Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 15:12, реферат
Понятие и содержание права собственности; Понятие и особенности государственной и муниципальной собственности; Разграничение государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов и муниципальную собственность; Экономическая направленность преобразований государственного сектора; Организационно - экономическое функционирование объектов государственной собственности;
- применение договорной ответственности;
- обязательства вследствие причинения вреда;
- обязательства вследствие неосновательного обогащения.
Общие положения о праве собственности, изложенные в настоящей части исследования, в полной мере относятся к таким формам собственности, как государственная и муниципальная собственность.
Понятие государственной и муниципальной собственности в современном виде существует достаточно недавно и его не следует отождествлять с пониманием государственной собственности в советский период. До начала реформ 90-х годов объем государственной собственности в нашей стране был исключительно велик – большинство производственных фондов, материальных и иных ресурсов принадлежало государству. В собственности граждан (личной собственности) могли находится лишь немногие объекты, при этом действовали количественные ограничения. Законодательство было построено на приоритете права государственной собственности и рассматривало личную собственность как вторичный, не требующий особого внимания предмет. Первым нормативно-правовым актом, который воспринял иной взгляд на собственность, был Закон РСФСР от 24 декабря 1990г. №443-1 ''О собственности в РСФСР'' (в ред. Закона РФ от 24.06.1992 №4966-1, Указом Президента РФ от 24.12.1993 №2288, ФЗ от 01.07.1994 №9-ФЗ)[1]. Данный Закон положил начало существующим сейчас нормам о собственности, выработав основные принципы и наметив дальнейшие пути развития.
П. 3 ст. 2 Закона закреплял положение о том, что имущество может находиться в частной, государственной, муниципальной собственности, а также в собственности общественных объединений. Также было отмечено, что установление государством в какой бы то ни было форме ограничений или преимуществ в осуществлении права собственности в зависимости от нахождения имущества в частной, государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений не допускается. Впервые было разграничено право государственной и право муниципальной собственности, обозначены субъекты этих прав и в общем виде перечислены объекты, которые могут находиться в государственной и муниципальной собственности. В ст. 22 Закона было введено понятие ''государственная казна''. В целом, Закон РСФСР ''О собственности в РСФСР'' отражал изменения, происходящие в нашей стране в 80-90 гг. прошлого века, и послужил началом нового понимания собственности, в том числе и государственной.
В настоящее время государственная и муниципальная собственность существуют как самостоятельные формы собственности, отличаясь друг от друга в основном по субъектному составу собственников.
Согласно п. 1 ст. 214 ГК РФ ''Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на прав собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
На основании п. 1 ст. 215 ГК РФ ''Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью''. Ст. 29 ФЗ ''Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации'' приводит перечень имущества, которое может входить в состав муниципальной собственности, это: средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое недвижимое имущество.
Государственную и муниципальную собственность принято подразделять на группы:
1. распределенное государственное и муниципальное имущество – собственность государства или муниципального образования, закрепленная за государственными или муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; в отношении этой группы имущества правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению ограничены;
2. нераспределенное государственное и муниципальное имущество (имущественная казна).
Право государственной и муниципальной собственности в целом имеет ряд особенностей, позволяющих четко отделить его от иных прав собственности:
- государственная и муниципальная собственность являются публичными формами собственности;
- субъектом права собственности является само государственное образование, а управление и распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом осуществляют органы государственного управления, а также специально уполномоченные юридические и физические лица;
- полномочия собственника государство осуществляет путем издания нормативно-правовых актов;
- Российская Федерация может иметь на праве собственности любое имущество, в том числе и изъятое из оборота, а субъекты РФ – любое имущество, за исключением имущества, отнесенного к исключительной собственности Российской Федерации (например, ядерное оружие);
- существуют способы приобретения права собственности, характерные только для государства: национализация, конфискация, реквизиция, иные случаи принудительного возмездного изъятия имущества, налоги и др.;
- присущее только государственной собственности основание прекращения права собственности – приватизация, то есть отчуждение имущества из государственной (а также муниципальной) собственности в собственность граждан или юридических лиц в порядке, установленном законом.
Особенно интересным представляется субъектный состав права государственной и муниципальной собственности. Субъектами права государственной собственности могут быть Российская Федерация и субъект РФ, муниципальной собственности – муниципальное образование. Эти субъекты осуществляют права и обязанности собственника через уполномоченные на то органы, каждый из которых в отдельности может и не обладать в полной мере полномочиями собственника. Нередко распределение составляющих права собственности – права владения, права пользования и права распоряжения – происходит между органами, относящимися к различным ветвям власти. Такой подход обеспечивает защиту от попыток узурпации права собственности отдельным государственным или муниципальным институтом, а также способствует взаимоконтролю органов власти. На основании существующего законодательства возможна передача некоторых правомочий собственника (в основном права владения и пользования) иному публично-правовому образованию, чаще от федерации к субъекту и от субъекта к муниципальному образованию.
Одной из важнейших особенностей является и то, что субъекты права государственной и муниципальной собственности самостоятельно создают правовые нормы, регулирующие правовое положение данных форм собственности. Общие принципы устанавливаются на уровне федерального законодательства, а субъекты федерации и муниципальные образования в рамках своей компетенции их детализируют.
В настоящее время на федеральном уровне созданы основные нормы, в которых закреплены понятие государственной и муниципальной собственности, ее состав, субъекты права государственной и муниципальной собственности. В части регулирования федеральной собственности определен порядок управления федеральной собственностью, разделены полномочия органов, задействованных в процессе управления, конкретизированы положения по управлению отдельными видами федерального имущества (унитарными предприятиями, акциями, объектами недвижимости и др.). Огромное внимание уделяется приватизации как способу распоряжения федеральным имуществом. За исключения установления основных и принципов и порядка приватизации, которые закреплены на законодательном уровне, подавляющее большинство остальных вопросов разрешаются подзаконными актами, что не способствует установлению стабильности в этой области. В субъектах федерации и муниципальных образованиях создана обширная нормативно-правовая основа, охватывающая различные аспекты управления собственностью. Возьмем в качестве примера Нижегородскую область, где можно выделить следующие направления развития нормативно-правовой базы[2]:
- приватизация государственных предприятий, объектов недвижимости;
- управление недвижимостью и регулирование земельно-имущественных отношений и рынка недвижимости;
- создание кадастра недвижимости;
- развитие землеустройства и повышение государственного контроля за целевым использованием земель и соблюдением земельного законодательства;
- управление государственными предприятиями;
- управление территориально-
- стимулирование инвестиционной деятельности;
- управление акциями и иными ценными бумагами, находящимися в собственности области, контроль за деятельностью хозяйственных обществ, созданных при участии области.
Схожие направления развития наблюдаются и в иных субъектах.
На муниципальном уровне, в отличие от федерального и субфедерального, большое внимание уделяется регулированию положения нераспределенной части собственности – казне, а также процессу управления социально важными объектами, особенно жилым фондом.
Государственная и муниципальная собственность является неотъемлемой составляющей каждого государства. Ее наличие способствует выполнению публично-правовыми образованьями своих функций, прежде всего экономических и социальных, а также обеспечивает их внешнюю и внутреннюю независимость.
Разграничение государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов и муниципальную собственность
Вопрос о разграничении государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов и муниципальную собственность появился в начале 90-х годов прошлого века в связи с появлением самих понятий ''Российская Федерация'', ''субъект федерации'', ''муниципальное образование'' и разделением в Законе РСФСР ''О собственности в РСФСР'' данных форм собственности. Этот вопрос не потерял актуальность и сейчас, поскольку процесс разграничения не завершен и при его осуществлении периодически возникают те или иные трудности.
Основные направления разграничения урегулированы Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 ''О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность'' (в ред. Постановлений ВС РФ от 23.05.1992 №2824-1, от 27.01.1993 №4374-1, от 21.07.1993 №5475-1, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.09.1993 №15-П) и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утверждено Распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 №114-рп. Данные документы устанавливают принципы и порядок разграничения, процесс его оформления. Все объекты разделены на три группы:
1. объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности;
2. объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов федерации;
3. объекты, относящиеся к муниципальной собственности.
Объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности, являются следующие:
1. Объекты, составляющие основу национального богатства страны:
1.1. ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны РФ;
1.2. охраняемые или особым образом используемые природные объекты;
1.3. объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории РФ.
2. Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач:
2.1. государственная казна РФ (средства республиканского бюджета РФ, Пенсионного фонда РФ, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов РФ, Центрального банка РФ; золотой запас, алмазный и валютный фонды;
2.2. имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета РФ, а также расположенных на территории РФ учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР;
2.3. высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской Академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования РФ, Министерства науки и технической политики РФ, Министерства здравоохранения РФ, государственных научных центров;
2.4. предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраны окружающей природной среды и природных ресурсов;
2.5. предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической ветеринарной службы, службы защиты растений;
2.6. предприятия патентной службы, стандартизации и метрологии, машиноиспытательные станции и полигоны;
2.7. государственные запасы и мобилизационные резервы, а также предприятия, обеспечивающие их сохранение;
2.8. предприятия исправительно-трудовых учреждений и лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел РФ.
Информация о работе История приватизации в России: теория и практика