Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 15:12, реферат
Понятие и содержание права собственности; Понятие и особенности государственной и муниципальной собственности; Разграничение государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов и муниципальную собственность; Экономическая направленность преобразований государственного сектора; Организационно - экономическое функционирование объектов государственной собственности;
Тем не менее, из информации, полученной из бухгалтерии ГУФК и из других источников, о фактическом размещении свободных бюджетных валютных средств в коммерческих банках следует, что для кредитования правительства под залог акций, банки фактически кредитовались Министерством финансов РФ. Из 9 коммерческих банков, в которых размещались на депозитах валютные средства, в залоговых аукционах участвовали 6 банков (в качестве потенциального кредитора или гаранта).
При этом максимум общей суммы депозитов 603,739 миллионов долларов пришелся как раз на начало декабря 1995 года, когда проводились 8 из 12 залоговых аукционов (сентябрь - 250 млн., октябрь – 400 млн., ноябрь – 402,1 млн., январь 1996 года – 493,7 млн. долларов). Дополнительно по соглашениям от 1 декабря 1995 года Министерство финансов РФ разместило 20 млн. долларов в банке «Менатеп», 60 млн. в КБ «Национальный резервный банк» и 70 млн. в АКБ «Столичный банк сбережений».
Согласно Гражданскому кодексу РФ «Предметом залога может быть всякое имущество, в т.ч. вещи и имущественные права». При залоге имущественного права, удостоверенного ценной бумагой, она передается залогодержателю или в депозит нотариуса. Под ценными бумагами, передаваемыми в залог, подразумеваются векселя или облигации, складские свидетельства, чеки, коносаменты.
Другими словами, предметом залога могут быть только те ценные бумаги, которые несут имущественное, то есть вещное право, эмиссионные же корпоративные бумаги, акции, не несут вещного права, они имеют права исключительно обязательные и потому не могут быть предметом залога.
Более того, на акции первой эмиссии акционерного общества, созданного в процессе приватизации, не распространяются нормы общего права. Процесс размещения акций обществ, созданных в процессе приватизации, регулируется законодательством о приватизации, которое имеет специфическую область действия и поэтому в своей сфере является приоритетным. В действующем на тот период Законе РСФСР от 11 июня 1992 года № 2980-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», в статье 15 «Способы приватизации» формы продаж в виде залога предусмотрено не было.
Реализация залоговых аукционов осуществлялась на основании Указа Президента РФ в соответствии с распоряжением Госкомимущества (№ 1365-р от 25 сентября 1995 г.) которым был утвержден перечень, включающий 29 предприятий. В результате вмешательства Государственной Думы и Счетной палаты семь предприятий, в том числе важнейшие оборонные предприятия АО «ОКБ им. Сухого» - контрольный пакет в 51%, АО «Улан-Удэнское авиационное ПО» - пакет в 38%, АО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» - контрольный пакет в 50% уставного капитала, были исключены из этого списка.
Однако в 1995 году было проведено 11 залоговых аукционов.
Их итоги:
Название | Размер пакета | Полученный кредит (млн. долларов) | Победитель аукциона |
НК «Сргутнефтегаз» | 40,12% | 8,9 | НПФ «Сургутнефтегаз» |
АО «Северо-Западное пароходство» | 20,5% | 6,05 | МФК |
АО «Челябинский меткомбинат» | 15% | 13,3 | «Рабиком» |
РАО «Норильский никель» | 38% | 170,1 | ООО «Реола» |
НК «Лукойл» | 5% | 35,01 | НК «Лукойл» и банк «Империал» |
НК «Сиданко» | 51% | 130 | МФК |
АО Новолипецкий металлургический комбинат | 14,84% | 31 | «Онексим» |
АО «Мурманское морское пароходство»» | 23,5% | 4,125 | АОЗТ «Стратег» |
НК «Юкос» | 45% | 159 | АОЗТ «Лагуна» |
АО «Новороссийское морское пароходство» | 20% | 22,65 | АО «Новороссийское морское пароходство» |
НК «Сибнефть» | 51% | 100,3 | Банк СБС |
Все банки названного консорциума, за исключением «Инкомбанка», стали победителями залоговых аукционов. Общая запланированная сумма кредита по всем заключенным договорам составила 3,57 триллионов рублей, или 1,85% от доходов федерального бюджета за 1995 год.
Учитывая, что выполнение плана по доходам федерального бюджета 1995 года составило 106% (при общем дефиците в 48 трлн. рублей), решающего значения для покрытия дефицита эти кредиты не имели. Анализ состава участников аукционов и их гарантов показал, что в большинстве случаев состязательность при проведении аукционов не предполагалась.
Из 12 аукционов лишь в 4-х сумма кредита заметно превысила начальную цену. В остальных случаях начальная цена была превышена чисто символически, при этом или оба участника имели одного и того же гаранта, или один из участников являлся и гарантом остальных, или оба участника являлись гарантами друг друга. Например, начальная цена на аукционе на право заключения договора кредита под залог акций акционерного общества «Норильский никель» была установлена в долларовом эквиваленте 170 млн. долларов. Победитель аукциона – «Онэксим-банк» (в качестве гаранта выступал АКБ «Международная финансовая компания») предложил 170,1 млн. долларов. Еще два участника – ООО «Реола» (гарант – тот же АКБ МФК) и сам АКБ МФК, но гарантом являлся уже «Онэксим-банк».
В соответствии с «Обязательными условиями договора кредита», утвержденными Указом Президента от 31 августа 1995 года № 889, первой датой, до которой предоставляется кредит, является дата «погашения Заемщиком обязательств по договору кредита из средств федерального бюджета». Однако во всех договорах кредита записано: «… из средств федерального бюджета 1995 года, т.е. до 1 января 1996 года», что противоречит самому смыслу проведения аукционов. Аукционы проводились в целях обеспечения поступлений в бюджет именно 1995 года, следовательно, погашение обязательств за счет средств федерального бюджета этого же года является совершенно абсурдным с точки зрения покрытия дефицита федерального бюджета.
В бюджете 1995 года средств на погашение по договорам кредита предусмотрено, естественно, не было. Намеренное искажение первоначального смысла полностью исключило право Заемщика на погашение обязательств по договору кредита из средств федерального бюджета 1995 года. Фактически это означало, что вместо передачи акций в залог, т.е. временного использования федеральной собственности, происходила продажа акций.
В соответствии с «Правилами проведения аукционов на право заключения договоров кредита, залога находящихся в федеральной собственности акций и комиссии», утвержденными Указом Президента РФ от 31 августа 1995 года № 889, предоставление кредита должно было производиться кредитором одной суммой путем перевода всей суммы кредита в рублях на указанный Заемщиком счет в Центральном банке РФ. Однако в договорах кредита записано, что предоставление кредита производится на специальные блокированные счета Минфина России в «Онэксим-банке» или в банке «Империал» или даже на валютные счета Минфина России в том же «Онэксим-банке» или в банке «Менатеп» (в двух договорах вообще не указан номер счета, на который необходимо перечислять сумму кредита).
При этом, если в договорах кредита предусмотрены штрафные санкции к Кредитору за задержку платежа, то за задержку платежа с блокированных счетов порядком их обслуживания, утвержденным Министерством финансов и соответствующим коммерческим банком, никаких санкций уже не предусмотрено, что привело к значительным задержкам платежей.
По договору кредита от 13 декабря 1995 года № 8-КЗ («Новороссийское морское пароходство») предусмотрено предоставление кредита по частям (80 и 20 процентов), что является грубым нарушением вышеуказанных «Правил…».
В 8 договорах из 12 допускалось предоставление кредита в иностранной валюте.
Два договора кредита были заключены 28 декабря 1995 года со сроками предоставления кредита, выходящими за рамки 1995 года.
За пользование кредитом Заемщик должен уплачивать Кредитору проценты в рублях по ставке ЛИБОР. Однако в 8 договорах из 12 указана ставка ПИБОР, что противоречит «Обязательным условиям Договора кредита», утвержденным Указом Президента РФ от 31 августа 1995 г. № 889.
Временно свободные средства Минфина были размещены, в том числе, в тех коммерческих банках, которые были победителями в пяти залоговых аукционах: в АБ «Империал» - 80 млн. долларов США при общей сумме в двух договорах кредита в 48,3 млн. долларов;
в банке «Менатеп» - 120 млн. долларов при общей сумме двух договоров кредита в 163,125 млн.;
в «Столичном банке сбережений» - 137,1 млн. при сумме кредита в 100,3 млн.
что подтверждает использование коммерческими банками средств Минфина при кредитовании Правительства под залог акций.
В 8 аукционах из 12 начальная цена была превышена на чисто символическую величину, а именно (по соответствующим договорам кредита):
№ 1-КЗ начальная цена – 5 млн., конечная – 6,05 млн.
№ 2-КЗ начальная цена – 170 млн., конечная – 170,1 млн.
№ 4-КЗ начальная цена 150 млн., конечная – 159 млн.
№ 5-КЗ начальная цена 4 млн., конечная 4,125 млн.
№ 6-КЗ начальная цена 30 млн., конечная 31 млн.
№ 9-КЗ начальная цена 35 млн., конечная 35,01 млн.
№ 10-КЗ начальная цена 20 млн., конечная 20,01 млн.
№ 11-КЗ начальная цена 100 млн., конечная 100,3 млн.
По договору кредита № 4-КЗ под залог акций АООТ «НК «ЮКОС» поступление основной суммы кредита в 714 684 320 тыс. рублей на счет в Центральном банке РФ, как определено Указом Президента № 889, вообще документально не подтверждено.
По 6 договорам кредита в доход федерального бюджета деньги поступили с различными сроками задержки платежей.
Суммарный ущерб, нанесенный таким образом федеральному бюджету, составляет 68, 9533 млрд. рублей.
Существо сделки кредитования Российской Федерации под залог акций российских предприятий заключалось в том, что Минфин России, предварительно разместил на счетах банков – участников консорциума средства в сумме практически равной кредиту, который впоследствии был передан Правительству РФ под залог акций российских наиболее производительных предприятий. В результате средства, временно переданные банкам, были возвращены, но передача пакетов акций была оформлена таким образом, что акции остались в собственности банков.
Таким образом, залоговые аукционы носят все признаки сделки притворной, направленной на отчуждение федеральной собственности фактически бесплатно.
Самые дорогие залоговые аукционы
Компания | Выставлено акций на аукцион (%) | Цена акций на аукционе (ноябрь – декабрь 1995 г.) | Рыночная стоимость, исходя из цены акций на аукционе | Рыночная стоимость на 1 августа 1997 г. |
«Лукойл» | 5 | 35 | 700 | 15 839 |
«Юкос» | 45 | 159 | 353 | 6 214 |
«Сургут Нефтегаз» | 40 | 88 | 220 | 5 689 |
«Сиданко» | 51 | 130 | 255 | 5 113 |
«Сибнефть» | 51 | 100 | 196 | 4 968 |
«Норильский никель» | 51 (голосующих» | 170 | 333 | 1 890 |
Информация о работе История приватизации в России: теория и практика