История приватизации в России: теория и практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 15:12, реферат

Краткое описание

Понятие и содержание права собственности; Понятие и особенности государственной и муниципальной собственности; Разграничение государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов и муниципальную собственность; Экономическая направленность преобразований государственного сектора; Организационно - экономическое функционирование объектов государственной собственности;

Файлы: 1 файл

История приватизации в России- теория и практика Понятие и.doc

— 1.40 Мб (Скачать)

4) В отношении прочих процедур метода ликвидационной стоимости применяются общие правила оценки бизнеса, установленные для затратного подхода.

Оценка стоимости предприятия (бизнеса) с применением методов доходного подхода

Оценка бизнеса с применением методов доходного подхода осуществляется на основе доходов предприятия, тех экономических выгод, которые получает собственник от владения предприятием (бизнесом).

Оценка бизнеса с применением методов доходного подхода основана на принципе, что потенциальный покупатель не заплатит за долю в предприятии (бизнесе) больше, чем она может принести доходов в будущем.

Приведение будущих доходов к текущей стоимости на дату проведения оценки основано на концепции изменения стоимости денег во времени, согласно которой доход, полученный в настоящий момент времени, имеет для инвестора большую ценность, чем такой же доход, который будет получен в будущем.

Применение методов доходного подхода является обязательным в случае оценки бизнеса, имеющего прибыль.

Основными источниками, используемыми для оценки бизнеса методами доходного подхода, являются:

1)              Бухгалтерская отчетность, аудиторские заключения, данные бухгалтерского учета, в том числе информация о размера выплачиваемых обществом дивидендов, информация о реализуемых инвестиционных проектах, прочая информация о финансовых и производственных показателях предприятия за прошедшие отчетные периоды.

2)              Бизнес планы, а также другие документы предприятия по планированию и прогнозированию финансовых и производственных показателей.

3)              Результаты анкетирования и проведения интервью с руководством, администрацией предприятия, ответы предприятия на запросы оценщика.

4)              Информация об экономической ситуации и тенденциях развития отрасли (отраслей), к которым относится оцениваемое предприятие.

5)              Информация об экономической ситуации и тенденциях развития региона (регионов), в которых расположено оцениваемое предприятие.

6)              Информация о рисках, связанных с деятельностью предприятия.

7)              Информация о котировках акций и изменчивости курса акций оцениваемого предприятия, предприятий отрасли, к которой принадлежит оцениваемое предприятие и фондового рынка в целом.

8)              Информация о макроэкономической ситуации в экономике и тенденциях ее развития.

Основными методами доходного подхода являются:

                метод дисконтированных денежных потоков;

                метод капитализации дохода.

Оценка бизнеса методами доходного подхода предполагает проведение следующих основных процедур:

   подготовка финансовой отчетности оцениваемой компании, в частности актуализация и нормализация отчетности;

   прогнозирование на основе анализа финансового состояния предприятия показателей дохода и затрат предприятия;

   расчет ставки дисконтирования или коэффициента капитализации в зависимости от выбранного метода и показателя дохода;

   расчет стоимости бизнеса путем приведения будущих доходов в стоимость на дату проведения оценки, используя методы дисконтирования или капитализации.

При поведении оценки бизнеса методами доходного подхода должны быть соблюдены следующие условия:

Ожидаемая величина показателя дохода должна определяться исходя из прошлых результатов бизнеса, перспектив его развития, а также отраслевых и общеэкономических факторов.

Используемая ставка дисконтирования или капитализации должна соответствовать выбранному показателю дохода предприятия, в частности:

   ставка дисконтирования или капитализации должна учитывать структуру капитала, инвестированного в бизнес;

   для номинального показателя дохода (выраженного в текущих ценах) и для реального показателя дохода (с учетом изменения цен) должны быть использованы соответствующие ставки дисконтирования.

Метод дисконтированных денежных потоков

Метод дисконтированных денежных потоков применяется в том случае, когда будущие денежные потоки предприятия нестабильны и оценщик имеет возможность обосновано прогнозировать изменение денежных потоков предприятия в будущем.

Для оценки бизнеса в рамках метода дисконтированных денежных потоков могут быть использованы следующие показатели дохода:

   чистый денежный поток;

   чистый денежный поток до налогообложения и выплаты процентов;

   чистый денежный поток до налогообложения, выплаты процентов и амортизации;

   чистая прибыль предприятия;

   величина выплачиваемых дивидендов.

Выбор оценщиком показателя дохода должен быть аргументирован оценщиком.

Оценщик должен определить величину прогнозного периода. Прогнозный период соответствует периоду времени, на который могут быть обоснованно спрогнозированы величины доходов и расходов предприятия. Показатель дохода предприятия определяется для каждого года прогнозного периода на основе аналитических процедур, проведенных оценщиком.

Оценщик на основе исходной информации исходя о прошлых результатах бизнеса, перспектив его развития, отраслевой и общеэкономической информации, а также методов экономического анализа, статистики и математического моделирования и других методов определяет величину показателя дохода каждого прогнозного периода.

Основными элементами денежного потока, принимаемыми оценщиками к расчету, являются:

   чистая прибыль после налогообложения и выплаты процентов;

   амортизационные начисления, начисляемые предприятием на основные средства и нематериальные активы предприятия;

   минус капитальные вложения;

   увеличение долгосрочной задолженности предприятия;

   уменьшение собственного оборотного капитала предприятия.

Исходя из данных об альтернативных инвестициях, оценщик определяет величину ставки дисконтирования, которая отражает величину рисков, присущих вложениям в оцениваемое предприятие (бизнес). Ставка дисконтирования равна сумме безрисковой ставки, которая отражает недиверсифицируемый риск присущий бизнесу и премию за риск. Основными способами определения ставки дисконтирования являются:

                модель оценки капитальных активов;

                способ кумулятивного построения;

                способ арбитражного ценообразования.

Если поступление денежного потока распределено равномерно в течение года, денежный поток должен дисконтироваться на середину каждого года прогнозного периода.

Стоимость реверсии (стоимость компании в постпрогнозный период) может быть определена одним из следующих способов:

   путем расчета стоимости чистых активов предприятия на конец прогнозного периода;

   путем капитализации денежного потока за первый год постпрогнозного периода.

Метод капитализации дохода

Метод капитализации дохода применяется в случае, если денежные потоки предприятия стабильны и оценщик не имеет возможность обоснованно выделить факторы, влияющие на величину выбранного показателя дохода предприятия в будущем и выразить в стоимостном выражении влияние выделенных факторов на величину выбранного показателя дохода.

Для оценки бизнеса в рамках метода капитализации дохода в качестве базы могут быть использованы следующие показатели дохода:

   чистый денежный поток;

   чистый денежный поток до налогообложения и выплаты процентов;

   чистый денежный поток до налогообложения, выплаты процентов и амортизации;

   чистая прибыль предприятия по данным бухгалтерского учета;

   величина выплачиваемых дивидендов.

Показатель выплачиваемых дивидендов может использоваться только для оценки неконтрольных пакетов акций

Основными способами определение величины ежепериодичного дохода являются:

   величина показателя дохода последнего отчетного периода;

   средневзвешенная величина показателя дохода за несколько последний отчетных периодов;

   величина первого года, следующего за отчетным периодом, полученная методом экстраполяции.

Для определения величины ставки капитализации могут быть использованы следующие основные методы.

Оценка стоимости предприятия (бизнеса) с применением методов сравнительного подхода

1) Оценка стоимости объекта оценки с применением методов сравнительного подхода проводится путем сравнения (сопоставления) объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними, или с ценами ранее совершенных сделок с объектом оценки.

Проводимое оценщиком сравнение должно быть обоснованным, в том числе должно обеспечивать достоверность выводов, основанных на результатах сравнения.

2) Источниками информации о ценах сделок с аналогичными объектами являются прежде всего:

   данные о ценах сделок с акциями и другими ценными бумагами, совершаемых на открытых фондовых рынках (на биржах и в системах открытой электронной внебиржевой торговли) в случае если объект такой сделки не предоставляет его владельцу какие-либо полномочия контроля;

   данные о ценах сделок с акциями и другими ценными бумагами, долями (вкладами) в уставных (складочных) капиталах, в случае если объект такой сделки предоставляет его владельцу все или некоторые полномочия контроля;

   данные о ценах сделок в форме слияний, присоединений (поглощений) или продажи предприятия (бизнеса) в целом.

3) В зависимости от наличия и доступности информации, характеристик объекта оценки, предмета и условий предполагаемой сделки с объектом оценки в рамках сравнительного подхода оценщиком применяются следующие методы:

                метод компании-аналога;

                метод сделок;

                метод отраслевых коэффициентов;

                метод предыдущих сделок с объектом оценки.

4) При применении метода компании-аналога и метода сделок оценщик осуществляет следующие действия:

   проводит сбор и обработку информации, необходимой для определения возможных аналогов объекта оценки, выбора из их числа аналогов объекта оценки и расчета ценовых мультипликаторов;

   определяет возможные аналоги объекта оценки;

   отбирает из числа возможных аналогов объекта оценки аналоги объекта оценки, обосновывая такой выбор;

   определяет цены аналогов объектов оценки, принимаемых для расчета ценовых мультипликаторов;

   определяет состав используемых в расчетах ценовых мультипликаторов и обосновывает их выбор;

   определяет базу сравнения по объекту оценки и аналогам объекта оценки по каждому из выбранных ценовых мультипликаторов;

   производит необходимые корректировки на отличия между объектом оценки и аналогами объекта оценки, как правило, на основе сравнительного анализа количественных характеристик объекта оценки и аналогов объекта оценки;

   производит расчет ценовых мультипликаторов по каждому аналогу объекта оценки, используемому при расчете конкретного ценового мультипликатора;

   производит расчет стоимостей объекта оценки как произведение ценового мультипликатора по каждому аналогу объекта оценки, используемому при расчете конкретного ценового мультипликатора, на соответствующую базу сравнения объекта оценки;

   обобщает результаты расчетов стоимостей объекта оценки при использовании различных ценовых мультипликаторов и аналогов объекта оценки и обосновывает их обобщение;

   определяет соответствие полученных результатов используемым принципам оценки, характеристикам объекта оценки, предмету и условиям сделки, анализирует достаточность и достоверность используемой информации и делает вывод о степени применимости полученного результата при выведении итоговой величины стоимости объекта оценки.

5) Для обеспечения достоверности результатов оценки оценщик должен обеспечить репрезентативность выбора аналогов объекта оценки и другой используемой информации. Применение метода компании-аналога допускается в случае использования как минимум трех аналогов объекта оценки по каждому используемому ценовому мультипликатору, метода сделок — как минимум двух аналогов объекта оценки по каждому используемому ценовому мультипликатору.

Определение аналогов объекта оценки при использовании метода компании-аналога и метода сделок

1) Для определения возможных аналогов объекта оценки и выбора из их числа аналогов объекта оценки оценщик осуществляет сбор и обработку информации об отрасли (подотрасли), к которой принадлежит объект оценки, ценах сделок с возможными аналогами объекта оценки, экономической, социальной и политической ситуации в стране (регионе) местонахождения объекта оценки и возможных аналогов объекта оценки, финансовой отчетности объекта оценки и возможных аналогов объекта оценки за ретроспективный период не менее 3 лет, а также другой необходимой для проведения оценки информации.

Информация о работе История приватизации в России: теория и практика