Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 20:53, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение нормативно- правовой базы бухгалтерского учета В Российской Федерации. Для раскрытия данной темы ставим следующие задачи :
1.Рассмотреть общую характеристику бухгалтерского учета в контексте правового регулирования.
2.Изучить законодательное регулирование бухгалтерского учета.
Введение 3
1.Общая характеристика бухгалтерского учета в контексте правового регулирования 5
1.1.История развития и регулирования бухгалтерского учета 5
1.2.Понятие бухгалтерского учета 10
-выявление внутрипроизводственных резервов, их мобилизация и эффективное использование; оценка фактического использования выявленных резервов. 11
1.3.Построение системы нормативных актов и их содержание 11
2.Законодательное регулирование бухгалтерского учета 16
2.1.Законодательство о бухгалтерском учете 16
Большим плюсом Закона является то, что он однозначно устанавливает отражение в учете обязательств-долгов как следствия совершившихся хозяйственных операций, а не как намерения сторон совершить какие-либо операции. Это в частности означает, что в бухгалтерском учете отражается, например, долг перед поставщиками не на основании подписанного договора поставки, а как следствие исполнения условий данного договора, т.е. по факту передачи имущества. Аналогично, исходя из требования Закона, в учете должен отражаться не установленный договоренностью сторон (зарегистрированный) размер уставного капитала согласно условиям договора о совместной деятельности по созданию предприятия и других учредительных документов, а размер уставного капитала (т.е. долга организации своим учредителям) в сумме фактического внесения имущества учредителями (собственниками). Регулирование бухгалтерского учета 21
2.2. Требования, предъявляемые к Закону о бухгалтерском учете. Оценка активов и обязательств 23
2.3.Отсутствие работоспособной законодательной основы по бухгалтерскому учету 29
2.4.Обзор документов регулирующих бухгалтерский учет в РФ 32
Заключение 36
Список литературы 37
Бухгалтерский учет - это система наблюдения, измерения, регистрации, обработки и передачи информации в стоимостной оценке об имуществе, источниках его формирования, (обязательствах) и хозяйственных операциях хозяйствующего субъекта (юридического лица).
В данном определении отражены основные этапы учетного процесса (наблюдение за учетным объектом, измерение, регистрация, обработка учтенной информации и передача пользователям) и основные отличия бухгалтерского учета от статистического и оперативного:
-ограничение его рамками
хозяйствующего субъекта, в связи
с чем бухгалтерский учет
-отражение его объектов в стоимостной оценке, что также не обязательно для других видов учета.
Бухгалтерский учет обязаны вести все юридические лица, действующие на территории РФ. Прочие организации или граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, ведут учет и составляют отчетность в порядке, предусмотренном налоговым законодательством.
Основными задачами бухгалтерского учета являются: формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для использования налоговыми и банковскими органами, инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми, финансовыми и банковскими органами и иными заинтересованными организациями и лицами;[1.c.18]
-обеспечение контроля
за наличием и движением
-своевременное предупреждение
негативных явлений в
Рассмотрим более подробно
задачу “построения системы
Положительным моментом в создании новых документов нормативной базы бухгалтерского учета является участие в разработке проектов не только сотрудников Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России, но и специалистов в области бухгалтерского учета, принявших участие в соответствующем конкурсе, организованным Институтом профессиональных бухгалтеров России.
Однако и у Закона
о бухгалтерском учете
Первое. Все документы обязательны для применения организациями, о чем прямо говорится в тексте закона. В этом случае возникает резонный вопрос: как пользоваться этими нормативными актами, если в них имеются противоречия по одним и тем же вопросам?
Например, пользоваться Положением по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” (ПБУ 6/97), утвержденным приказом Минфина России от 03.09.97 №65н, или Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 20.07.98 №33н. Ведь иерархии нормативных документов закон не устанавливает.
Так, согласно п.3.1 ПБУ 6/97 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Далее, в п.п. 3.3, 3.4, 3.5 оговаривается понятие первоначальной стоимости в случаях вклада в уставный капитал основными средствами, получению их по договору дарения или иных безвозмездных случаях и в обмен на другое имущество. Первоначальной стоимостью получаемых организацией основных средств, согласно тексту ПБУ, будет соответственно согласованная стоимость, рыночная стоимость и стоимость обмениваемого на основные средства имущества, по которой оно числилось на балансе организации. Причем определение первоначальной стоимости не предполагает расширенного толкования. В данном ПБУ не оговаривается, за счет какого источника финансировать затраты, которые могут возникнуть при всех этих способах получения основных средств, например, на транспортировку или оценку. Величина этих затрат, как показывает практика, может быть достаточно существенной и значительно превосходить собственно первоначальную стоимость основных средств в трактовке ПБУ.
Согласно п.25 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств затраты по доставке основных средств по договору дарения или полученных в обмен, организация-получатель учитывает как капитальные вложения с последующим включением в первоначальную стоимость получаемого объекта.
Но, во-первых, эта
норма противоречит положениям
ПБУ. Согласно ПБУ 6/97 первоначальная
стоимость состоит лишь из
одного элемента. Во-вторых, в указаниях
ничего не говориться о
Кроме того,
текст методических указаний
по данному вопросу
Согласно экономическому содержанию все затраты, обусловленные возникновением на балансе организации конкретного актива, должны формировать его первоначальную стоимость. Однако такой вывод не вытекает из текста действующих нормативных документов. И, как следствие, организации не только не имеют возможности формировать достоверную информацию об объектах бухгалтерского учета, но и подвергаются санкциям за нарушение налогового законодательства.
Второе. Нормативные
документы порой полностью
Например, текст касающийся перечня вопросов, которые утверждаются при принятии учетной политики организации, практически без каких-либо изменений содержится:
Аналогичное замечание можно сделать и в отношении правил, касающихся бухгалтерской отчетности.
Это было бы нерационально и только, если бы текст разных документов точно повторял друг друга. Хуже для практического применения нормативных актов, когда тексты, касающиеся одного и того же вопроса, противоречат друг другу.
В п.2.1 ПБУ 6/97 установлено, что не относятся к основным средствам и учитываются организацией в составе средств в обороте:
Очевидно (хотя это явно и не указано), что в состав предметов в обороте должны включаться предметы, используемые в течение периода, превышающего 12 месяцев, но меньшего, чем обычный операционный цикл.
В частности, в ПБУ 6/97 под
стоимостью приобретенных
В рассматриваемом
случае налицо несоответствие
используемой в различных
С другой стороны, возможны ситуации, когда в соответствии с ПБУ 6/97 предметы должны учитываться в составе средств в обороте, а в соответствии с Положением о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ – в составе основных средств. В этом случае можно констатировать, что нормативные документы противоречат друг другу.
Закон о бухгалтерском учете – документ первого уровня должен быть по возможности краток и лаконичен. Он должен содержать либо обязательные для исполнения нормы, либо нормы-принципы, в соответствии с которыми строится законодательство низших уровней. Из текста закона должны быть исключены по возможности понятия и определения. Мы поддерживаем полностью приведенную в тексте проекта закона о бухгалтерском учете формулировку, основной цели законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете – обеспечение единообразного формирования полной и достоверной информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и их изменениях. В законе должны быть перечислены основные принципы формирования достоверной информации. Соответствующую статью в главе “Основные требования к ведению бухгалтерского учета” желательно так и назвать “Основные принципы формирования полной и достоверной информации”. Эти принципы должны быть собраны вместе, а не распылены в разных пунктах и статьях закона, так как именно они являются тем обоснованием, которым должен руководствоваться профессиональный бухгалтер при формировании способа бухгалтерского учета в случаях, когда действующие нормативные акты всех уровней не дают ответа на тот или иной вопрос или их последовательное применение не обеспечивает формирование полной и достоверной информации об объектах бухгалтерского учета.
На основе обозначенных выше принципов в проекте закона не стоит так подробно рассматривать вопросы бухгалтерской отчетности, которые во многом полностью дублируя друг друга, рассматриваются не только в законе, но и в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, и в действовавшем в 1999г. ПБУ 4/96 “Бухгалтерская отчетность организации”, и во вводимом с 2000г. ПБУ 4/99 с аналогичным названием.
Под законодательством о бухгалтерском учете будем понимать совокупность нормативных актов и отдельных правовых норм, регламентирующих бухгалтерский учет.
а) первый уровень - настоящий
Федеральный закон, другие федеральные
законы, Указы Президента Российской
Федерации и постановления
б) второй уровень - положения по бухгалтерскому
учету, инструкции по бухгалтерскому учету
в бюджетных учреждениях;
в) третий уровень - методические указания,
планы счетов бухгалтерского учета и инструкции
по их применению, инструкции, рекомендации
и иные аналогичные им документы;
г) четвертый уровень - рабочие документы
конкретной организации. ».
Основным нормативным актом по бухгалтерскому учету является Закон РФ «Федеральный закон о бухгалтерском учете» от 25 июня 2001г. №42-З, вступивший в силу с 1 января 2002 г. и заменивший аналогичный Закон 1996, № 48, . Все остальные нормативные документы по бухгалтерскому учету, принятые до его вступления в силу, действуют в части, не противоречащей ему.
Новая редакция Закона призвана обеспечить, в частности:
1.единообразие учета
имущества, обязательств и
2. составление и представление
сопоставимой и достоверной
Закон распространяется «на юридические лица, зарегистрированные на территории РФ, филиалы и представительства, в том числе иностранных организаций, хозяйственные группы, простые товарищества, государственные органы (далее - организации), а также на индивидуальных предпринимателей» . Это означает, что если согласно старой редакции Закона лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, вели учет и представляли бухгалтерскую (финансовую) отчетность в порядке, предусмотренном налоговым законодательством, то теперь они обязаны вести учет согласно требований новой редакции Закона. На предприятиях с иностранными инвестициями бухгалтерский учет также ведется на основании белорусского законодательства. [3.c.15]
Информация о работе Нормативно-правовая база бухгалтерского учета в РФ