История приватизации в России: теория и практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 15:12, реферат

Краткое описание

Понятие и содержание права собственности; Понятие и особенности государственной и муниципальной собственности; Разграничение государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов и муниципальную собственность; Экономическая направленность преобразований государственного сектора; Организационно - экономическое функционирование объектов государственной собственности;

Файлы: 1 файл

История приватизации в России- теория и практика Понятие и.doc

— 1.40 Мб (Скачать)

Лизинговые операции на территории стран СНГ только начали развиваться. За 1998–2000 гг. объем лизинговых операций составил около 1,5 млрд. долл. Среди стран СНГ в сфере лизинговых операций лидируют Белоруссия, Украина и Россия, причем приоритет отдается  лизинговым поставкам авиационной техники.  Объем рынка данных операций в странах СНГ в период до 2005 г. может составить более 4 млрд. долл. в год. В 2001г. лизинговые операции в России составили всего 4 % от общего объема инвестиций, в то время как в США - 30 %, Чехии - 28 %. Одной из причин низкого объема лизинговых операций является имеющиеся противоречия в действующих законодательных актах, регламентирующих этот вид  деятельности. 

Известно, что на 2004 г. предусмотрены средства федерального бюджета (по разделу "Транспорт, связь и информатика" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации) на увеличение уставного капитала лизинговых компаний - победителей конкурса по отбору инвестиционных проектов лизинга отечественных воздушных судов. Предполагается также  возмещение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда отечественного производства, получаемых ими от российских лизинговых компаний по договорам лизинга.

В настоящее время не затрагиваются вопросы  передачи в лизинг таких крупных объектов государственной собственности (представляющих несомненный интерес для инвесторов), как имущественные комплексы предприятий и земельные участки под приватизированными предприятиями. Не разработан организационный и экономический механизм внедрения в практику такого способа функционирования объектов государственной собственности, нет нормативной базы для ее реализации. Практика передачи имущества предприятий или предприятия в целом в лизинг отсутствует. По отношению  к указанным объектам государственной собственности рассматривается только способ передачи в доверительное управление.

Формально лизинг можно применить к любому виду имущества, исходя из существующих в рыночных условиях товарно-денежных отношений, т.е. рассматривая объект собственности как определенный вид товара. 

Осуществление лизинга предприятий  как имущественных комплексов позволит расширить объем  товарных предложений, задействовать свободные производственные мощности (оборудование, площади и др.) и иные "инвентарные объекты собственности, предназначенные для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, и предназначенный для выполнения определенной работы"[17]., привлечь инвестиции в реальный сектор экономики. Это окажет  определенное положительное влияние на функционирование конкретных предприятий в целях развития экономики территории, обеспечит  заинтересованность в расширении региональных товарных рынков и увеличит занятость трудовых ресурсов.

Рынок лизинга представляют различные компании, которые условно можно разделить на  две группы: независимые, работающие в основном в сфере среднего и малого бизнеса (их меньше) и крупные, связанные с большим бизнесом. В последнее время активизировали деятельность лизинговые компании, обслуживающие авиационную промышленность и сферу связи. Так, например, в рамках соглашения о сотрудничестве, ОАО "РТК - Лизинг" заключил с телекоммуникационным холдингом ОАО "Связьинвест" договор на поставку оборудования на общую сумму 2,3 млн. долл. США. Соглашение направлено на развитие сети связи в России. Оборудование будет поставлено трем предприятиям холдинга - ОАО "Уралтелеком" Свердловской области,  ОАО "Электросвязь" Кемеровской области, ОАО "Челябинсксвязьинформ" Челябинской области.

Решаются вопросы организации лизинга техники для агропромышленного комплекса. Министерством сельского хозяйства РФ был осуществляется  поставка сельхозтехники для АПК  за счет выделенных федеральным бюджетом средств. При этом участник лизинга должен предоставить гарантии возврата бюджетных средств, а также привлечь часть собственных  средств по реализации лизинговой программы.

Аренда  в последнее время нашла широкое применение как  срочное возмездное владение и использование имущества. Она не предусматривает отчуждение собственности, а применяется в целях получения собственником в виде ренты определенных взносов собственнику за пользование этой собственностью. Аренда представляет собой форму сдачи объектов собственности - земли, средств производства, имущества и др., -  во временное пользование другому лицу (арендатору) на договорных условиях за определенную плату. Аренда применяется в определенных случаях в целях содействия развитию  предпринимательства и является возобновляемым источником поступления средств собственнику. Арендодателем государственной собственности в указанной сфере от имени государства должна выступать Казна.

В системе финансовых взаимоотношений в России (в отличие от многих стран Запада) аренда имущества, вносящая свой вклад в прирост народнохозяйственной прибыли, стала важным фактором производства наравне с такими факторами как труд и капитал. Объекты собственности, сдаваемые в аренду, различны по составу и многообразны по форме собственности.

Как показала практика, аренда является инструментом управления и использования собственности, служит достаточно эффективным источником поступления финансовых средств собственнику. В целях ее широкого применения как источника возобновляемых финансовых ресурсов необходимо  расширять возможности предоставления права сдачи в аренду предприятий как имущественных  комплексов. Целесообразно рассматривать передачу в аренду производств, цехов, иных подразделений и структурных единиц предприятия, отдельных зданий, входящих в производственный комплекс предприятия или отстоящих от него, нежилых помещений, сооружений, оборудования, инвентаря, инструмента и  других материальных ценностей, находящихся на балансе государственных организаций.

Имеется практика передачи в аренду единым комплексом имущества отдельных предприятий. Так, например, переданы в аренду АО "Производственное объединение "Дальневосточный металл" имущество СП ЗАО "Сталь - Ха" (собственность Хабаровского края) как единый производственный комплекс. 

В аренду могут быть переданы имущественные права предприятий и иные ее виды.

Арендаторами любых видов объектов собственности могут выступать любые платежеспособные  юридические и физические лица.

Доверительное управление. В настоящее время в сфере отношений собственности большое внимание уделяется такому институту, как доверительное управление. Государственные унитарные предприятия в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, переданным им в хозяйственное ведение. Возможно проведение ряда правовых мероприятий, позволяющих реализовать этот способ функционирования применительно к государственной собственности в составе унитарных предприятий. 

Для этого необходимо из состава государственного унитарного предприятия вывести имущество, прекратив тем самым действие права на хозяйственное ведение им,  передать его на учет в состав Казны. При передаче объекта собственности в доверительное управление   (осуществляемой на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации), от имени государства выступает Казна. На нее возлагаются в этом случае функции контроля за  исполнением обязательств стороной, осуществляющей доверительное управление.

При доверительном управлении собственник передает имущество в управление, оставляя за собой право на получение соответствующего дохода от него. Средства от реализации права доверительного управления государственной собственностью в ходе экономической деятельности перечисляются в федеральный бюджет.

Организация доверительного управления осуществляется по договору между собственником и доверительным управляющим, в котором собственник поручает последнему, например, за вознаграждение использовать его имущество для получения соответствующего дохода, участвовать с этим имуществом в имущественном обороте от своего имени, но не в своих интересах.

В качестве объекта доверительного управления выступают определенные права, финансовые ресурсы и другие объекты государственной собственности. Экономическая суть указанных форм функционирования объектов государственной собственности, если не затрагивать правовую сторону, одинакова. В отношениях собственности фиктивному праву владения имуществом часто сопутствует фиктивная ответственность. В итоге за результаты хозяйствования отвечает собственник. Поэтому данная форма функционирования объектов собственности должна регламентироваться как в части указания способов функционирования, так и в отношении ответственности за результаты деятельности.

Наиболее сложной является задача регламентации экономической деятельности в ходе реализации права на доверительное управление. Это касается в первую очередь формирования амортизационных отчислений и порядка их дальнейшего использования. Возможны  варианты, когда он либо устанавливается в договоре, либо не устанавливается, а отчисления используются стороной, осуществляющей доверительное управление, по своему усмотрению. В каждом случае это необходимо особо оговаривать, исходя из сроков заключения договора и объема выполняемых работ.

Однако доверительное управление  при всех его объективных и субъективных достоинствах имеет определенный недостаток. Он заключается в том, что после передачи объекта  собственности в управление эта форма хозяйствования представляет собой зеркальное отображение хозяйственного ведения. Необходимо осуществлять передачу собственности на условиях, когда должна не только определяться ответственность получателя за ее техническое или иное состояние, но и учитываться невозможность по окончании деятельности перехода в собственность. Для перехода в собственность не может служить основанием банкротство (даже неумышленное) данного объекта собственности или иные причины.

Концессия. Понятие концессии существовало еще в Российской империи, определяется как пожалование, уступка, дозволение или отношения по поводу дозволения на совершение определенных действий концессионером.

Концессия как общеэкономический метод представляет собой одну из экономических основ функционирования объектов государственной собственности. По своему экономическому смыслу она ближе всего к аренде  имущества собственника. Различие заключается в том, что для осуществления деятельности применительно к конкретному объекту собственности используются средства иностранного предпринимателя. При этом государство предоставляет инвестору возможность извлекать выгоду, получение которой недоступно для него на общих основаниях.

Данный способ экономического функционирования объектов государственной собственности пока не нашел в России практического применения и не получил нормативного оформления в окончательном виде. Законопроект о концессии находится на рассмотрении в Государственной Думе РФ м 1996 года, но до сих пор так и не прошел все положенные процедуры рассмотрения и согласования.

Рассмотренные способы экономического функционирования объектов собственности характеризуют  взаимодействие между титульным собственником конкретных объектов собственности со стороной, выступающей их потребителем, на устанавливаемых условиях, и  отличается от иных экономических механизмов, действующих в сфере отношений собственности.

В числе условий функционирования объектов собственности могут быть:

-          единые правила и процедуры принятия решений;

-          возмездное пользование объектами собственности;

-          рыночная оценка стоимости объектов собственности;

-          инвентаризация объектов собственности;

-          сокращение льгот на использование объектов собственности;

-          использование высокодоходного объекта собственности в коммерческих целях;

-          запрещение предоставления объектов собственности в аренду по ставкам ниже рыночных  цен;

-          предоставление в пользование объектов собственности путем проведения торгов;

-          продажа объектов собственности на инвестиционных условиях.

При использовании конкретного объекта собственности на основе выбранного способа экономического функционирования осуществляется конкретный вид производственно-хозяйственной деятельности, экономический смысл которой выражает отношения по поводу объективного использования имущества и присвоения результатов этой деятельности собственником. Так, данные способы экономического функционирования объектов собственности реализуются в системе общественных отношений и регулируются правовыми нормами, регламентирующими перемещение материальных благ, например,  из сферы производства в сферу обращения, а по результатам производительной деятельности  - в сферу производительного или личного потребления. Когда товар, пройдя стадию распределения, подвергается обмену или  купле-продаже на рынке, возникает одна из форм обязательственного права. Поэтому в данном случае действуют экономические принципы и  механизмы, связанные с переходом прав собственности на переданный товар.  Эффективное использование объектов собственности, диктуемое потребностью развития рыночных отношений, является объективной необходимостью.

Экономическая роль государства в этих процессах заключается в нахождении баланса интересов всех его участников, рассмотрения в каждом конкретном случае возможности такого перехода прав собственности. Здесь проявляются в полной мере экономические  отношения, обусловленные отношениями собственности. Рынок формирует уровень этих отношений, тогда как государство определяет порядок кредитно-денежного регулирования процесса исполнения обязательственных прав.

При осуществлении упомянутых способов экономического функционирования возникают  следующие виды отношений между сторонами - собственником и потребителем объекта собственности:

Информация о работе История приватизации в России: теория и практика