Нормативно-правовая база охраны труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 05:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью представленной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ проблемы обеспечения охраны труда и правового регулирования правоотношений, возникающих в результате несчастных случаев на производстве.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить тенденции развития норм об охране труда;
- определить содержание и признаки охраны труда и правового регулирования правоотношений, возникающих в результате несчастных случаев на производстве как правового института;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА 6
1.1 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПО ОХРАНЕ ТРУДА 6
1.2 НОРМАТИВНАЯ И НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ 10
ГЛАВА 2. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА СТОРОН ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА 14
2.1 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ ТРУДА 14
2.2 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА ПО ОХРАНЕ ТРУДА 17
2.3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 27

Файлы: 1 файл

Курсовая БЖД.docx

— 45.53 Кб (Скачать)

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА 6

1.1 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО  ПО ОХРАНЕ ТРУДА 6

1.2 НОРМАТИВНАЯ  И НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ 10

ГЛАВА 2. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА СТОРОН ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ  БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА 14

2.1 ПРАВА  И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ ПО  ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ ТРУДА 14

2.2 ПРАВА  И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА ПО  ОХРАНЕ ТРУДА 17

2.3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ  ТРУДА 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 27

 

ВВЕДЕНИЕ

Охрана труда – это  система сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, которые образуют механизм реализации конституционного права граждан  на труд (ст.37 Конституции РФ ).

За последние годы в  результате принятия ряда федеральных  законов и иных нормативных правовых актов по охране труда (или непосредственно  связанных с охраной труда) в  стране сформирована правовая база охраны труда работников организаций. В  том числе определены содержание прав работников на труд, отвечающий требованиям  безопасности и гигиены, а также  круг обязанностей работодателей.

Положения ч. 3 ст. 37 Конституции  РФ, гарантирующей каждому право  на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены базируются на многочисленных международно-правовых нормах. Так, право на условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, закреплено в ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Как свидетельствуют многочисленные наблюдения, нарушение требований охраны труда происходит в основном по вине представителей администрации. Многие из них имеют весьма слабое представление  о своих обязанностях в области  охраны труда работников, несмотря на то, что за нарушение указанных  обязанностей на них возлагается  дисциплинарная, административная, гражданско-правовая и даже уголовная ответственность.

Таким образом, налицо актуальность сформулированной темы курсовой работы, которая позволяет не только определить новые подходы к исследованию категории охраны труда, но и систематизировать накопленные юридической наукой знания и правоприменительную практику.

Отдельные стороны проблемы охраны труда неоднократно рассматривались  в правовой науке. Общетеоретические  аспекты охраны труда и проблем, связанных с несчастными случаями на производстве в последнее разрабатывали  такие ученые, как Коршунов Е.Н., Кухаренко  А.Ю., Куренной А.М., Соловьев А., Фролов О., Смык О., и другие.

Целью представленной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ проблемы обеспечения охраны труда и правового регулирования  правоотношений, возникающих в результате несчастных случаев на производстве.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- выявить тенденции развития норм об охране труда;

- определить содержание и признаки охраны труда и правового регулирования правоотношений, возникающих в результате несчастных случаев на производстве как правового института;

- проанализировать законодательство Российской Федерации в сфере охраны труда и правового регулирования правоотношений, возникающих в результате несчастных случаев на производстве, судебную и административную практику;

Объектом настоящей работы являются охрана труда и регулирование  правоотношений, возникающих в результате несчастных случаев на производстве как теоретические категории  и как правовое явление социальной действительности.

Предмет определяется выделением и изучением, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников как внутригосударственных, принятых на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации, так и судебной практики.

Нормативную основу составили: Конституция РФ, федеральное законодательство, затрагивающее вопросы охраны труда, законы субъектов РФ, положения международных  договоров. Судебная практика представлена решениями федеральных судов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ПОЛИТИКА И ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ  ОХРАНЫ ТРУДА

1.1 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Правовые основы регулирования  отношений в области охраны труда  между работодателями и работниками, направленные на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в  процессе трудовой деятельности, были определены ст.37 Конституции РФ и  Федеральным законом от 17 июля 1999г. №181-ФЗ «Об основах охраны труда  в Российской Федерации»,  (в дальнейшем – Основы).

При подготовке Трудового  кодекса Российской Федерации (в  дальнейшем – ТК РФ ) в его раздел X «Охрана труда» практически без изменений были включены статьи1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 Основ, которые и образовали значительную часть правовых норм ТК РФ в области охраны труда, изложенные соответственно в его статьях 209, 211, 210, 219, 220, 216, 217, 218, 212, 214, 215, 221, 225, 226.

Нормы и правила по охране труда содержатся не только в разделе  Х «Охрана труда» ТК РФ, но также  в его главе 41 «Особенности регулирования  труда женщин, лиц с семейными  обязанностями», главе 42 «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет» и  т.д.

Охрана труда охватывает практически все отношения между  работодателем и работником вплоть до оснащения его рабочего места, продолжительности рабочего дня, перерывов  для отдыха, отпусков, обеспечения  специальной одеждой и обувью, профилактическим питанием и т.д. и  т.п.

При этом конкретные требования соблюдения охраны труда регламентируются различного рода нормативными актами – ГОСТами, санитарными и строительными правилами, другими нормативными документами, утверждаемыми уполномоченными на то органами государственной власти.

Для целей законодательства об охране труда используются (ст.209 ТК РФ) следующие основные понятия:

– охрана труда – это  система сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;

– условия труда –  совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих  влияние на работоспособность и  здоровье работника;

– вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника  может привести к его заболеванию;

– опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника  может привести к его травме;

– безопасные условия труда  – условия труда, при которых  воздействие на работающих вредных  или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия  не превышают установленные нормативы;

– рабочее место –  место, в котором работник должен находиться или в которое ему  необходимо прибыть в связи с  его работой и которое прямо  или косвенно находится под контролем  работодателя;

– средства индивидуальной и коллективной защиты работников –  технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;

– сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) – документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ  по охране труда установленным государственным  нормативным требованиям охраны труда;

– производственная деятельность – совокупность действий людей с  применением орудий труда, необходимых  для превращения ресурсов в готовую  продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов  сырья, строительство, оказание различных  видов услуг.

Такая унификация применяемых  в Основах и ТК РФ понятий является непременным условием их правильного  и единообразного применения как  работодателями и работниками, так  и органами государственного управления, судами и т.д. Вместе с тем, унификация понятий является условием разработки и единообразного применения государственных  нормативных требований охраны труда.

Цель, стоящая перед законодательством  в области охраны труда, – создание условий труда, соответствующих  требованиям сохранения жизни и  здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.

Для достижения такой цели, необходим механизм, посредством  которого будет проводиться в  жизнь весь комплекс мероприятий  по созданию условий труда, соответствующих  требованиям сохранения жизни и  здоровья работников. Для того, чтобы создать такой механизм, было необходимо выработать государственную политику (или хотя бы ее основные направления, как это предусмотрено (Ст.210 ТК РФ) действий в области охраны труда и уполномочить соответствующие государственные и иные органы реализовать эту политику.

Основными направлениями  государственной политики в части, касающейся непосредственно охраны труда работников, являются:

– принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных  правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов  РФ об охране труда, а также федеральных  целевых, отраслевых целевых и территориальных  целевых программ улучшения условий  и охраны труда;

– государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

– расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– защита законных интересов  работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей  на основе обязательного социального  страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– установление компенсаций  за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми  при современном техническом  уровне производства и организации  труда;

– подготовка и повышение  квалификации специалистов по охране труда;

– установление порядка  обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями  и устройствами, лечебно-профилактическими  средствами за счет средств работодателей.

Ст.210 ТК РФ предусмотрено  также, что реализация основных направлений  государственной политики в области  охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной  власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

1.2 НОРМАТИВНАЯ И НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Содержание и порядок  утверждения государственных нормативных  требований охраны труда раскрывается в ст.211 ТК РФ.

1. Государственные нормативные  требования охраны труда определяют  правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни  и здоровья работников. Они устанавливаются:

– федеральными законами и  иными нормативными правовыми актами Российской Федерации об охране труда, которые действуют на всей территории страны;

– законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации об охране труда, действующими на их территории.

2. Установлено, что указанные  требования охраны труда обязательны  для исполнения юридическими  и физическими лицами при осуществлении  ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и  эксплуатации объектов, конструировании  машин, механизмов и иного оборудования, разработке технологических процессов,  организации производства и труда.

3. Порядок разработки  и утверждения подзаконных нормативных  правовых актов об охране труда,  а также сроки их пересмотра  устанавливаются Правительством  РФ.

При применении положений  ст.211 ТК РФ следует иметь в виду порядок разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, приведенный в его ст.6.

К ведению федеральных  органов государственной власти в сфере трудовых отношений и  иных непосредственно связанных  с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории РФ федеральных законов  и иных нормативных правовых актов.

В свою очередь, органы государственной  власти субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям  федеральных органов государственной  власти. При этом более высокий  уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, приводящий к  увеличению бюджетных расходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.

Органы государственной  власти субъектов РФ могут принимать  законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового  права, только по вопросам, не урегулированным  федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Информация о работе Нормативно-правовая база охраны труда