Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 15:12, реферат
Понятие и содержание права собственности; Понятие и особенности государственной и муниципальной собственности; Разграничение государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов и муниципальную собственность; Экономическая направленность преобразований государственного сектора; Организационно - экономическое функционирование объектов государственной собственности;
3. Объекты оборонного производства:
3.1. все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, ракетные носители, космические и летательные аппараты, военное снаряжение, предприятия и объекты, обеспечивающие обслуживание, запуск и сопровождение космических аппаратов, осуществляющие НИР и ОКР в указанных областях – независимо от доли военных заказов;
3.2. защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.
4. Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства:
4.1. предприятия добывающей промышленности, за исключением добычи местного сырья;
4.2. предприятия топливно-энергетического комплекса;
4.3. предприятия и объекты электроэнергетики, за исключением отнесенных к муниципальной собственности;
4.4. предприятия и объекты отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта, речного и морского флота, предприятия газификации (кроме отнесенных к муниципальной собственности);
4.5. федеральные автомобильные дороги общего пользования и обслуживающие их организации;
4.6. предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры;
4.7. государственные племенные и конные заводы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия и хозяйства по производству ценных и анадромных видов рыб, серпентарии.
5. Прочие объекты:
5.1. предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препаратов;
5.2. предприятия и организации по производству спиртовой и ликеро-водочной продукции.
Объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в собственность субъектов:
1. предприятия всех отраслей народного хозяйства, признанные в соответствии с законодательством РФ занимающими доминирующее положение на республиканском (Российской Федерации) или местных рынках товаров (работ, услуг);
2. крупнейшие предприятия народного хозяйства;
3. предприятия атомного и энергетического машиностроения;
4. предприятия рыбопромысловой промышленности;
5. зверосовхозы;
6. государственные санаторно-курортные учреждения (не входящие в состав имущества предприятий), объекты гостиничного хозяйства, находящиеся в ведении центральных органов государственного управления РФ;
7. учреждения здравоохранения и народного образования, культуры и спорта, кроме отнесенных к муниципальной собственности;
8. научно-исследовательские, проектно-конструкторские, геологоразведочные и изыскательские организации, а в случае нахождения их в составе научно-производственных объединений – указанные объединения;
9. предприятия автомобильного транспорта (за исключением отнесенных к муниципальной собственности);
10. предприятия по строительству и эксплуатации водохозяйственных систем и сооружений;
11. предприятия телевидения и радиовещания, полиграфические предприятия, издательства, информационные и телеграфные агентства, находящиеся в ведении Министерства печати и массовой информации РФ;
12. средние специальные и профессиональные учебные учреждения;
13. предприятия общереспубликанского значения в строительстве, производстве строительных материалов и конструкций;
14. оптово-складские помещения, элеваторное хозяйство, холодильные установки, базы материалов и конструкций;
15. предприятия, включенные в перечень организаций, привлекаемых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Объектами, которые относятся к муниципальной собственности, являются следующие:
1. Объекты государственной собственности, расположенные на территориях соответствующего города (за исключением городов районного подчинения), района (за исключением районов в городах):
- жилищный и нежилой фонд, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения;
- жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты, отнесенные к муниципальной собственности;
- объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;
- другие объекты, находящиеся в оперативном управлении городских и районных исполнительных органов власти.
2. Объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти и управления субъектов федерации и находящиеся на территории соответствующих городов:
- предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;
- оптово-складские мощности, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации, необходимые для обеспечения товарооборота и объема услуг указанных предприятий;
- учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культур и спорта.
3. Предприятия и объекты общественного питания, учреждения народного образования, здравоохранения, культуры и спорта, находящиеся в ведении Министерства сельского хозяйства РФ.
4. Предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, находящиеся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий.
В том случае, если объект не входит ни в один из вышеприведенных перечней, он относится к федеральной собственности, а фактическое управление осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта федерации.
В процессе разграничения государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов федерации и муниципальную собственность были приняты отдельные нормативно-правовые акты для детализации процесса разграничения отдельных групп объектов (например, Постановление правительства РФ от 7.03.1995 №235 ''О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность''). С рядом субъектов федерации были заключены соглашения, регулирующие порядок взаимодействия конкретного субъекта и федерации в целом. Так, Нижегородской областью в 1996 г. было заключено Соглашение между Правительством Российской Федерации и Администрацией Нижегородской области о разграничении государственной собственности и осуществлении полномочий по управлению федеральным имуществом на территории Нижегородской области.
К настоящему моменту процесс разграничения государственной собственности в целом урегулирован, тем не менее, остается ряд проблем (например, конкретизация принципов по объектного разграничения, фиксация права собственности, взаимодействие отдельных органов и должностных лиц в процессе разграничения и другие), разрешить которые возможно только с принятием специального законодательного акта, регулирующего правоотношения в данной области. Создание такого закона предусмотрено Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ, поэтому органам власти и управления необходимо обратить внимание на эту область управления, особенно в свете укрепления положения государственной и муниципальной собственности в целом. Отдельным предметом регулирования безусловно должна стать земля, процессы ее разграничения между федерацией, субъектами и муниципальными образованиями, разгосударствления земельного фонда, которые только начинаются.
Экономическая направленность преобразований государственного сектора
Современное развитие экономики и реализация намеченных реформ требуют дальнейших преобразований государственного сектора, устойчивого режима их осуществления и стимулирования эффективного проведения. Стратегические цели таких изменений в государственном секторе обусловлены требованиями дальнейшего изменения экономических отношений во всех сферах народного хозяйства страны, и один из способов - качественное изменение имеющихся отношений собственности через структурные преобразования.
Экономические преобразования носят инерционный характер и в большей степени затрагивают отдельные отрасли промышленности, обеспечивающие в основном экономический результат функционирования российской экономики. Глубоких преобразований производительных сил, сопровождающихся обновлением отношений собственности и его приспособлением к изменяющимся внутренним и внешним экономическим условиям, пока не произошло.
В переходный для России период при осуществлении структурных преобразований в сфере государственной собственности необходимо иметь возможность активного их проведения при обеспечении управляемости экономическими процессами. Государственная собственность не в состоянии проявить свой потенциал, если будет занимать исключительное, доминирующее положение в экономике страны. Только при активном взаимодействии с другими секторами и формами собственности, при конкуренции с ними и будут ускоряться структурные преобразования в народном хозяйстве.
Целью структурных преобразований является применение системного комплекса мер по целенаправленной деятельности государства для осуществления изменений в сфере отношений собственности, определяемый новыми соотношениями государственного и негосударственного секторов, и оказание влияния на параметры экономики.
Для ее реализации используются уже известные механизмы реструктуризации: разгосударствление; приватизация; национализация; организационно-правовые процедуры — внешнее управление, конкурсное производство, банкротство и др., проводимые в рамках действующего законодательства.
Одни из них достаточно активно использовались в начале реформ и продолжают осуществляться в настоящее время, иные пока не нашли широкого практического применения. В конечном итоге действие всех указанных механизмов должно быть целенаправленным для совершенствования структуры государственной собственности и повышения эффективности экономики.
Структурные преобразования собственности позволяют государству по результатам их проведения выполнять задачи по регулированию экономическими процессами, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также выработать принципы эффективного функционирования государственной собственности. Такие преобразования в государственном секторе экономики должны охватывать большинство объектов собственности, входящие в его состав. Посредством структуризации объектов государственной собственности формируется соответствующий современным рыночным преобразованиям (с учетом особенностей переходного периода) государственный сектор экономики.
Государству необходимо обосновать цели и выбрать соответствующие методы воздействия на объекты собственности при преобразовании и формировании государственного сектора экономики. Государство, используя ее возможности, исключительно в рамках своих задач, исходит из отношений ко всем формам собственности, и диктуемое требованиями рыночных отношений, создает соответствующие институты.
Начиная реструктуризацию, необходимо предварительно выбрать по объектам государственной собственности, входящих в состав государственного сектора, показатели, отражающие экономические условия их функционирования, способные также оценить их техническое или технологическое состояние (также и после ее проведения, исходя из конечной цели реструктуризации). По данной группе объектов назначить органы по их управлению и отвечающие за их деятельность; выбрать показатели оценки эффективности функционального использования. Выявить основные проблемы при обеспечении устойчивого функционирования структурированных объектов собственности с точки зрения интересов государства (Федерации, ее субъектов, населения).
Как известно, в экономике действует “закон непрерывного, интенсивного обновления производства и предлагаемых материальных услуг и благ”1.( 1 Научные труды Международного союза экономистов. — М., СПб., 1995. С. 35. ) Это вытекает из закона возрастания потребностей, определяющего спрос на новые виды продукции. Данный закон выявляет главные движущие силы и стимулы прогресса в различных сферах (создание интеллектуальных благ, предоставление услуг, промышленное производство, и т. д.). Он объясняет и огромное разнообразие товаров и услуг, предлагаемых рынком индивидуальному потребителю, их высокое качество и быстрое обновление. В связи с этим его можно назвать структуризацию составной частью закона обновления.
При осуществлении структурной перестройки (как глобальной Англия, так и частичной - Франция) все развитые страны также сталкивались со значительными экономическими трудностями, и в том числе с проблемами удовлетворения спроса. В конечном итоге структурные преобразования в сфере собственности привели к изменению технологий в производственных процессах и поиску новых возможностей и взаимосвязей в экономике для ее дальнейшего развития; закрытию неперспективных предприятий и налаживанию новых производственных связей. Этот опыт является уникальным. Необходимо его осмысление и частичное заимствование для использования в России при проведении структуризации государственной собственности.
Так, в Японии для неперспективных отраслей и предприятий составлялись пятилетние планы свертывания мощностей. Даже в отраслевом разрезе сотни предприятий выводились из эксплуатации. Таким способом решались задачи концентрации ресурсов. Акцент в инвестиционной политике большинства стран ставился на внедрение передовых технологий межотраслевого многоцелевого характера (электронные средства управления не только предприятием, но и всем циклом изготовления товаров от производства сырья до их доставки к потребителю; робототехника; информационное оборудование и т. п.)[3] Современная экономика иных развитых стран с их высоким динамизмом приобретает такие черты, как неуклонное возрастание доли сферы услуг в общем объеме ВВП при сохранении и росте высоких абсолютных показателей производства материальных благ. Существенно изменяется структура занятых: возрастает удельный вес лиц творческого, интеллектуального труда.
Информация о работе История приватизации в России: теория и практика