Этикет коммуникаций: история, теория, практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:41, реферат

Краткое описание

С древнейших времен люди вынуждены были соблюдать определенные правила и нормы поведения для того, чтобы облегчить себе жизнь. Без них нельзя было выжить даже в первобытнообщинном обществе.
Сама по себе совместная жизнь людей в любом обществе предполагает наличие определенных правил. Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что этикет как свод определенных правил поведения появился одновременно с возникновением первобытного человеческого общества как необходимое условие его существования.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Этикет коммуникаций: исторический аспект 6
Глава 2. Этикет коммуникаций – основные теоретические положения 10
Глава 3. Применение этикета коммуникаций на практике в современное время 18
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

Этикет коммуникаций.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

Этикет  коммуникаций: история, теория, практика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

С древнейших времен люди вынуждены были соблюдать определенные правила и нормы поведения  для того, чтобы облегчить себе жизнь. Без них нельзя было выжить даже в первобытнообщинном обществе. 

Сама по себе совместная жизнь людей в любом  обществе предполагает наличие определенных правил. Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что этикет как свод определенных правил поведения появился одновременно с возникновением первобытного человеческого общества как необходимое условие его существования.

Первоначально эти правила были едиными, то есть они регламентировали одновременно юридические, экономические, кровнородственные, религиозные и нравственно-этические отношения. Им подчинялись все члены общины. Таким образом, этикет в этот период времени не выступал самостоятельно, отдельно от других правил, регулирующих общественную жизнь первобытного коллектива, а представлял собой часть этих общих правил. 

Разумеется, подобные правила были ненаписанными и негласными, они рождались из естественной потребности всего коллектива и регулировались им. Хранителями подобных знаний были старейшины.

Чуть позже, когда общество перешло на новый  этап своего развития, нормы этикета  выделились в самостоятельные правила  и стали фиксироваться письменно. Правда, это были не специальные своды правил, а различные упоминания о них в художественных произведениях.

Уже в древних  египетских, римских рукописях, гомеровской  «Одиссее» говорится о правилах поведения людей в различных  жизненных ситуациях. В это время  были строго регламентированы взаимоотношения высших и низших сословий, господ и рабов, старших и младших, мужчин и женщин.

                                                                                               

Нарушение этих правил влекло за собой тяжелые последствия: совершить поступок, руководствуясь только собственными желаниями, означало предать и тем самым исключить себя из своего племени, своего сообщества.

В древних шумерских  литературных текстах были изложены первые правила поведения, которые, по мнению шумер, были завещаны человеку богами, поэтому их необходимо неукоснительно выполнять.

Первое свидетельство появления дипломатического этикета - письменный договор о мире, выгравированный на серебряной пластинке, который был заключен египетским фараоном Рамзесом Вторым и хеттским царем Хаттушилем Третьим в 1278 г. Несмотря на то, что египтяне проиграли войну, Хаттушилю Третьему было выгодно иметь в лице Египта своего союзника, поэтому он подписывает мирный договор. Таким образом, дипломатический этикет появился раньше всех остальных разновидностей этикета.

Огромное значение межгосударственным отношениям придавали  в Древнем Египте. Переговоры проводились  в торжественной обстановке в  соответствии с огромным количеством  правил и сложных ритуалов. Со временем появились послы - представители правительства государства в других странах.

В настоящее  время огромное количество контактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него выполнения целого ряда условий и правил, позволяющих  ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию по отношению к другим людям. Этикет - это особый язык общения, дающий возможность, поддерживая суверенитет каждой личности, достигать взаимопонимания и взаимоуважения, а в конечном итоге формировать ту ауру человеческой культуры, в которой только и может нормально существовать и развиваться личность.

Настоящий период развития человеческого общества отличается стремительным развитием экономических взаимоотношений, а соответственно повышается значимость бизнес-контактов. Бизнес – дело достаточно жесткое. Но цивилизованный бизнес отличается тем, что смягчает эту жесткость тонкой настройкой правил поведения, не позволяющих конкуренции прекратиться в экономический разбой, но помогающих реализовать общий интерес и получать взаимную выгоду, найти выход из сложных, конфликтных ситуаций, сохраняя при этом честь фирмы и личное достоинство. Бизнес требует наличия неписаных законов, правил игры, моральных убеждений и принципов поведения, важнейшими из которых являются благородство, надежность, порядочность, солидарность, что можно назвать этикет коммуникаций в менеджменте.

Все вышеуказанное  и обуславливает актуальность выбранной  темы курсовой работы. В главе первой будет рассмотрена история возникновения  этикета коммуникаций. В главе  второй – раскрываются основные теоретические положения, в главе третьей – применение этикета коммуникаций в современное время в бизнесе и на предприятиях.

Объектом исследования будет этикет коммуникаций. Предметом - его теория, практика и история.

Цель данной курсовой работы – исследовать этикет коммуникаций.

Цель может  быть достигнута через выполнение следующих  задач:

- изучение и  анализ исторических аспектов  возникновения и развития этикета  коммуникаций;

- исследование  теории этикета коммуникаций;

- изучение применения этикета коммуникаций в современное время.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Этикет коммуникаций: исторический аспект

 

Этикет - большая  и важная часть общечеловеческой культуры, впитавшая в себя представления  народов о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности.

Этикет —  явление историческое. Правила поведения людей изменялись с изменениями условий жизни общества, конкретной социальной среды. Этикет возник в период зарождения абсолютных монархий. Придерживаться определенных правил поведения, церемониала было необходимо для возвеличивания царственных особ; фараонов, императоров, ханов, королей, царей, князей, принцев, герцогов и т.п., для закрепления иерархии. От соблюдения правил часто зависела не только карьера, но и жизнь человека. Так было в Древнем Египте, Китае, Риме, Золотой Орде. Нарушение этикета приводило к вражде между племенами, народами и даже к войнам1.

В древности  международным эталоном считался греческий  этикет. По свидетельству историка Полибия, первые римские послы в  эллинистических государствах поражали мягких и деликатных греков грубостью, неумением сдерживать свои чувства. По правилам этикета посол не должен был прерывать речи того лица, с которым разговаривал. Он обязан был терпеливо выслушать все, что ему говорили.

Из античной истории к нам пришли и правила ведения бесед. Не было принято во время переговоров публично обвинять третьих лиц. В середине II в. на переговорах в Риме произошел случай, вошедший в летописи современников. Посол Родоса, защищая свое положение, начал обвинять правительство всех других греческих городов в присутствии их послов и хвалить поведение правителей Родоса. Выступление посла вызвало негодование представителей остальных греческих городов.

Древние египтяне и другие народы Древнего Востока  вели между собой устные и письменные переговоры, направляли и принимали послов, объявляли войны и заключали перемирие, размечали границы, обменивались пленными. Все эти международные действия совершались в соответствии с определенными обычаями, в торжественной обстановке и освящались, как правило, «божественными силами». Известно, что своды правил поведения создавались ещё в Древнем Египте около 2350 г. до н.э.2

Великий мыслитель  Древнего Китая Конфуций (Кун-цзы) (551- 479 г. до н.э.), основатель самого влиятельного из древнекитайских философско- религиозных течений - конфуцианства отводил этикету особую роль. Этикет, по мнению Конфуция, должен был формировать гармоничные отношения между людьми, регулировать поведение человека в разных жизненных ситуациях.

Как писал Аристотель, обходительность бывает трёх родов: «Первый род – в обращении: например, в том, как обращаются ко всем встречным и приветствуют их, протягивая руку. Второй - когда приходят на помощь всякому бедствующему. И, наконец, третий род обходительности- когда бывают снисходительными  гостями».

Примером обходительности  служило поведение Юлия Цезаря: «...когда  у кого-то на обеде было подано старое масло вместо свежего и остальные  гости от него отказались, он один брал его даже больше обычного, чтобы  не показать, будто он упрекает хозяина в небрежности или невежливости».

Как сложившаяся  и детально разработанная нормативная  система, этикет возник в эпоху средневековья, в среде феодалов. Рыцарское сословие выработало свой собственный кодекс чести, нравственные нормы, вело детально регламентированный правилами этикета образ жизни. В рыцарском сословии существовала чёткая иерархия, принадлежность к этому  благородному сословию требовала особого внимания к всевозможным ритуалам, символам, атрибутам.

Особенно сложными и строгими были правила поведения при дворе монарха. Сам термин «этикет» возник после того, как на одном из великолепных, изысканных приёмов у французского короля Людовика XIV гости получили карточки (этикетки), где были перечислены правила поведения.3

С развитием  буржуазных отношений роль этикета набирала свои обороты. Мыслители-рационалисты рассматривали его как инструмент, признанный сдерживать бурные эмоции, проявления сильного возбуждения, нежелательного в обществе.

Современные исследователи  жизни общества и историки утверждают, что родиной этикета коммуникаций является Италия XIV в., которая не только отличалась от варварской Англии, Германии и даже Франции уважением к силе, богатству и родовитости, но также и полагала обязательным наличие у богатых и знатных людей приятных манер, любезного обхождения, умения вести себя в обществе. Более того, весьма желательной считалась также образованность – и это тогда, когда Франция, например, не уважала представителей наук, презирала ученых, считала их занятия бессмысленными. Исторически этикет коммуникаций возник, прежде всего, во дворцах, поэтому был назван дворцовым, или государственным. Придерживаться определенных правил поведения было необходимо для возвеличивания царственных особ (императоров, королей, царей, князей, принцев, герцогов и т. п.), для закрепления иерархии внутри самого классового общества. От знания этикета и его выполнения часто зависела не только карьера, но и жизнь человека. Нарушение этикета приводило к вражде между государствами, войнам и т.п.

Становление этикета коммуникаций в России также происходило постепенно. В России в начале XVIII в. стал усиленно внедряться западный этикет. На русскую почву переносились одежда, манеры и внешние формы поведения. За соблюдением этих правил боярами и дворянским сословием (особенно в столичных городах) постоянно и настойчиво, порой жестоко, следил сам царь Петр I. За их нарушения строго наказывали. В дальнейшем, в царствование Елизаветы и Екатерины II, отбирались те правила этикета, которые отвечали требованиям и особенностям национальной культуры России. Россия как евразийская страна во многом соединяла противоположности Европы и Азии. А этих противоположностей было много не только в XVIII в., но и сейчас. Р. Киплинг говорил, что Запад есть Запад, а Восток есть Восток, и не встретиться им никогда. Даже в границах Российской империи правила поведения различных народов значительно отличались.

Конечно, общественный прогресс способствовал взаимопроникновению  правил поведения, обогащению культур. Мир становился теснее. Процесс взаимного обогащения правилами поведения позволил выработать взаимоприемлемый, признаваемый в главных чертах этикет, закрепляемый в обычаях и традициях. Этикет стал предписывать нормы поведения на работе, на улице, в гостях, на деловых и дипломатических приемах и т.д.4

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Этикет коммуникаций – основные теоретические положения

 

Этикет (от франц. etiquette) — это установленный порядок  поведения где-либо. Таково наиболее общее определение этикета5.

Значительная  роль этикета в жизни общества объясняется рядом выполняемых им функций: регулятивной, опознавательной, идентификационной, коммуникативной, этической, эстетической, воспитательной.

Этикет базируется на морально-нравственной и формально-организационной  основах. Прежде всего, он несет в  себе нравственную нагрузку, укрепляя моральное состояние общества, являясь практическим отражением в поведении личности норм морали. Можно сказать, что этикет дает личности технику поведения, позволяющую ему демонстрировать нравственное отношение к окружающим людям6.

 Формально-организационная  основа этикета обнаруживается  в наглядном проявлении личностью  уважения и доброжелательности  к людям, в выполнении для  этого ряда общепринятых поведенческих  операций, в придании нравственному  требованию уважения конкретной поведенческой формы. Когда мы говорим о любви, уважении, доброжелательности, мы говорим о нравственном отношении и нравственных качествах личности. Когда же мы задумываемся, как внешне проявить нравственное отношение, на помощь приходят правила этикета. Например, ребенок видит, что педагог, входя в классную или групповую комнату, здоровается с детьми первым, так подкрепляется знание этикетного правила: первым здоровается тот, кто входит в коллектив. Но и поздороваться педагогу с воспитанниками надо так, чтобы настроить их на доброжелательное восприятие окружающего мира, а значит, улыбнуться, и ни в коем случае не допустить в момент приветствия хмурого взгляда. Смотреть на детей так, чтобы у них возникало ощущение доверия и радости от встречи с педагогом, и чтобы они тоже видели: он, как и они, рад этой встрече. В данном случае мы говорим о технологии поведения педагога, через которую демонстрируется его нравственное отношение к людям.

Информация о работе Этикет коммуникаций: история, теория, практика