Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 15:12, реферат
Понятие и содержание права собственности; Понятие и особенности государственной и муниципальной собственности; Разграничение государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов и муниципальную собственность; Экономическая направленность преобразований государственного сектора; Организационно - экономическое функционирование объектов государственной собственности;
4) В отношении прочих процедур метода ликвидационной стоимости применяются общие правила оценки бизнеса, установленные для затратного подхода.
Оценка стоимости предприятия (бизнеса) с применением методов доходного подхода
Оценка бизнеса с применением методов доходного подхода осуществляется на основе доходов предприятия, тех экономических выгод, которые получает собственник от владения предприятием (бизнесом).
Оценка бизнеса с применением методов доходного подхода основана на принципе, что потенциальный покупатель не заплатит за долю в предприятии (бизнесе) больше, чем она может принести доходов в будущем.
Приведение будущих доходов к текущей стоимости на дату проведения оценки основано на концепции изменения стоимости денег во времени, согласно которой доход, полученный в настоящий момент времени, имеет для инвестора большую ценность, чем такой же доход, который будет получен в будущем.
Применение методов доходного подхода является обязательным в случае оценки бизнеса, имеющего прибыль.
Основными источниками, используемыми для оценки бизнеса методами доходного подхода, являются:
1) Бухгалтерская отчетность, аудиторские заключения, данные бухгалтерского учета, в том числе информация о размера выплачиваемых обществом дивидендов, информация о реализуемых инвестиционных проектах, прочая информация о финансовых и производственных показателях предприятия за прошедшие отчетные периоды.
2) Бизнес планы, а также другие документы предприятия по планированию и прогнозированию финансовых и производственных показателей.
3) Результаты анкетирования и проведения интервью с руководством, администрацией предприятия, ответы предприятия на запросы оценщика.
4) Информация об экономической ситуации и тенденциях развития отрасли (отраслей), к которым относится оцениваемое предприятие.
5) Информация об экономической ситуации и тенденциях развития региона (регионов), в которых расположено оцениваемое предприятие.
6) Информация о рисках, связанных с деятельностью предприятия.
7) Информация о котировках акций и изменчивости курса акций оцениваемого предприятия, предприятий отрасли, к которой принадлежит оцениваемое предприятие и фондового рынка в целом.
8) Информация о макроэкономической ситуации в экономике и тенденциях ее развития.
Основными методами доходного подхода являются:
метод дисконтированных денежных потоков;
метод капитализации дохода.
Оценка бизнеса методами доходного подхода предполагает проведение следующих основных процедур:
подготовка финансовой отчетности оцениваемой компании, в частности актуализация и нормализация отчетности;
прогнозирование на основе анализа финансового состояния предприятия показателей дохода и затрат предприятия;
расчет ставки дисконтирования или коэффициента капитализации в зависимости от выбранного метода и показателя дохода;
расчет стоимости бизнеса путем приведения будущих доходов в стоимость на дату проведения оценки, используя методы дисконтирования или капитализации.
При поведении оценки бизнеса методами доходного подхода должны быть соблюдены следующие условия:
Ожидаемая величина показателя дохода должна определяться исходя из прошлых результатов бизнеса, перспектив его развития, а также отраслевых и общеэкономических факторов.
Используемая ставка дисконтирования или капитализации должна соответствовать выбранному показателю дохода предприятия, в частности:
ставка дисконтирования или капитализации должна учитывать структуру капитала, инвестированного в бизнес;
для номинального показателя дохода (выраженного в текущих ценах) и для реального показателя дохода (с учетом изменения цен) должны быть использованы соответствующие ставки дисконтирования.
Метод дисконтированных денежных потоков
Метод дисконтированных денежных потоков применяется в том случае, когда будущие денежные потоки предприятия нестабильны и оценщик имеет возможность обосновано прогнозировать изменение денежных потоков предприятия в будущем.
Для оценки бизнеса в рамках метода дисконтированных денежных потоков могут быть использованы следующие показатели дохода:
чистый денежный поток;
чистый денежный поток до налогообложения и выплаты процентов;
чистый денежный поток до налогообложения, выплаты процентов и амортизации;
чистая прибыль предприятия;
величина выплачиваемых дивидендов.
Выбор оценщиком показателя дохода должен быть аргументирован оценщиком.
Оценщик должен определить величину прогнозного периода. Прогнозный период соответствует периоду времени, на который могут быть обоснованно спрогнозированы величины доходов и расходов предприятия. Показатель дохода предприятия определяется для каждого года прогнозного периода на основе аналитических процедур, проведенных оценщиком.
Оценщик на основе исходной информации исходя о прошлых результатах бизнеса, перспектив его развития, отраслевой и общеэкономической информации, а также методов экономического анализа, статистики и математического моделирования и других методов определяет величину показателя дохода каждого прогнозного периода.
Основными элементами денежного потока, принимаемыми оценщиками к расчету, являются:
чистая прибыль после налогообложения и выплаты процентов;
амортизационные начисления, начисляемые предприятием на основные средства и нематериальные активы предприятия;
минус капитальные вложения;
увеличение долгосрочной задолженности предприятия;
уменьшение собственного оборотного капитала предприятия.
Исходя из данных об альтернативных инвестициях, оценщик определяет величину ставки дисконтирования, которая отражает величину рисков, присущих вложениям в оцениваемое предприятие (бизнес). Ставка дисконтирования равна сумме безрисковой ставки, которая отражает недиверсифицируемый риск присущий бизнесу и премию за риск. Основными способами определения ставки дисконтирования являются:
модель оценки капитальных активов;
способ кумулятивного построения;
способ арбитражного ценообразования.
Если поступление денежного потока распределено равномерно в течение года, денежный поток должен дисконтироваться на середину каждого года прогнозного периода.
Стоимость реверсии (стоимость компании в постпрогнозный период) может быть определена одним из следующих способов:
путем расчета стоимости чистых активов предприятия на конец прогнозного периода;
путем капитализации денежного потока за первый год постпрогнозного периода.
Метод капитализации дохода
Метод капитализации дохода применяется в случае, если денежные потоки предприятия стабильны и оценщик не имеет возможность обоснованно выделить факторы, влияющие на величину выбранного показателя дохода предприятия в будущем и выразить в стоимостном выражении влияние выделенных факторов на величину выбранного показателя дохода.
Для оценки бизнеса в рамках метода капитализации дохода в качестве базы могут быть использованы следующие показатели дохода:
чистый денежный поток;
чистый денежный поток до налогообложения и выплаты процентов;
чистый денежный поток до налогообложения, выплаты процентов и амортизации;
чистая прибыль предприятия по данным бухгалтерского учета;
величина выплачиваемых дивидендов.
Показатель выплачиваемых дивидендов может использоваться только для оценки неконтрольных пакетов акций
Основными способами определение величины ежепериодичного дохода являются:
величина показателя дохода последнего отчетного периода;
средневзвешенная величина показателя дохода за несколько последний отчетных периодов;
величина первого года, следующего за отчетным периодом, полученная методом экстраполяции.
Для определения величины ставки капитализации могут быть использованы следующие основные методы.
Оценка стоимости предприятия (бизнеса) с применением методов сравнительного подхода
1) Оценка стоимости объекта оценки с применением методов сравнительного подхода проводится путем сравнения (сопоставления) объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними, или с ценами ранее совершенных сделок с объектом оценки.
Проводимое оценщиком сравнение должно быть обоснованным, в том числе должно обеспечивать достоверность выводов, основанных на результатах сравнения.
2) Источниками информации о ценах сделок с аналогичными объектами являются прежде всего:
данные о ценах сделок с акциями и другими ценными бумагами, совершаемых на открытых фондовых рынках (на биржах и в системах открытой электронной внебиржевой торговли) в случае если объект такой сделки не предоставляет его владельцу какие-либо полномочия контроля;
данные о ценах сделок с акциями и другими ценными бумагами, долями (вкладами) в уставных (складочных) капиталах, в случае если объект такой сделки предоставляет его владельцу все или некоторые полномочия контроля;
данные о ценах сделок в форме слияний, присоединений (поглощений) или продажи предприятия (бизнеса) в целом.
3) В зависимости от наличия и доступности информации, характеристик объекта оценки, предмета и условий предполагаемой сделки с объектом оценки в рамках сравнительного подхода оценщиком применяются следующие методы:
метод компании-аналога;
метод сделок;
метод отраслевых коэффициентов;
метод предыдущих сделок с объектом оценки.
4) При применении метода компании-аналога и метода сделок оценщик осуществляет следующие действия:
проводит сбор и обработку информации, необходимой для определения возможных аналогов объекта оценки, выбора из их числа аналогов объекта оценки и расчета ценовых мультипликаторов;
определяет возможные аналоги объекта оценки;
отбирает из числа возможных аналогов объекта оценки аналоги объекта оценки, обосновывая такой выбор;
определяет цены аналогов объектов оценки, принимаемых для расчета ценовых мультипликаторов;
определяет состав используемых в расчетах ценовых мультипликаторов и обосновывает их выбор;
определяет базу сравнения по объекту оценки и аналогам объекта оценки по каждому из выбранных ценовых мультипликаторов;
производит необходимые корректировки на отличия между объектом оценки и аналогами объекта оценки, как правило, на основе сравнительного анализа количественных характеристик объекта оценки и аналогов объекта оценки;
производит расчет ценовых мультипликаторов по каждому аналогу объекта оценки, используемому при расчете конкретного ценового мультипликатора;
производит расчет стоимостей объекта оценки как произведение ценового мультипликатора по каждому аналогу объекта оценки, используемому при расчете конкретного ценового мультипликатора, на соответствующую базу сравнения объекта оценки;
обобщает результаты расчетов стоимостей объекта оценки при использовании различных ценовых мультипликаторов и аналогов объекта оценки и обосновывает их обобщение;
определяет соответствие полученных результатов используемым принципам оценки, характеристикам объекта оценки, предмету и условиям сделки, анализирует достаточность и достоверность используемой информации и делает вывод о степени применимости полученного результата при выведении итоговой величины стоимости объекта оценки.
5) Для обеспечения достоверности результатов оценки оценщик должен обеспечить репрезентативность выбора аналогов объекта оценки и другой используемой информации. Применение метода компании-аналога допускается в случае использования как минимум трех аналогов объекта оценки по каждому используемому ценовому мультипликатору, метода сделок — как минимум двух аналогов объекта оценки по каждому используемому ценовому мультипликатору.
Определение аналогов объекта оценки при использовании метода компании-аналога и метода сделок
1) Для определения возможных аналогов объекта оценки и выбора из их числа аналогов объекта оценки оценщик осуществляет сбор и обработку информации об отрасли (подотрасли), к которой принадлежит объект оценки, ценах сделок с возможными аналогами объекта оценки, экономической, социальной и политической ситуации в стране (регионе) местонахождения объекта оценки и возможных аналогов объекта оценки, финансовой отчетности объекта оценки и возможных аналогов объекта оценки за ретроспективный период не менее 3 лет, а также другой необходимой для проведения оценки информации.
Информация о работе История приватизации в России: теория и практика