальные изменения на фоне развития правовой системы. Обусловлено это в первую очередь изменением экономических и политических основ общественной жизни в начале 90 – х гг. XX в. и, как следствие, появлением новых общественных отношений, предполагающих соответствую организацию управленческой деятельности государства и ее правовую регламентацию.
Цель данной работы заключается в рассмотрении системы государственного управления Российской Федерации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 5
1.2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РФ 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 15

Файлы: 1 файл

Государ. управ..doc

— 32.38 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО  УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 5

1.2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РФ 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Государство – это сложно организованная целостная система, представленная всем государственным аппаратом, осуществляющим целенаправленное политическое воздействие на общество и все его составляющие. Под воздействием, управлением государства находится широкий спектр общеорганизационных, экономических, политических, социальных, психолого-педагогических и иных аспектов.

Содержание, формы и методы государственного управления определяются историческими условиями экономического, социально-политического и культурно-национального развития общества, особенностями политической и правовой культуры народа, профессионализмом и интересами правящей элиты, формой государственного устройства, сложившимся режимом властвования.

Вызовы внешней среды вынуждают любое государство реформировать административную систему, приспосабливая ее к происходящим глобальным изменениям. Эти изменения могут приводить к необходимости сокращения государственных расходов, оптимизации структуры органов государственной власти и выполнения государственных функций в условиях рыночной экономики, повышения качества предоставления государственных услуг, а также становления полноправного гражданского общества и укрепления доверия к органам государственной власти со стороны населения и бизнес-общества.

За последние 20 лет система государственного управления в России претерпела кардинальные изменения на фоне  развития правовой системы. Обусловлено это в первую очередь изменением экономических и политических основ общественной жизни в начале 90 – х гг. XX в. и, как следствие, появлением новых общественных отношений, предполагающих соответствую организацию управленческой деятельности государства и ее правовую регламентацию.

Цель данной работы заключается в рассмотрении системы государственного управления Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО  УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО  УПРАВЛЕНИЯ

Государство является формой политической организации общества. Основное его назначение состоит в защите существующего общественного строя и порядка посредством воздействия на деятельность и поведение людей волей, авторитетом власти, принуждением и другими методами.

Признаком государства выступает наличие определенной территории, на которую распространяется его юрисдикция, а также права, закрепляющего систему санкционированных норм, особых органов и учреждений, реализующих властные функции, т. е. системы управления.

Понятие “управление” можно определить как целенаправленное (сознательное, преднамеренное, продуманное, спланированное), организующее и регулирующее воздействие людей (и созданных ими институтов) на собственную, общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность в определенных целях и интересах. Осуществляться управление может как непосредственно (в формате самоуправления), так и через специально созданные государственные, хозяйственные, политико-партийные, общественные и т. п. структуры.1

Классификация видов управления.

В зависимости от сфер общественной жизнедеятельности выделяют: управление обществом в целом, экономическое управление, социальное управление, политическое управление, духовно-идеологическое управление; от структуры общественных отношений: управление экономическим и соответственно политическим, социальным и духовным развитием общества; от объектов управления: экономическое (хозяйственное) управление, социально-политическое управление, управление духовной жизнью; от характера и объема охватываемых управлением общественных явлений: управление обществом, управление государством, управление отраслями, сферами народного хозяйства, управление предприятиями, организациями, учреждениями, фирмами и т.д.

Классификация видов управления в зависимости от субъекта управления.

Государственное управление – реализуется государственным аппаратом от имени народа, по поручению народа и во имя народа, распространяется на все общество (и все его подсистемы) как управляемую целостность.

Местное самоуправление – объектом такого управления являются жители определенной административной территории (муниципального образования), которые непосредственно или через создаваемые структуры (органы местного самоуправления,  муниципальные службы) управляют делами своего муниципального образования, причем за свои средства и под свою ответственность.

Менеджмент – управление собственностью со стороны собственника.

Общественное управление – силами выборных органов различных общественных формирований (партий, профсоюзов, творческих, спортивных, научных сообществ, союзов, ассоциаций).

Групповая саморегуляция – кооператив, товарищество, ассоциация и др. В ее рамках люди свободно и добровольно объединяются и сами на договорных началах управляют своей деятельностью.

Единичное управление – управление со стороны субъекта своими же действиями и поступками.

Среди всех видов управления государственное управление занимает особое место. Это связано с тем, что с одной стороны, государственное управление – это механизм реализации властных полномочий государства по руководству, организации и целенаправленному государственно-властному воздействию на общество и все его подсистемы. С другой – особый вид профессиональной деятельности по реализации законодательных, исполнительных, судебных и иных властных полномочий государства в целях реализации его правотворческих, правоисполнительных,  правоохранительных и воспитательных функций.

Для государственного управления, системное выражение его компонентов, элементов и их взаимосвязей имеет принципиальное теоретическое и методологическое значение. Ведь другие виды управления не обладают ни таким множеством элементов, ни таким многообразием их взаимосвязей. Более того, они сами со своими взаимосвязанными субъектами и объектами управления (локальными управленческими системами) включены в обширное государственно-общественное взаимодействие. Значит, от того, как последнее организовано и функционирует, приходится исходить почти каждому субъекту (органу) управления и каждому управляемому объекту. И если само государственное управление плохо организовано и сумбурно функционирует, то очевидно, что такое его состояние сказывается на всех общественных процессах, явлениях и отношениях, ведет в конечном счете к нерациональным поведению и деятельности человека. Поэтому от того, что понимается под системой государственного управления, какие и в каком порядке включаются в нее управленческие проявления, как они соотносятся между собой и приводятся в реальное взаимодействие, зависит почти все, что ассоциируется с государственным управлением.

 

 

1.2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РФ

Государственные органы в Российской Федерации составляют единую систему осуществления государственной власти. Такое единство определяется федеративным устройством и государственной целостностью России (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ), что производно от полновластия народа, который, являясь носителем суверенитета и единственным источником государственной власти, осуществляет ее непосредственно, через органы государственной власти и местного самоуправления.

 Граждане России, реализуя свои  права участия в управлении  делами государства, могут влиять  на формирование государственных  органов через выборы и своих  представителей. Под системой государственных органов в Российской Федерации понимается совокупность ее федеральных, региональных (субъектов федерации) и местных органов государственной власти. При этом система органов местного самоуправления образует самостоятельную совокупность органов, которые не относятся к органам государственной власти. Однако органы местного самоуправления обладают властными полномочиями, но не носят государственного характера.

В Российской Федерации единство системы государственных органов обеспечивается наряду с разграничением предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации. Оно проявляется также и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Целостность государственного управления обеспечивается и поддерживается за счет скоординированной и сложенной работы организационных структур государственного аппарата разного уровня. Существующая между органами государственной власти тесная организационно-правовая взаимосвязь характеризуется тем, что одни органы избираются, назначаются или формируются другими органами, одни из них руководят другими, одни подотчетны и ответственны, подконтрольны и подчинены другим.

Существующая конституционная модель власти основана на принципе “один плюс три”, где Президент не включен ни в одну из ветвей власти (исполнительную, законодательную, судебную) и образует самостоятельную ветвь власти – президентскую.2

Президент РФ – является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина и верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. Многие полномочия Президента либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближены к исполнительной власти. Президент не относится к какой-либо одной ветви власти, а возвышается над ними, поскольку осуществляет координирующие функции и имеет право роспуска Государственной Думы. В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Федеральное собрание Российской Федерации – представительный и законодательный орган, состоящий из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Компетенцию Совета Федерации составляют следующие вопросы: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора  РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной Палаты и половины  состава ее аудиторов.

К числу полномочий Государственной Думы относят: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной Палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Главная сфера деятельности Федерального Собрания – законотворчество. Основные процедуры принятия законов прописаны в Конституции РФ, где установлено, что федеральные законы принимаются во взаимодействии трех государственных органов - Государственной Думы, Совета Федерации и Президента РФ. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации, а также федеральным судам по вопросам их ведения.

Исполнительная ветвь государственной власти имеет более сложную структуру, это самая многочисленная по составу ветвь государственного управления. Основным назначением государственной исполнительной власти является исполнение законов, осуществление организационной и распорядительной деятельности. Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти представлены Президенту РФ, Правительству РФ, федеральным министерствам, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.

Согласно Конституции РФ действует три системы исполнительной власти:

  • единая система исполнительной власти в РФ, которую образуют федеральные органы исполнительной власти и органы субъектов Федерации в пределах ведения и полномочий Федерации, а также по предметам совместного федерального центра и субъектов РФ; при этом осуществление полномочий федеральной исполнительной государственной власти на всей территории  России обеспечивается Президентом РФ и Правительством РФ, которые поддерживают единство системы исполнительной власти;
  • система органов исполнительной государственной власти субъектов Федерации, устанавливаемая ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации органов государственной власти, определенными федеральным законом;
  • система органов исполнительной власти местного самоуправления, выведенная за пределы государственной власти.

По Конституции РФ исполнительную власть в РФ осуществляет, прежде всего, Правительство РФ.

В РФ судебная власть осуществляется тремя высшими судами - Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ. Помимо этого действуют также региональные (уставные и конституционные) суды и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации.

Согласно Конституции РФ в систему судебной власти включается также прокуратура - федеральная, региональная и районная, - которая должна отслеживать реальное исполнение государственных законов и нормативных актов, отдавая при этом верховенство федеральным законам на всей территории РФ.

Информация о работе Государственное управление РФ