Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 20:53, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение нормативно- правовой базы бухгалтерского учета В Российской Федерации. Для раскрытия данной темы ставим следующие задачи :
1.Рассмотреть общую характеристику бухгалтерского учета в контексте правового регулирования.
2.Изучить законодательное регулирование бухгалтерского учета.
Введение 3
1.Общая характеристика бухгалтерского учета в контексте правового регулирования 5
1.1.История развития и регулирования бухгалтерского учета 5
1.2.Понятие бухгалтерского учета 10
-выявление внутрипроизводственных резервов, их мобилизация и эффективное использование; оценка фактического использования выявленных резервов. 11
1.3.Построение системы нормативных актов и их содержание 11
2.Законодательное регулирование бухгалтерского учета 16
2.1.Законодательство о бухгалтерском учете 16
Большим плюсом Закона является то, что он однозначно устанавливает отражение в учете обязательств-долгов как следствия совершившихся хозяйственных операций, а не как намерения сторон совершить какие-либо операции. Это в частности означает, что в бухгалтерском учете отражается, например, долг перед поставщиками не на основании подписанного договора поставки, а как следствие исполнения условий данного договора, т.е. по факту передачи имущества. Аналогично, исходя из требования Закона, в учете должен отражаться не установленный договоренностью сторон (зарегистрированный) размер уставного капитала согласно условиям договора о совместной деятельности по созданию предприятия и других учредительных документов, а размер уставного капитала (т.е. долга организации своим учредителям) в сумме фактического внесения имущества учредителями (собственниками). Регулирование бухгалтерского учета 21
2.2. Требования, предъявляемые к Закону о бухгалтерском учете. Оценка активов и обязательств 23
2.3.Отсутствие работоспособной законодательной основы по бухгалтерскому учету 29
2.4.Обзор документов регулирующих бухгалтерский учет в РФ 32
Заключение 36
Список литературы 37
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность. Реформа системы бухгалтерского учета подвержена влиянию объективных факторов и обстоятельств, характерных для переходного периода развития экономики страны. Существенным объективным фактором, влияющим на процесс реформирования бухгалтерского учета, является его административный характер: высокая степень государственной регламентации бухгалтерского учета, а также выполнение функции обеспечения постоянно меняющихся фискальных интересов государства.
Одна
из основных задач процесса
реформирования – создание
Кроме того, система нормативного - правового регулирования переходной экономики должна представлять собой некий компромисс между системой регулирования, адекватной уже сложившимся, цивилизованным рыночным отношениям, для которых характерен высокий уровень профессионализма бухгалтерского и финансового персонала, способного к принятию решений в нестандартных ситуациях, постоянно меняющихся хозяйственных условиях исходя из основополагающих принципов, сформулированных законодательством, берущего на себя ответственность за принятые решения, и системой регулирования, суть которой заключалась в жесткой тотальной регламентации и наличии подробного инструктивного материала.
Таким образом,
система нормативного- правового
регулирования бухгалтерского
Вопросы методологии и организации бухгалтерского учета в Российской Федерации, как известно, регламентируются Министерством Финансов Российской Федерации.
Цель курсовой работы – изучение нормативно- правовой базы бухгалтерского учета В Российской Федерации. Для раскрытия данной темы ставим следующие задачи :
1.Рассмотреть общую характеристику бухгалтерского учета в контексте правового регулирования.
2.Изучить законодательное регулирование бухгалтерского учета.
При написании курсовой работы были использованы исторический метод, метод сопоставления. Предмет исследования рассматривался не в рамках определенного момента времени, а в ходе его развития, изменения, в этом заключается исторический метод.
Информационная база. Федеральный закон РФ о бухгалтерском учете, как основной закон , акты законодательства РФ. Также для правильного понимания содержания правовых норм были использованы мнения и взгляды различных специалистов, описанные в учебной литературе, комментариях к законодательству и других научных трудах.
Бухгалтерский учет - гуманитарная и социально значимая наука. История бухгалтерского учета неразрывно связана с историей развития человечества. Бухгалтерские книги, которые вели величайшие люди прошлого (и ведут величайшие люди настоящего) могут сказать о многом. На что мы тратим деньги и как мы возвращаем долги, как распоряжаемся своим бюджетом - ответы на эти вопросы могут охарактеризовать человека более четко, чем ответы на вопросы психоаналитика.
Историки утверждают, что первые записи, зафиксировавшие финансовые операции, были сделаны еще 4000 лет назад. Например, египетские землевладельцы вели учет уплаты налогов зерном и льном за использование воды Нила для орошения полей. Сборщики налогов оставляли расписки в получении налога, рисуя иероглифы на стенах домов землевладельцев. По мнению археологов, глиняные знаки, обнаруженные в Месопотамии, также свидетельствуют о возникновении первых учетных принципов. Развитые системы учета имелись в Китае еще в 2000г. д.н.э., а элементы двойной бухгалтерии - в раннехристианском Риме. Существует мнение, что римлянам было знакомо понятие "амортизация".
Никому неизвестно, кто
был изобретателем
Впервые слово "бухгалтер" (буквально "книгодержатель") появилось в Германии, где 13 февраля 1498 года, то есть спустя четыре года после публикации работы Пачоли, император священной римской империи Максимилиан I подписал следующий указ: "Повелеваем делопроизводителя нашей палаты, доверенного и прилежного писца, который ведет книги, отныне называть бухгалтером, каковым должен теперь быть Христоф Штехер".
Сразу за рождением системы двойной записи по утверждениям историков (Раймонда де Рувера, в частности) наступил период застоя в развитии теории бухгалтерского учета (1494-1800 гг.). Застой связывают, прежде всего, с этапом экономического упадка итальянских городов.
Считается, что следующий этап развития бухгалтерского учета начался в конце XIX - начале XX веков. Рост промышленного производства, возникновение акционерного капитала, увеличение капиталовложений, особенно в США и Англии, - все это привело к необходимости определения отдельных бухгалтерских и финансовых категорий. Например, рост капиталовложений (и усиление роли основных средств, составляющих главную часть капитала) активизировало использование понятия "амортизация". Потребность в управленческой информации о производственных расходах и торговых издержках стимулировала поиск способов исчисления себестоимости. Разделение функций собственника и управляющего позволило выделить одну из задач бухгалтерского учета - предоставление отчетности не только управляющим, но и инвесторам, кредиторам и государственным органам.
Таким образом, с началом промышленной революции выделилась отдельная категория профессионалов - представителей учетной профессии. В городском справочнике Эдинбурга за 1773 год насчитывалось всего семь бухгалтеров. В конце же XIX века в Эдинбурге уже было создано и активно работало "Общество бухгалтеров". А в 1880 г. королева Виктория одобрила создание Института присяжных бухгалтеров Англии и Шотландии. Считается, что с этого момента профессия профессионального бухгалтера получила признание на государственном уровне.
Необходимость предоставления финансовых отчетов внешним пользователям послужила причиной проведения независимых аудиторских проверок. Считается, что первые аудиторы появились в Великобритании, примерно в середине XIX века. Закон о британских компаниях, принятый в 1862 году, уже предписывал в обязательном порядке проверку счетов компаний специалистами по бухгалтерскому учету и финансовому контролю по меньшей мере один раз в год. Приблизительно в это же время профессия аудитора появилась и в других развитых странах. В частности, во Франции был принят закон об обязательной проверке и оценке балансов акционерных обществ особыми ревизорами, именуемыми "комиссарами по счетам".
В России первые попытки
Остается отметить одно: с тех пор, как 500 лет назад Пачоли написал свою книгу, бухгалтерский учет, в сущности, остался неизменным. Сегодня программисты старательно отражают средневековые идеи в своих компьютерных разработках. Появится ли что-то новое в бухгалтерском учете с прикладной и научной точек зрения - покажет время. В СССР для централизованного управления государственной и кооперативной собственностью были созданы Госплан и плановые комиссии на местах, а также министерства, ведомства, исполнительные органы, которые непосредственно руководили предприятиями и организациями и обеспечивали органы управления необходимой информацией о работе предприятий и организаций. Бухгалтерскому учету отводилась роль единой информационной базы данных как для планирования, так и контроля за использованием ресурсов в производстве и сохранность государственной и кооперативной собственности. В этих условиях главный бухгалтер был государственным контролером, его независимость от руководителя организации подчеркивалась, прежде всего тем, что его на должность назначал вышестоящий орган.
Централизованное
Главным звеном в этой системе управления бухгалтерским учетом были министерства и ведомства. На них возлагалась разработка отраслевых инструкций по ведению бухгалтерского учета.
Теперь же Закон о бухгалтерском учете превратил главного бухгалтера в обыкновенного технического работника предприятия, которого назначает и освобождает от должности его руководитель. Ответственность за постановку бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при осуществлении хозяйственных операций несет руководитель организации, а главный бухгалтер лишь обеспечивает их соответствие законодательству Российской Федерации и контроль за движением имущества и выполнением обязательств.
А перед кем несут ответственность руководитель организации? Очевидно, перед учредителями, но не перед государством. А если это так, то следовало бы главного бухгалтера назначать и освобождать от должности решением собрания акционеров, чтобы придать ему статус независимого контролера в хозяйствующем субъекте, поднять его роль и ответственность.
А что же осталось от органов управления бухгалтерским учетом? В опубликованном проекте нового Закона о бухгалтерском учете мало внимания уделено перестройке системы управления бухгалтерским учетом.
По мнению Н.В. Пантелеева, советника ЗАО “Интераудит”, ст. 1 п. 1 проекта нужно дополнить первым абзацем об обязательном ведении бухгалтерского учета следующего содержания:
“В целях создания необходимой информации для внутреннего управления хозяйственной деятельностью , делового общения с внешними партнерами по бизнесу и обеспечения исходных данных для составления налоговых расчетов все организации и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, обязаны вести бухгалтерский учет. При отсутствии бухгалтерского учета деятельность считать несостоявшейся”.3
Главный бухгалтер должен нести ответственность за достоверность данных бухгалтерского учета, за соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации.
В законе необходимо определить орган, на который бы возлагались бы функции бухгалтерским учетом. Между такими органом и организациями должна быть установлена обратная связь. Несомненно, что между Министерством финансов Российской Федерации и организациями такая связь невозможна.
Исходя из мирового опыта таким органом мог бы стать Институт профессиональных бухгалтеров России, на который государство возложило бы функцию управления бухгалтерским учетом, наделив его соответствующими правами и ответственностью, чтобы его указания приравнивались к нормативным документам государственного регулирования и были обязательны для всех других органов управления[2.c.24].
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в стоимостном выражении об активах, обязательствах, доходах и расходах организации и их изменении, формирующуюся путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций.
В системе бухгалтерского учета организации формируется информация для внешних и внутренних пользователей. Информация, формируемая в бухгалтерском учете, должна быть полезной пользователям. Для того чтобы информация, формируемая в бухгалтерском учете, считалась полезной заинтересованным пользователям, она должна быть уместной, надежной и сравнимой.
Информация о работе Нормативно-правовая база бухгалтерского учета в РФ