Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 23:20, курсовая работа
В своей работе я попытаюсь вскрыть некоторые тенденции в развитии форм
правления в целях анализа плюсов и минусов различных институтов, форм,
структур. Это особенно важно в связи с тем, что подобные процессы
развиваются и в России. Их отражает новая Конституция России. Она
предусматривает создание полупрезидентской, полупарламентарной республики с
доминирующим положением президента в структуре власти. В этой смешанной
форме учтены положительные стороны обеих традиционных форм, в частности
стабильность правительства и его подконтрольность парламенту. Путем
применения института двойной ответственности (перед Государственной Думой и
президентом), усложнения процедуры вотума недоверия преодолеваются
негативные стороны как президентской, так и парламентарной форм правления.
1. Форма государства.
1.1. Понятие формы государства и ее составные части.
1.2. Классификация государственных форм.
2. Форма правления.
2.1. Понятие.
2.2. Характеристика форм правления.
2.2.1. Монархия.
2.2.2. Республика.
3. Нетипичные формы правления.
3.1. “Республиканская монархия”.
3.2. Суперпрезидентские республики Латинской Америки.
3.3. “Монархическая республика”.
3.4. Полупрезидентская полупарламентская республика.
монархией либо республикой.
Монархия - форма правления, при которой верховная власть принадлежит
одному лицу, осуществляющему эту власть по собственному праву родства или
наследства, юридически бессрочно и безответственно.
Республика - форма правления, при которой верховная власть в
государстве является избираемой, а потому срочной и юридически
ответственной.
По форме государственного
сложным. Простое государство не имеет в своем составе частей, обладающих
суверенитетом. Сложное государство имеет в своем составе такие части.
По политическому режиму
и антидемократические.
Демократическое государство - такое, в котором власть исходит от
большинства, обладающего правом направлять государственную политику.
Антидемократическое
меньшинства, где большинство по закону отстранено от участия в делах
государства.
Разобравшись с вопросом, что включает в себя понятие формы государства
и каковы его составные части, мы можем перейти к подробному рассмотрению
одной
из них - формы правления.
2. Форма
правления
2.1. Понятие
Под формой правления, как уже было сказано выше, мы понимаем систему
формирования и взаимоотношений главы государства, высших органов
законодательной и исполнительной власти. Форма правления исторически
складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и
политических сил соответствующего общества.
Форма правления имеет основополагающее значение для изучения
конституционно-правового регулирования организации и функционирования
государства. Это не просто теоретическая абстрактная категория науки,
как, скажем, суверенитет или народовластие, а тот ключ, с помощью которого
мы только и можем разобраться в смысле той или иной системы органов
государственной власти, установленной конституцией соответствующего
государства.
При аграрном строе значение формы правления сводилось лишь к
определению того, каким образом замещается должность главы государства
- в
порядке наследования или
и перехода к индустриальному строю, сопровождавшегося ослаблением власти
монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы
правления стали обогащаться: наибольшую значимость приобрело не то,
наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как
организуются отношения между главой государства, парламентом,
правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, - словом, как
устроено разделение властей. И сегодня при анализе формы правления
конкретного государства нас прежде всего интересует не то, республика
это или монархия, а то, какая разновидность республики или монархии здесь
установлена.
2.2. Характеристика форм правления.
Как мы видели, порядком замещения должности главы государства
определяются две основные формы правления - монархия и республика.
Разновидности же их определяются соотношением полномочий законодательной
и исполнительной власти, распределенных между главой государства,
парламентом и правительством в конкретной стране, и вытекающим отсюда
порядком их формирования.
Монархия была характерна для аграрного строя, хотя и в то время в
отдельных странах существовали республики. Переход к индустриальному
строю
нередко сопровождался
крупнейшим феодалом, и установлением республиканской формы правления.
Однако в ряде высокоразвитых стран монархия сохранилась до настоящего
времени.
Более того, не всегда мы можем с легкостью определить, с каким
государством
- монархическим или
Малайзии и в Объединенных Арабских Эмиратах существует форма правления,
которую обычно называют выборной монархией, о чем более подробно пойдет
речь далее. В данной связи стоит лишний раз вспомнить о том, что
любая
классификация в той или иной
мере условна.
2.2.1. Монархия
В переводе с греческого
в современном понимании монархия - не просто власть одного, но власть
наследуемая. Эта власть нередко обожествляется. В Японии Император до 1945
г. считался сыном богини Солнца - Аматерасу. Ныне божественное
происхождение власти монарха мало кого волнует: из истории известно, что
феодалы
становились монархами и
результате иногда выборов (разумеется, не всенародных), чаще насилия,
изредка приглашения, т.е. вполне земных процедур. Из этого исходит и
большинство
действующих конституций
Главное, однако, не в том, как
в конституции
Бельгийская конституция 1831 г., например, вообще такой характеристики не
содержит. Главное - в полномочиях монарха. В зависимости от того, каковы
они, мы различаем монархические формы правления.
Абсолютная монархия типична для позднего феодализма, когда в глубинах
аграрного
строя вызревают зачатки
Характеризуется она тем, что
в руках монарха
полнота государственной власти. Он сам издает законы, может непосредственно
руководить административной деятельностью или назначать для этого
правительство, вершит высший суд. Никаких ограничений его власти нет, по
крайней мере юридических, хотя политические, морально-этические,
религиозные и иные могут присутствовать и обычно в той или иной
мере присутствуют. Подданные изначально юридически бесправные,
поскольку монарх не наделил их какими-то правами и не отобрал эти права.
В современных условиях абсолютная монархия - раритет
(чрезвычайная редкость). В качестве примера можно упомянуть Саудовскую
Аравию, Оман.
Для абсолютной монархии
а государственный режим именуется абсолютизмом.
Дуалистическая монархия - первоначальная форма ограниченной, или
конституционной, монархии. Здесь мы наблюдаем уже возникающее или довольно
развитое разделение властей, во всяком случае, отделение законодательной
власти от исполнительной.
Законодательная власть принадлежит в принципе парламенту, который
избирается подданными или определенной частью их, если избирательное право
цензовое. Исполнительная власть принадлежит монарху, который может
осуществлять ее непосредственно или через назначаемое им правительство.
Судебная власть принадлежит монарху, но может быть более или менее
независимой.
Однако разделение властей при данной форме правления обычно
урезанное. Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом
абсолютного вето, то есть без его утверждения закон в силу не вступит.
Кроме того, монарх обычно может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу
закона и даже более высокую, а главное, может распускать парламент, заменяя
фактически дуалистическую монархию абсолютной. Например, в Иордании после
роспуска парламента в 1974 г. очередные парламентские выборы состоялись
лишь в 1989-м.
Правительство, если таковое есть, за свою деятельность несет
ответственность лишь перед монархом, но отнюдь не перед парламентом.
Последний может воздействовать на правительство, только используя свое
правило устанавливать бюджет государства. Рычаг этот, хотя и достаточно
мощный, может, однако, использоваться лишь раз в году, а кроме того,
депутаты, вступая в конфликт с правительством или через него - с
монархом, не могут не ощущать постоянной угрозы роспуска парламента.
Как и для абсолютной монархии, для монархии дуалистической типичен
авторитарный политический режим. Государственный же режим может