Охрана труда в РФ. Правовое регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:15, реферат

Краткое описание

Охрана жизни и здоровья работников - первостепенная задача и государства, и работодателя по отношению к результатам трудовой деятельности, что является общечеловеческим принципом, отвечающим Всеобщей декларации прав и свобод человека, конвенциям и декларациям Международной организации труда, а также соответствует международным обязательствам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Охрана труда в Российской Федерации Правовое регулирование (1).doc

— 1.42 Мб (Скачать)

статья 143 УК РФ "Нарушение правил охраны труда";

статья 215 УК РФ "Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики";

статья 216 УК РФ "Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ";

статья 217 УК РФ "Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах";

статья 218 УК РФ "Нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий";

статья 219 УК РФ "Нарушение правил пожарной безопасности".

Спецификой уголовной ответственности является то, что, в отличие от гражданско-правовой и административной, к уголовной ответственности могут быть привлечены только физические лица. К таковым относятся руководители организаций, лица, ответственные за соблюдение тех или иных правил безопасности, простые работники. Организации к уголовной ответственности в рамках российского уголовного права привлечены быть не могут.

Статья 143 УК РФ:

"1. Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, -

наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового".

Субъектами (виновными лицами) по данному преступлению могут быть лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил охраны труда на определенном участке работы, в случае если они не приняли меры к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или не обеспечили соблюдение тех или иных правил (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 апреля 1991 года N 1 "О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности горных, строительных и иных работ").

К таким лицам относятся:

- индивидуальный предприниматель без образования юридического лица;

- руководитель организации, его заместители;

- должностные лица организаций или учреждений: главные инженеры, главные специалисты предприятий.

За нарушение законодательства об охране труда должны быть в первую очередь привлечены лица, отвечающие в организации за обеспечение охраны труда на участке работ, где произошел несчастный случай.

Руководители организации, должностные лица в подобных случаях могут быть привлечены к ответственности за злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) или халатность (статья 293 УК РФ).

Ответственность по данному преступлению предусмотрена за неосторожное действие (бездействие), в результате которого при нарушении правил охраны труда был причинен тяжкий вред здоровью. Неосторожная вина может быть в форме легкомыслия или небрежности. Согласно статье 26 УК РФ легкомыслием является, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий, а небрежностью - если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

Разграничение таких преступлений, как нарушение правил охраны труда (статья 143 УК РФ), и преступлений, предусмотренных статьями 285, 293 УК РФ, должно проводиться исходя из обязанностей, возложенных на конкретное должностное лицо. Субъектом (виновным лицом) преступления, предусмотренного статьей 143 УК РФ, будет лицо, на которое непосредственно возложена обязанность за обеспечение безопасных условий труда и которое игнорировало либо недобросовестно исполняло эти обязанности. А субъектом преступления, предусмотренного статьей 293 УК РФ, будет являться лицо, которое в силу своего служебного положения обязано было иметь информацию о том, каким образом обстоят дела по обеспечению безопасности на каждом участке работ, и принять соответствующие меры, чтобы несчастный случай на производстве не произошел.

При квалификации преступлений по статьям 143, 215 - 219 УК РФ необходимо знать, что эти преступления могут быть совершены только по неосторожности. При наличии косвенного или прямого умысла на совершение преступлений, предусмотренных статьями 143, 215 - 219 УК РФ, содеянное будет квалифицироваться как преступление, предусмотренное уже другими статьями УК РФ.

При разграничении составов преступлений, предусмотренных нормами статей 215 - 219 УК РФ и статьей 143 УК РФ, имеет значение личность потерпевшего. Потерпевшим от преступления, ответственность за которое предусмотрена по статье 143 УК РФ, может быть только лицо, имеющее трудовые отношения с работодателем, а потерпевшим при совершении преступлений, предусмотренных статьями 215 - 219 УК РФ, - любое лицо, вне зависимости от наличия трудовых отношений у него с данной организацией (работодателем).

 

Более подробно с вопросами, касающимися ответственности должностных лиц организации, вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит" "Ответственность должностных лиц организации".

 

5.3. Приостановление деятельности организаций

или их структурных подразделений вследствие нарушений

требований охраны труда

 

В случаях, если деятельность организаций или их структурных подразделений, эксплуатация оборудования осуществляются с опасными для жизни и здоровья работников нарушениями требований охраны труда, указанные деятельность и эксплуатация могут быть приостановлены по решению суда. Эта мера была предусмотрена в статье 25 действовавшего ранее Закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации".

Согласно статье 362 ТК РФ руководители и другие должностные лица организаций, а также работодатели - физические лица, которые виновны в нарушении трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, установленных Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами.

За нарушение трудового законодательства и норм по охране труда предусмотрено административное приостановление деятельности организаций или их структурных подразделений как мера административного наказания в части 1 статьи 5.27 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 11 Постановления N 78 правом приостанавливать деятельность организаций, в которых выявлены нарушения требований по охране труда, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений наделены главный государственный инспектор труда Российской Федерации - заместитель Министра труда и социального развития Российской Федерации, а также руководители государственных инспекций труда (главные государственные инспекторы труда по соответствующей территории).

В соответствии с подпунктом 6 пункта 10 и пунктом 11 Постановления N 78 приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования организации при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений, имеют право главный государственный инспектор труда Российской Федерации, руководители государственных инспекций труда, государственные инспекторы по охране труда.

Аналогичными правами наделены также должностные лица федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере промышленной безопасности и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляющей санитарно-эпидемиологический надзор на территории Российской Федерации.

Право приостанавливать деятельность в данном случае означает составление должностными лицами протоколов об административном правонарушении, за которое нормами Особенной части КоАП РФ предусмотрена такая мера наказания, как административное приостановление деятельности.

В соответствии со статьей 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг, которое назначается только по постановлению судьи.

Исполняют постановление судьи о приостановлении деятельности судебные приставы.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 165 ТК РФ работнику предоставляются гарантии при вынужденном прекращении работы не по его вине, такие как сохранение места работы (должности) и среднего заработка. К таким случаям относится и время приостановления работ органами надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника. Статьей 139 ТК РФ установлен порядок исчисления среднего заработка.

 

5.4. Ликвидация организации или прекращение деятельности

ее структурного подразделения вследствие нарушения

требований охраны труда

 

Статьей 26 Закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" была предусмотрена ликвидация организации или прекращение деятельности ее структурного подразделения вследствие нарушения требований охраны труда. В настоящее время в связи с вступлением в силу с 6 октября 2006 года Закона N 90-ФЗ Закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации" утратил силу. В действующей редакции ТК РФ этот вопрос никак не регламентирован.

Следовательно, отпадает основание для ликвидации организации или прекращения деятельности ее структурного подразделения вследствие нарушения требований охраны труда, хотя подпунктом 6 части 1 статьи 357 ТК РФ предусмотрено в качестве одного из прав государственных инспекторов труда направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений по этому основанию.

Общий порядок ликвидации и основания для их ликвидации предусмотрены статьями 61 и 65 ГК РФ.

 

6. ОСОБЕННОСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

В ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЯХ ПРОИЗВОДСТВА

 

В этом разделе книги будут рассмотрены некоторые особенности охраны труда в различных отраслях производства. Специфика охраны труда различается в зависимости от отрасли производства, от вида деятельности организации, от наличия различных для каждой отрасли производства вредных и опасных факторов, воздействующих на работников и оказывающих влияние на организацию охраны труда.

 

6.1. На атомных станциях

 

Федеральный закон от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" определяет правовую основу и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии, направлен на защиту здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды, защиту собственности при использовании атомной энергии.

Одним из нормативных актов, регулирующих охрану труда на атомных станциях (далее - АС), является Приказ Федерального агентства по атомной энергии от 15 февраля 2006 года N 60 "Об утверждении документа "Организация работы с персоналом на атомных станциях" (далее - Приказ Росатома N 60).

Этот документ распространяется на персонал организаций различных организационно-правовых форм, который выполняет работы и предоставляет услуги на АС (далее - персонал АС) по проектированию, эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту, реконструкции, наладке и испытаниям энергетического оборудования. В нем нормы по охране труда отражены как формы работы с персоналом АС, направленные на достижение и поддержание необходимой квалификации персонала, осуществляющего эксплуатацию АС.

В Приказе Росатома N 60 подробно регламентированы такие вопросы, как организация и планирование деятельности по работе с персоналом АС; порядок подбора персонала; подготовка на должность; поддержание квалификации; профессиональная подготовка и повышение квалификации персонала АС; порядок и виды проводимых инструктажей; проведение стажировки и проверки знаний; дублирование; допуск к самостоятельной работе; противоаварийные, противопожарные тренировки и тренировки персонала по действиям в чрезвычайных ситуациях; обходы рабочих мест; производственные формы работы с персоналом АС; аттестация руководителей и специалистов АС на соответствие занимаемой должности; работа с резервом. При работе с персоналом АС должны учитываться особенности рабочего места, сложность и значение оборудования, которое обслуживается, а также квалификация и должностные обязанности самих работников.

К указанному документу приложен примерный перечень основных вопросов вводного инструктажа, примерный перечень основных вопросов первичного инструктажа на рабочем месте, форма журнала регистрации вводного инструктажа, форма протокола проверки знаний по нормам, правилам и инструкции по радиационной безопасности, форма протокола проверки знаний по охране труда, форма журнала регистрации инструктажей на рабочем месте, форма квалификационного удостоверения.

Информация о работе Охрана труда в РФ. Правовое регулирование