Нормативно-правовая база охраны труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 05:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью представленной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ проблемы обеспечения охраны труда и правового регулирования правоотношений, возникающих в результате несчастных случаев на производстве.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить тенденции развития норм об охране труда;
- определить содержание и признаки охраны труда и правового регулирования правоотношений, возникающих в результате несчастных случаев на производстве как правового института;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА 6
1.1 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПО ОХРАНЕ ТРУДА 6
1.2 НОРМАТИВНАЯ И НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ 10
ГЛАВА 2. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА СТОРОН ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА 14
2.1 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ ТРУДА 14
2.2 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА ПО ОХРАНЕ ТРУДА 17
2.3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 27

Файлы: 1 файл

Курсовая БЖД.docx

— 45.53 Кб (Скачать)

В случае, если предоставление другой работы по объективным причинам работнику невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии со ст.157 ТК РФ и иными федеральными законами.

В случае необеспечения работника  в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной и коллективной защиты работодатель не имеет права требовать от работника  исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с ТК РФ (ст.157 ТК РФ).

Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения  опасности для его жизни и  здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых  работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных  трудовым договором, не влечет за собой  привлечения его к дисциплинарной ответственности.

В случае причинения вреда  жизни и здоровью работника при  исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с федеральным  законом.

2.3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА

В целях предупреждения и  устранения нарушений законодательства об охране труда государство обеспечивает организацию и осуществление  государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований (ст.419 ТК РФ).

Государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) при  осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право:

– беспрепятственно в любое  время суток при наличии удостоверений  установленного образца посещать в  целях проведения инспекции организации  всех организационно-правовых форм и  форм собственности;

– запрашивать у работодателей  и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

– изымать для анализа  образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя  и составлять соответствующий акт;

– расследовать в установленном  порядке несчастные случаи на производстве;

– предъявлять работодателям  и их представителям обязательные для  исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных  нарушениях к дисциплинарной ответственности  или об отстранении их от должности  в установленном порядке;

– направлять в суды при  наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

– отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном  порядке обучение безопасным методам  и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих  местах и проверку знаний требований охраны труда;

– запрещать использование  и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих  требованиям охраны труда средств  индивидуальной и коллективной защиты работников;

– выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение  производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение  новых технологий;

– выдавать заключения о  возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;

– привлекать к административной ответственности в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении законов  и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда в  связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также  направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных  лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд;

– выступать в качестве экспертов в суде по искам о  нарушении законов и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы трудового  права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию  труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного  трудового спора (за исключением  исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется  решение суда), государственный инспектор  труда при выявлении нарушения  трудового законодательства или  иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового  права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение десяти дней с момента его получения работодателем или его представителем.

Виды ответственности  за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, приводятся в ст. 419 ТК РФ. Согласно ей лица, виновные в нарушении указанных правовых актов, привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке установленном федеральными законами.

1. Дисциплинарная ответственность.  Порядок привлечения работников  к дисциплинарной ответственности  регламентируется ст.ст.192 – 195 ТК  РФ. Ст.192 предусмотрено, что за  совершение дисциплинарного проступка,  т.е. за неисполнение или ненадлежащее  исполнение работником по его  вине возложенных на него трудовых  обязанностей, работодатель вправе  применить в отношении этого  работника следующие дисциплинарные  взыскания:

а) замечание;

б) выговор;

в) увольнение по соответствующим  основаниям

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для  отдельных категорий работников могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания. Отметим, что  в данном случае речь идет не об уставах  организаций, а о тех уставах, которые утверждает Правительство  РФ для работников организаций некоторых  отраслей народного хозяйства, например, железнодорожного транспорта.

2. Административная ответственность.  Привлечение работодателей и  должностных лиц к такому виду  ответственности осуществляется  в соответствии с Кодексом  РФ об административных правонарушениях  (далее КоАП РФ ).

2.1. Согласно ст.5.27 КоАП  РФ нарушение законодательства  о труде и об охране труда  влечет наложение административного  штрафа на должностных лиц  в размере от 5 до 50 минимальных  размеров оплаты труда.

Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному  наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию  на срок от одного года до трех лет. Порядок  дисквалификации изложен в ст.3.11 КоАП РФ.

2.2 Полномочиями по привлечению  к административной ответственности  наделены специальные органы  государственного надзора и контроля (см. гл.57 ТК РФ).

3. Уголовная ответственность.  Согласно ст.143 УК РФ  нарушение правил техники безопасности и иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, – наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

То же деяние, повлекшее  смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с  лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет  или без такового.

Уголовная ответственность  предусмотрена и за другие нарушения  правил безопасности: за нарушение  безопасности на объектах атомной энергетики (ст.215 УК РФ), при ведении горных, строительных и иных работ (ст.216 УК РФ), нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст.217 УК РФ), нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ  и пиротехнических изделий (ст.218 УК РФ), нарушение правил пожарной безопасности (ст.219 УК РФ).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из основных методов  регулирования трудовых и непосредственно  связанных с трудовыми отношений  является сочетание централизованного  и локального способов. Причем на централизованном уровне закрепляется минимальный социальный стандарт, который не может быть понижен на иных уровнях ни при каких обстоятельствах. К одному из элементов такого стандарта можно отнести государственные гарантии по обеспечению каждому работающему здоровых и безопасных условий труда.

В Рекомендации МОТ от 21.09.1929 г.  рекомендуется, чтобы правовым путем активно и постоянно  поощрялись принятие мер в целях содействия улучшению техники безопасности, в частности, следующих мер:

– создание на заводах организаций  по технике безопасности, в компетенцию  которых входили бы мероприятия  по расследованию каждого несчастного  случая, имевшего место на этом заводе, и рассмотрение методов, которые  должны быть приняты для предотвращения их повторения; систематическое наблюдение за механизмами, машинами и оборудованием с целью обеспечения безопасности, и в особенности для наблюдения за тем, чтобы все ограждения и другие защитные приспособления содержались в надлежащем порядке и состоянии; объяснение новым, и в особенности молодым, трудящимся возможных опасностей при работе машин или оборудования, связанных с их трудом; организация первой помощи и перевозки пострадавших трудящихся; поощрение предложений, вносимых работающими лицами в целях повышения безопасности труда;

– чтобы государство организовало подготовку монографий о причинах несчастных случаев и их предотвращении в  некоторых отраслях промышленности или некоторых процессах, причем эти монографии подготавливались бы службой государственной инспекции  или другими компетентными органами и обобщали опыт, приобретенный в  отношении наилучших мероприятий  по предотвращению несчастных случаев  в данной промышленности или в данном процессе, печатались государством для сведения предпринимателей, инженерно-технических работников заводов и трудящихся данной отрасли промышленности, а также организаций предпринимателей и трудящихся.

– государство приняло  меры для включения в учебные  программы начальных школ уроков, имеющих целью привить навыки осторожности, а в учебные программы  школ второй ступени – уроков по предотвращению несчастных случаев  и по оказанию первой помощи. В школах профессионального обучения всех ступеней должно производиться обучение по предотвращению несчастных случаев на производстве и ученикам должна внушаться важность этого предмета как с экономической, так и с моральной точки зрения.

– должны применяться меры для обеспечения того, чтобы на всех предприятиях содержались необходимые для первой помощи материалы, готовые к использованию, и чтобы первая помощь оказывалась надлежащим образом обученными лицами. Желательно также принять меры для того, чтобы при серьезных несчастных случаях врачебная помощь могла оказываться как можно скорее. Должны быть также приняты меры для предоставления карет скорой помощи в целях быстрой доставки пострадавших лиц в больницу или домой.

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативные акты:

1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993

2. Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» от 16.12.1966

3. Рекомендация № 31 Международной организации труда «О предотвращении несчастных случаев на производстве» (Принята в г. Женеве 21.06.1929 на 12-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 – 1956. – Т. I. – Женева: Международное бюро труда, 1991. – С. 171 – 177.

4. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ

6. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ

7. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ

8. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ

9. Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17.07.1999 № 181-ФЗ

10. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 № 125-ФЗ


Информация о работе Нормативно-правовая база охраны труда