Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 20:53, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение нормативно- правовой базы бухгалтерского учета В Российской Федерации. Для раскрытия данной темы ставим следующие задачи :
1.Рассмотреть общую характеристику бухгалтерского учета в контексте правового регулирования.
2.Изучить законодательное регулирование бухгалтерского учета.
Введение 3
1.Общая характеристика бухгалтерского учета в контексте правового регулирования 5
1.1.История развития и регулирования бухгалтерского учета 5
1.2.Понятие бухгалтерского учета 10
-выявление внутрипроизводственных резервов, их мобилизация и эффективное использование; оценка фактического использования выявленных резервов. 11
1.3.Построение системы нормативных актов и их содержание 11
2.Законодательное регулирование бухгалтерского учета 16
2.1.Законодательство о бухгалтерском учете 16
Большим плюсом Закона является то, что он однозначно устанавливает отражение в учете обязательств-долгов как следствия совершившихся хозяйственных операций, а не как намерения сторон совершить какие-либо операции. Это в частности означает, что в бухгалтерском учете отражается, например, долг перед поставщиками не на основании подписанного договора поставки, а как следствие исполнения условий данного договора, т.е. по факту передачи имущества. Аналогично, исходя из требования Закона, в учете должен отражаться не установленный договоренностью сторон (зарегистрированный) размер уставного капитала согласно условиям договора о совместной деятельности по созданию предприятия и других учредительных документов, а размер уставного капитала (т.е. долга организации своим учредителям) в сумме фактического внесения имущества учредителями (собственниками). Регулирование бухгалтерского учета 21
2.2. Требования, предъявляемые к Закону о бухгалтерском учете. Оценка активов и обязательств 23
2.3.Отсутствие работоспособной законодательной основы по бухгалтерскому учету 29
2.4.Обзор документов регулирующих бухгалтерский учет в РФ 32
Заключение 36
Список литературы 37
В п. 6.3 Положения по бухгалтерскому учету “Доходы организации” (ПБУ 9/99), утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 №32н и вводимого в действие с 2000г., говориться: “Величина поступления и (или) дебиторской задолженности по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, принимаются к бухгалтерскому учету по стоимости товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией. Стоимость товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией, устанавливаю исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей).
При невозможности
установления стоимости
Таким образом,
в данном случае речь идет
о цене, а не о балансовой
стоимости обмениваемого
Не снимает данного
противоречия и положение об
оценке, приведенной в проекте
закона. Из двух возможных вариантов
оценки в товарообменной
Такого рода противоречия,
возникающие уже в новых
Прежде чем вводить какие-либо категории оценки активов в содержание отдельных нормативных актов, необходимо обсудить вопросы, представляющие собой концептуальные аспекты перевода отечественного учёта на МФСО. Таким вопросами выступают: оценка активов при товарообменных операциях; унификация понятийного аппарата и определение сущности отдельных терминов; установление механизма контроля за содержанием подготавливаемых нормативных актов и т.п.
Детализацию способов оценки
необходимо осуществлять в нормативных
актах второго уровня, конкретно
– в Положении по ведению бухгалтерского
учёта и бухгалтерской
Второй уровень документов в системе нормативного регулирования бухгалтерского учёта в настоящее время почти сложился. Это – положения по бухгалтерскому учёту, которые создаются, как известно, согласно Программе реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с Международными стандартами финансовой отчётности, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.98 №283.
Для того, чтобы ПБУ
полностью соответствовали
Задача, стоящая перед российским законодательством, значительно сложнее: обеспечить взвешенную, разумную гармонизацию основных положений, принципов МСФО, действующего в Российской Федерации гражданского законодательства и отечественных исторических и культурных традиций. По сути дела речь идёт не о переходе на Международные стандарты финансовой отчётности, а о создании национальных стандартов, отвечающих одновременно требованиям как минимум трёх групп факторов, перечисленных выше.
Поэтому ответ на вопрос о том, плох или хорош тот или иной стандарт, заключается не в проведении анализа на соответствие конкретному МСФО, а в умении авторов ПБУ учесть при его разработке одновременно текст самих МСФО с учётом тенденций их изменения на международном уровне и нормы действующего в Российской Федерации гражданского законодательства, национальные и исторические традиции, особенности переходного периода.
Вряд ли стоит упоминать о том, что ни одно из ПБУ не будет с этих позиций достаточно совершенно. Николаева С.А. предлагает следующий выход из создавшегося положения
-во-первых, отечественная
наука по бухгалтерскому учёту
должна попытаться
-во-вторых, нужно обеспечить участие максимально большого количества проектов ПБУ в конкурсе на лучший проект.
Так как система МСФО
создавалась “несистемно”, многие
вопросы бухгалтерского учёта и
отчётности в ней отсутствуют, созданные
стандарты постоянно
Методологическую работу по формированию системы нормативного регулирования бухгалтерского учёта в России должна проводить аккредитованная при Министерстве финансов РФ профессиональная организация бухгалтеров и аудиторов. Она должна осуществлять и координацию научных исследований в области методологии бухгалтерского учёта.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.11.96 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", с изменениями от 23.07.98г., далее - Закон, "Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из настоящего Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации".
Что видно из этой фразы? Само понятие "законодательство о бухучете", принятое Законом, не предусматривает взаимосвязанной системы, т.к. не уточняет, что другие федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ должны быть приняты в соответствии с Законом.
Далее, в соответствии
с п.1 ст.5 "Регулирование бухгалтерского
учета", "общее методологическое
(!) руководство бухгалтерским
Пункт 2 этой же статьи "уточняет",
что "Органы, которым федеральными
законами предоставлено право
а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;
в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета".
Т.е. на момент принятия Закона не было еще ясно, кто же будет регулировать бухучет в России?! Причем неясно до сих пор! Ну не может правительство (а это несколько десятков министров по различным отраслям) осуществлять методологическое руководство бухгалтерским учетом! А поэтому не может быть не только системы, но и вообще учета, по которому предъявляются какие-либо требования к налогоплательщикам, если в Законе не определены органы, разрабатывающие и утверждающие обязательные для исполнения нормативные акты и методические указания по бухучету. Эти органы не определены до сих пор. Во всяком случае документально, с внесением изменений в Закон.
Дальше можно было бы и не продолжать. Для доказательства откровенного несовершенства Закона достаточно вышеприведенных статей 3 и 5. Все нижесказанное - это только мизерный процент следствия несовершенства существующего Закона.[4.c.27]
Согласно той же ст.
5 "Нормативные акты и методические
указания по бухгалтерскому учету, издаваемые
органами, которым федеральными законами
предоставлено право
Согласно п.3 ст. 13 Закона "Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации". Вопрос, не противоречащие каким нормативным актам? И не противоречащие в чем конкретно? Ведь если регулируют разные ведомства, значит их учет различается существенно. И почему они не должны противоречить актам именно Минфина, если методологическое руководство, согласно ст. 3, осуществляет Правительство? П.4. ст.13 предусматривает "неприменение правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете". Прежде всего, вопрос, неприменение каких правил? Кем и какими документами они установлены? Возможно неприменение с каким обоснованием? Что является достаточным для обоснования? Кто определяет, что представленное оправдание является обоснованным? Правительство, МНС, Минфин? Ведь далее следует вторая часть пункта - в противном случае … это признается нарушением. А согласно ст. 120 Налогового Кодекса "несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика…" влекут взыскание штрафа в размере от пяти до пятнадцати тысяч рублей". Т.е. статьей 13 Закона предполагается, а статьей 120 НК РФ констатируется, что существуют система бухгалтерского учета, единые требования к отражению на счетах бухучета хозяйственных операций, проще говоря, единое методологическое руководство бухгалтерским учетом на законодательном уровне. А этого, как мы выяснили из Закона о бухгалтерском учете, как раз и нет. В соответствии с подпунктом 2б статьи 5 Закона "органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности". В Законе нет ссылки ни на один конкретный документ, устанавливающий правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, перечень обязательных и рекомендуемых регистров учета, их формы, необходимость и порядок их заполнения, порядок переноса сводных данных в оборотные ведомости, главную книгу, наконец - в баланс. С разбивкой по каждому счету и даже налогу. (Да, у нас есть "постановка" на учет и обязательное ведение учета налогов. Например, НДС. Только этого нет ни в одном регистре. Да это и не удивительно. Регистры сами по себе существуют, вернее их перечень, но такой древности, что Закон на них и не ссылается).
Информация о работе Нормативно-правовая база бухгалтерского учета в РФ