Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 15:12, реферат
Понятие и содержание права собственности; Понятие и особенности государственной и муниципальной собственности; Разграничение государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов и муниципальную собственность; Экономическая направленность преобразований государственного сектора; Организационно - экономическое функционирование объектов государственной собственности;
Основной идеей такого механизма являлось наделение граждан приватизационным именным счетом, покупательная способность которого не подвержена инфляции. Более того, она, по идее, должны была возрастать по ходу выявления рыночной стоимости приватизируемого имущества.
Плюсом этого проекта было то, что каждый владелец именного счета имел возможность приобрести на него или акции приватизируемого объекта, или акции инвестиционного фонда, аккумулирующего акции многих предприятий. Последнее снижало неизбежные риски покупателя. Этот вариант позволял не допустить вовлечения именных счетов в рыночный оборот, что разгоняло бы инфляцию. (Как это и вышло с «безличными» ваучерами на предъявителя.)
Расчеты проводились в условиях 1990 года, когда один условный балансовый рубль стоил 0,2—0,3 доллара. Соответственно, в 1993 году гражданин России владел бы платежным средством в 2800—3000 долларов. Речь, таким образом, шла о законном и, в общем, справедливом для всех граждан участии в приватизации госимущества.
Такой механизм приватизации был определен Законом РСФСР «Об именных приватизационных счетах», который устанавливал порядок открытия именных приватизационных счетов и условия использования приватизационных вкладов.
Однако реформаторы решили идти по другому пути. При этом следует отдать должное их политической гибкости. Они согласились поначалу и на денежную, и на чековую (ваучерную) приватизацию. Однако механизмы предложили свои.
Для начала была запущена денежная или «малая» приватизация объектов, представлявших интерес: торговля, автотранспорт, сфера услуг, и т.п. Менее чем за полугодие 1992 года в ходе «малой приватизации было реализовано 46 815 объектов госсобственности.
По итогам года за каждый рубль государственного имущества было получено не более 42 копеек. Это дало бюджету 39,9 млн. рублей. Для сравнения: приватизация 25 000 аналогичных объектов в Чехии принесла чешскому бюджету 1 200 млн. долларов. При этом следует учесть, широкое применение льгот, рассрочек платежей до 3-х лет и т.п., что не только открывало широкий простор для злоупотреблений, но, главное – обесценивало денежные поступления в бюджет в силу стремительно раскручивавшейся инфляции. Но даже и без этого соотнесение 40 млн. рублей, полученных в России, и 1 200 млн. долларов, полученных в Чехии, дает достаточно наглядное представление о профессионализме тех, кто проводил данную приватизацию. Впрочем, уже в тот момент реформаторы выдвинули лозунг о необходимости скорейшего создания любой ценой «эффективного собственника». И при этом активно использовался аргумент об «отсутствии денег»! Понятно, что при таком хозяйствовании взяться им было неоткуда.
Чековые аукционы
Но вот начался собственно чековый этап приватизации. И тут реформаторы команды Гайдара-Чубайса сумели подменить суть самой идеи.
Существует точка зрения, что к такому повороту событий подтолкнули исследования, проведенные группой А. Бравермана по заказу Госкомимущества. Они показали, что в России отсутствуют средства для проведения приватизации, для формирования слоя новой элиты. Делался вывод о том, что единственный выход – в привлечении иностранного капитала.
Однако было очевидно, что в короткие сроки огромные денежные средства из-за рубежа в Россию привлечь не удастся. При этом аргументом оказалось и то, что обвальная распродажа мощного отечественного производства иностранцам не встретит у большинства населения никакого сочувствия.
И был предложен «гениальный» выход в виде наличного оборота на рынке платежного средства – чека. Это, помимо прочего, позволяло скрыть покупателя, в том числе иностранного. Таким образом, вместо именного чека был предложен чек на предъявителя.
В соответствии с Постановлением Съезда народных депутатов (Постановление Съезда народных депутатов от 1 ноября 1991 года №1831-1.) с 1 декабря 1991 года Б. Ельцину были предоставлены дополнительные полномочия по реализации экономической реформы, право издавать указы по вопросам собственности - указы главы государства приобрели статус законов.
Показательно, что уже указом Б.Ельцина была признана недействующей статья 2 Закона о приватизации, предусматривавшая приватизацию предприятий исключительно в соответствии с законодательными актами. Таким образом, команда реформаторов Гайдара-Чубайса получила «карт-бланш» на проведение собственной программы приватизации.
11 июня 1992 года Верховный Совет РФ принял программу приватизации, но затем процесс определялся указами президента.
В августе 1992 года появился указ, утверждающий концепцию ваучерной приватизации (Указ Президента Российской Федерации от 19 августа 1992 года № 914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации».)
Кстати, момент был выбран с политическим расчетом:
«Это ключевое для авторов реформ решение было приурочено к годовщине путча – удачно было выбран момент для того, чтобы президент сказал: «нам нужны миллионы собственников, а не горстка миллионеров» и «приватизационный ваучер – это билет в свободную экономику для каждого из нас».
(«Неизвестный Чубайс»…стр. 95.)
В соответствии с планом либерал-реформаторов, Госкомимущество принципиально изменило вид и свойство платежных средств, которыми могли распоряжаться граждане при покупке в частную собственность государственных и муниципальных предприятий и имущества. При этом порядок выдачи и использования приватизационных чеков (ваучеров) определялся президентскими указами, а Закон «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР», соответственно, отбрасывался. Этим был нарушен основной принципы народной приватизации — передача государственного имущества в собственность гражданам в равных долях.
В перечень предприятий, подлежащих приватизации вошло более 27 тысяч предприятий, имеющих самостоятельный баланс и зарегистрированных в качестве налогоплательщика. По данным Госкомстата весь производственный потенциал страны оценивался по балансовой стоимости основных фондов.
Плановые задания приватизации по регионам страны имели специфическую черту: составленные по 12 отраслям производства, не совпадали со структурой отраслевой отчетности отечественных органов статистики. А машиностроение, приборостроение, ресурсодобывающие и перерабатывающие предприятия были отнесены к категории «прочие объекты», что не может не вызывать удивления, если учесть их наибольшую привлекательность.
По определенным реформаторами отраслям средняя стоимость объекта в сфере бытового обслуживания составляла 2 млрд. рублей, в легкой промышленности - 24 млрд. рублей, в то время как средняя стоимость объекта в категории «прочие» - 32 млрд. рублей.
В отчете Контрольно-бюджетного комитета, направленном в Верховный Совет Российской Федерации в 1994 году, указывалось, что с июля 1992 года по 1 июля 1994 года был приватизирован совокупный уставной капитал в размере 1151,2 млрд. рублей (при стоимости основных фондов предприятий, принятой в ценах на 1 июля 1992 года)[18]. Денежные поступления в федеральный бюджет не превышали 17% от стоимости приватизированного за тот период имущества.
В ходе чековой приватизации с 1 января 1993 года по 1 июля 1994 года был приватизирован совокупный уставной капитал в размере 958,0 млрд. рублей. Поступление средств от приватизации, по оценке Контрольно-бюджетного комитета, составило (как в рублях, так и в чеках) за указанный период 489,1 млрд. рублей.
Предприятия федеральной и республиканской собственности были проданы по ценам, непревышающим номинальную стоимость акций, краевая и областная собственность реализована практически по номиналу, и только собственность муниципальная шла по цене чуть-чуть превышающей номинальную стоимость объекта. Однако муниципальная собственность составляла малую толику, основная доля собственности - 64% по объему капитала, была собственностью федеральной.
Сходства и различия в практике массовой приватизации в России и Восточной Европе достаточно очевидны, хотя с определенной долей условности можно сказать, что российский вариант в существенных чертах ближе к чешскому опыту.
Однако российская ваучерная приватизация по многим пунктам проигрывает даже опыту Чехии и Словакии. При всех известных изначальных отличиях, что недостатки российской ваучерной приватизации были следствием не проявления каких-то российских особенностей, а результатом сознательного выбора. То есть во многом определялись причинами субъективного порядка.
Главными недостатками осуществленной в России программы чековой приватизации были:
- выпуск чека на предъявителя, а не именного чека;
- фиксирование номинальной стоимости чека в рублях, а не в условных единицах;
- отсутствие механизмов поддержания курсовой стоимости чека в процессе аукционов и ее соответствия стоимости приобретаемых на нее активов;
- локальный характер аукционов;
- отсутствие ограничений на участие в них физических и юридических лиц.
Каковы же итоги этого этапа приватизации в России?
По состоянию на 1 января 1992 года в Госкомстате России были учтены 270000 государственных предприятий, находящихся на самостоятельном балансе, из них к обязательной чековой приватизации было предложено 155638 предприятий совокупным уставным капиталом 1520 млрд. рублей. Фактическая продажа этой собственности наглядно представлена в таблице.
Виды продаж | Размеры уставного капитала (млрд. рублей) | Доля в процентах |
Закрытая подписка | 462,7 | 29,6 |
Выкуп аренды и продажа предприятий | 141,9 | 9,3 |
Чековые аукционы | 265,3 | 17,4 |
Денежные аукционы | 12,4 | 0,7 |
Продажа акций из ФАРП | 59,4 | 3,8 |
Инвестиционные конкурсы | 16,5 | 1,0 |
Закреплено в государственной собственности | 34,7 | 2,2 |
Остаток нереализованного на чековом этапе уставного капитала | 562,0 | 36 |
При этом почти 36,0% от предложенного капитала на чековом этапе продано не было. Тем не менее, и в последующие годы Госкомимущество настойчиво предлагало для продажи высоколиквидные акции нефтяных компаний, ресурсодобывающих, ресурсоперерабатывающих, металлургических и других предприятий, составляющих стратегический потенциал экономики страны.
Существенной особенностью чековой приватизации явилось требование, чтобы каждый участник чекового аукциона получал целое количество акций. Это привело к ситуации, когда после каждого чекового аукциона, а их бывало несколько при каждой продаже акций одного и того же эмитента, проводилось дробление номинала первоначальной акции.
В результате при каждом дроблении оставалось около 10-12 процентов акций. Они назывались «хвосты» и продавались на денежных аукционах за рубли, а выручка в реальных деньгах делилась между устроителями аукционов, фондами имущества и комитетами по управлению имуществом.
Контрольно-бюджетный комитет при Верховном Совете Российской Федерации проанализировал экономическую ситуацию, сложившуюся на тот момент. Удельный вес негосударственного сектора в объеме реализованной продукции превысил 54%, в то же время его вклад в формирование доходов федеральной бюджета оказался меньше, чем вклад сектора государственных предприятий.
Государственный сектор направлял в бюджет в виде налога на прибыль более 50% используемой прибыли, негосударственный – 39%.
Сравнительный анализ деятельности государственного и негосударственного сектора экономики показал, что более высокие показатели в негосударственном секторе – рентабельность, фондоотдача, затраты на производство, достигнуты не в результате эффективной работы, а за счет опережающего роста цен в наиболее приватизированных отраслях, отраслях, оказывающих услуги. Индекс потребительских цен на услуги в два раза превышал индекс цен на товары. Но увеличения физического объема продукции и услуг не произошло. Так спад промышленного производства в негосударственном секторе в первом полугодии 1994 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составил 30%, а в государственном – 22%.
Необходимость обеспечения соответствия предложенного к приватизации совокупного уставного капитала общему объему выпущенных платежных средств — приватизационных чеков - потребовала «замораживания» уставных капиталов приватизируемых предприятий в оценке на 1 июня 1992 года в течение всего периода чековой приватизации, срок был установлен 1 год. После подведения итогов чекового этапа приватизации стало известно, что аукционный способ продажи позволил продавать в среднем 0,21 акции (1000 номинала) на один чек, т.е. на один чек достоинством в 10000 рублей пришлось в среднем акций только на 2100 рублей. При этом чековый этап длился в условиях высочайших темпов инфляции (среднемесячный уровень достигал 21 процента) более 1,5 лет. За это время была проведена переоценка основных производственных фондов трижды: в 20, в 8 и в 3 раза. Номинал акций не менялся, менялось его содержание - к каждому рублю номинала в строке бухгалтерского баланса «добавочный капитал» был прицеплен довесок в 480 рублей.
Информация о работе История приватизации в России: теория и практика